Казахстан и реформа ООН. С чего начать?

Рубрика: 

В последнее время в мировых политических и экспертных кругах формируется достаточно скептическое отношение к деятельности большинства международных институтов, как политических, так и экономических. Глобальный кризис максимально рельефно проявил слабые стороны "классических" интеграционных структур, таких как ООН, ОБСЕ, МВФ.
Эти слабости предопределены проблемами внутреннего характера: чрезмерной бюрократизацией, несовершенством структурных элементов, противоречиями между главными донорами глобальных международных проектов. Раздаются голоса, что в реалиях XXI века таким организациям как ООН может и не найтись достойного места. Что это: преувеличение или реальная оценка?
Казахстанские политики прекрасно осознают, что от ответа на этот вопрос будет зависеть возможность сохранения глобальных диалоговых площадок. В русле стратегической линии, определенной президентом РК Нурсултаном Назарбаевым, ставится задача инициировать эффективное реформирование этих структур, а не ломать устоявшуюся схему.
Известный казахстанский эксперт М. Шайхутдинов отмечает: "ООН играет все меньшую роль в урегулировании международных конфликтов и демонстрирует свою неспособность принимать эффективные меры в деле укрепления мира и международной законности".
В продолжение этой темы экс-глава казахстанского МИДа Касым-Жомарт Токаев определил  направления, в которых деятельность ООН должна проявляться более активно. Это преодоление таких глобальных проблем, как терроризм, бедность, торговля людьми, техногенные катастрофы. Сюда можно добавить огромный комплекс экологических проблем, особенно актуальных для центрально-азиатского региона.
Но остается другой вопрос: через какие инструменты можно реализовать эти глобальные цели? В свое время президент Казахстана Нурсултан Назарбаев высказал важнейшую мысль о необходимости расширения Совета безопасности ООН по линии как постоянных, так и не постоянных членов на основе справедливой географической представленности и уважения суверенного равенства государств.
Предложение казахстанского лидера продиктовано не только общей мотивацией справедливости и защитой интересов "малых" игроков по отношению к "большим". Заявленные меры должны работать на решение еще одного фундаментального вопроса - преодоление чрезмерной бюрократизации и непрозрачности деятельности ООН.
Одновременно ООН, по мнению казахстанского руководства, должна наладить и взаимодействие с крупными интеграционными проектами на постсоветском пространстве: ШОС, ОДКБ и ЕврАзЭС. Затягивание процесса реформирования ООН неизбежно усилит низкую эффективность ее структур, что, кстати, хорошо заметно и на примере деятельности институтов Организации и в самом Казахстане, где достаточно часто структуры ООН концентрируют свое внимание на проблемах второстепенного характера, в то время, как более острые вопросы по-прежнему остаются незамеченными.
Нет сомнений в том, что Казахстан готов обратить самое серьезное внимание ООН на комплекс проблем, которые составляют серьезные риски для Центральной Азии и для Азиатского региона в целом, как в рамках ПРО ООН, УНП, так и ЮНФПА.
 Сформирован огромный потенциал сотрудничества РК с другими учреждениями через развитие специализированных программ и фондов. Но также очевидно, что программа "Цели развития тысячелетия" в настоящий момент нуждается в самом серьезном переосмыслении, и от того, насколько конструктивно будут восприняты казахстанские инициативы в руководстве ООН, во многом зависит "адаптация" целей и задач этой важнейшей международной организации к потребностям нового времени.

Марина Мамцева

ia-centr.ru

 

Комментарии

focOPX jgqpmebsscsv, [url=http://zqhsppefwpnw.com/]zqhsppefwpnw[/url], [link=http://fglbnuyrpauj.com/]fglbnuyrpauj[/link], http://zgpbnqiprotm.com/