Нур Отан - реальная опора Президента.

 

Интервью главного редактора ИАЦ МГУ Джанибека Сулеева с генеральным директором Центра Алексеем Власовым
****************************************************************************
 
Уважаемый Алексей Викторович, не так давно в Казахстане завершился съезд партии "Нур Отан", и  есть возможность дать какие-то более взвешенные, глубокие характеристики тех решений, которые были приняты на съезде и поговорить о перспективах дальнейшего развития как самой партии власти и так и всего партийно-политического пространства РК. Какие основные моменты прошедшего съезда вам показались наиболее важными?
 
Прежде всего, мне показалось, что тональность президентского выступления  свидетельствует о том, что Нурсултан Назарбаев рассматривает НДП "Нур Отан" как один из важнейших инструментов реализации программы дальнейшей модернизации  политического пространства Казахтана. Накануне съезда было много разговоров о предстоящих изменениях в руководстве партии, об изменении программных установок президента Казахстана  в разрез с той линией, которую проводил партийный менеджмент последние полгода.
Но ничего этого не произошло. Сама тональность выступления лидера государства и смыслы, вкладываемые в заявления высших партийных руководителей, свидетельствуют, что партийный менеджмент, несомненно. получил поддержку со стороны президента. Это означает, что на ближайшее время  позитивный тренд, который определился в период участия НДП "Нур Отан" в разработке антикризисной программы, будет продолжен. От того насколько успешным будет внутреннее реформирование партии,  зависит многое, в том числе и контуры политического пространства Казахстана на ближайшее время.
 
Алексей Викторович, а что вы имеете в виду под внутренним реформированием партии?
 
Превращение НДП "Нур Отан" в партию в классическом понимании этого слова. Потому что на протяжении многих лет партия власти, не только в Казахстане, но в других странах постсоветского пространства, были механизмами для сбора голосов на выборах. Они ретранслировали программные установки национальных лидеров. - не более В России это были Ельцин, Путин. а в Казахстане - Нурсултан Назарбаев. Но партии власти фактически не дополняли эти установки содержательно, не искали своего места в системе механизмов, поддерживающих курс реформ.
Сейчас ситуация меняется, президенту и лидеру "Нур Отан" нужна реальная поддержка. Ситуация и в экономике, и в политической сфере достаточно не простая. Она не критична, но требует использования  более тонких системнонастроенных механизмов. А "Нур Отан" называют, что ни для кого не секрет,  пятым колесом в телеге исполнительной власти.
Сейчас мы можем заметить, как меняется ситуация. Партийный менеджмент стремится к тому, чтобы стать не просто партией при власти, а партией реальной власти. Целый ряд инициатив, которые НДП "Нур Отан"  реализует продиктованы логикой модернизации, проводимой президентом Казахстана. т.е. это не какой-то отдельный обособленный вектор развития, а  составная часть более общей стратегической установки на развитие нового курса реформ партийно-политического пространтва: борьба с коррупцией, контроль за органами исполнительной власти и, в конечном счете, кадровое обновление "Нур Отан".
 
На недавней встрече в Айт-парке вы  говорили о том, что каждому выступлению  эксперта должен соответствовать определенный жанр. Вы же пока больше говорите комплиментарные вещи для Казахстана. Но, наверно, нельзя сказать, что абсолютно все в нынешнем состоянии НДП "Нур Отан" соответствует потребностям времени.
 
Вы абсолютно правы. Конечно, так оно и есть. С другой стороны уже хорошо, что проблемные зоны очевидны, и при наличии соответствующего качества партийных менеджеров, эти задачи могут быть решены в ближайшей перспективе. Я бы обозначил три проблемные зоны:
-  дефицит квалифицированных управленческих кадров на всех уровнях.
- необходимо более четкое позиционирование "Нур Отан" по отношению к другим органам исполнительной власти -  по отношению к администрации президента, по отношению к правительству. Очевидно, что фракция НДП "Нур Отан" должна работать более активно в Межлисе.
- проблема партийных  think tank. Например, . "Единая Россия" сильно поднялась из-за того, что были привлечены к экспертной работе партии самые сильные российские аналитические структуры , затем были образованы пратийные клубы, вроде Центра социальной и консервативной политики. Я знаю, что у НДП "Нур  Отан" существует экономический клуб, который собирается, как я понимаю, не достаточно регулярно. Это всего лишь капля в море, такие вещи должны быть представлены более широко, более системно.
Должно быть понимание, что их роль и задача в выработке программе преобразований должна быть эффективнее, чем сейчас.  Раньше партия обслуживала интересы исполнительной власти, сейчас она должна идти уже в русле самостоятельной политики. Проще этот сценарий прописать на бумаге, расписать пошагово, но гораздо сложнее изменить менталитет, психологию отношений внутри структур госаппарата,  который, взитрает на  партию власти взирает как на придаток, не очень нужный механизм.
Сразу становится понятно, что самая насущная задача на данный момент - активизация общественной инициативы, активизация связи между обществом и властью. Партия должна стать коммуникатором этих импульсов. Такую страну как Казахстан держать в режиме ручного управления достаточно долго практически не возможно. Сейчас как нельзя более актуальны обращения к общественным инициативам. Я думаю. что НДП "Нур Отан" в этом контексте будет играть особо важную роль.     
 
Вы уже неоднократно, в том числе выступая на конференции, посвященной межэтническому согласию, говорили о необходимости более активного обращения к общественным инициативам. Поясните, что это означает для Казахстана?
 
В своем выступлении на конференции, я подчеркнул, что АНК сыграла огромную роль в тот момент, когда нужно было построить оптимальную модель межэтнического и межконфессионального согласия через системную государственную политику. Сейчас наступает  момент, когда меняется ключевой тренд, когда государство постепенно начинает перемещать эти механизмы и инструменты на местах, и здесь не акимы,  ни депортаменты внутренней политики, а институты гражданского общества неизбежно возьмут на себя часть функций, которые до этого момента целиком находились в руках государства.
И это не только по линии АНК. Когда на съезде "Нур Отан" прозвучали слова о создании общенациональной коалиции в поддержку реформ, президент Казахстана, полагаю,  говорил не о каком-то бюрократическом продуманном и оформленном на бумаге образовании, а о инструментах активизации общественной инициативы, с тем, чтобы каждый гражданин Казахстана почувствовал себя сопричастным к  делам, которые совершает партия. Без этого фактора отношение к партии ровно так, как и к государственным органам по-прежнему остается отстраненным, а порой даже и негативным.
Это очень сложный процесс. Я еще раз хотел бы подчеркнуть, что многое зависит от того, насколько партия сможет позиционировать себя как эффективный социальный лифт.
И второй момент, я как всегда скажу, что Карфаген должен быть разрушен. Если Казахстан не решит проблему качества кадров, особенно на местах, то  стратегические установки, которые  выдвигает  президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, будет выполнить неимоверно трудно.
Полагаю, что как раз действия нового партийного менеджмента "Нур Отана" могут стать  дополнительным ресурсом для создания нового кадрового ресурса.

  Вопрос о преодолении  кадрового дефицита, на ряду с задачами сохранения социальной стабильности, станет для НДП "Нур Отан" одной из важнейших стратегических задач на ближайшее будущее.             

 

Алексей Власов.

ИАЦ МГУ

Комментарии