Выступление председателя ДП «Әділет» на третьем Межпартийном Совете

 

                                                                Уважаемые участники Совета!
29 мая на расширенном заседании правительства ФНБ «Самрук-Казына»  отчитался о ходе реализации совместного Антикризисного плана правительства, Национального банка и Агентства по финансовому надзору Республики Казахстан. Судя по отчету, Антикризисный план успешно выполняется, а освоение средств, выделенных на его реализацию, идет даже с опережением графика. На самом деле это создает излишне оптимистическую картину. Многие вопросы, связанные со стабилизацией ситуации в стране, выходом из кризиса и посткризисного развития, остаются вне поля зрения.
Например, ситуация в банковской сфере. Так, правительством было заявлено, что государство будет участвовать в капитализации четырех системообразующих банков, на что предусматривалось выделить 125 млрд. тенге. На деле же принудительный выкуп дополнительной эмиссии только «БТА Банка» обошелся государству в 251,3 миллиарда тенге.  
Был также создан Фонд стрессовых активов и заявлено о его капитализации до 122 миллиарда тенге. Однако, что мы имеем сегодня? Концепция деятельности ФСА до сих пор так и не разработана, мало того деньги, выделенные на его капитализацию, перенаправлены на другие направления.
Такая же картина складывается и с поддержкой субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ), так-как выделенные в эту сферу кредиты мало способствуют росту национальной экономики. Партия «Әділет» считает, что действия Правительства по поддержке МСБ не совсем системны и последовательны. Все внимание правительства было уделено кредитованию субъектов МСБ в рамках принятой программы кредитования через институты развития и банки второго уровня.
Кредиты получили 2048 субъектов МСБ на общую сумму 127 млрд. тенге. Средняя ставка кредитования по условиям программы составила 12,5% годовых. Две трети выделенных кредитов были направлены на рефинансирование действующих проектов, треть – на финансирование новых проектов. При этом, средний размер кредита составил около 62 млн. тенге. Поэтому, очевидно, что кредитовались не столько малый бизнес, сколько средние предприятия, в связи с чем, по данным бизнес-сообщества до половины предприятий МСБ закрылись или уходят в теневой сектор экономики. 
Кроме того в Плане совместных действий Правительства, нацбанка и АФН предусматривались меры по снижению административных барьеров, обеспечению субъектов МСБ стабильными заказами в рамках государственных закупок, а также разработке программы микрокредитования в сельской местности, созданию Центров поддержки предпринимательства, упрощению лицензирования экспорта и импорта. Официальные сведения о состоянии реализации Плана в  этих направлениях пока неизвестны.
Особо стоит вопрос о поддержке МСБ в сельской местности и аграрного сектора, где также отсутствует системность решения проблем. Было бы целесообразно этому вопросу посвятить специальное заседание Совета, т.к. уже приближается пора уборки, а на Совете Безопасности – рассматривались вопросы продовольственной безопасности.
В чем мы видим главные недоработки правительства в реализации Антикризисного плана?
В Плане совместных действий заявлялось, что Правительство в 2009г. разработает «Стратегию социально-экономического развития Казахстана до 2020 года» и что «это будет первая национальная стратегическая программа развития страны, учитывающая новые принципы планирования, ориентированного на результат». Однако вот прошло уже почти полгода, а о «Стратегии» ни слуху, ни духу. Мало того, целый ряд государственных органов, холдингов и национальных компаний перенесли сроки проведения большинства конкурсов по государственным закупкам на июнь-июль 2009г.
Как мы заявляли неоднократно,   бизнесу в первую очередь необходимы четкие ориентиры, которое государство должно конкретно и как можно быстрее определить в «Стратегии», в широко освещаемой информации обо всех планируемых и осуществляемых государством инвестиционных проектах. Эта информация  должна включать сведения об операторах, а также общие объемы выделяемых средств и их источники. И уже под эти ориентиры бизнесу будут востребованы мощные кредитные ресурсы.
Увеличение рисков развала финансовой системы, с нашей точки зрения, связано, в том числе и с постоянно запаздывающей реакцией Правительства на поток все более негативной информации из этого сектора. В частности только за апрель наблюдается существенное снижение совокупных активов банковского сектора (на 2,5%, до 13 трлн. 762,9 млрд. тенге), сокращение общего объема депозитов (на 4,7% до 7 трлн. 707,1 млрд. тенге). Размер просроченной задолженности в кредитном портфеле банков   увеличился в апреле на 25,5% (а с начала года в 2,1 раза до 1, 5 трлн. тенге).
Именно поэтому, мы еще раз предлагаем Правительству обратить пристальное внимание  на предложенные 14 апреля 2009г. на втором межпартийном совете партией «Әділет» «Меры по стабилизации финансовой системы» и предпринять действия по скорейшему их осуществлению. Сейчас вам будут дополнительно розданы материалы с нашими предложениями.
Мы продолжаем заявлять о необходимости существенного снижения в условиях кризиса налоговых ставок для бизнеса. В частности, мы предлагаем снизить ставку НДС до 8%, а социальный налог до 7%.
В то время, когда основную часть доходов государственного бюджета составляют налоги и другие платежи от предприятий добывающих компаний, снижения ставок НДС и социального налога к существенному снижению доходов государственного бюджета не приведет. Тем более, что наблюдается устойчивая позитивная тенденция динамики мировых цен основные позиции казахстанского экспорта (цена нефти поднялась с 36 до 66 долларов за баррель).
Важным становится разработка новой Концепции управления формированием и использованием средств Национального фонда. В частности, принципов использования средств Национального фонда в кризисных ситуациях и нормальном режиме функционирования казахстанской экономики. 
Не может быть никаких сомнений, что предлагаемые нами меры позволят оказать значительную поддержку предпринимателям. Только подняв отечественный бизнес на ноги, мы можем говорить о возможности долгосрочного роста нашей экономики и повышения уровня жизни казахстанцев.
 
 
 
                                                                  М.С.Нарикбаев
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Предложения ДП «Әділет» на 3-м межпартийном совете "О мерах по стабилизации финансовой системы"
3 июня, г. Астана
 
Таблица 1. Классификация займов банков второго уровня (по данным АФН)
 
01.01.2008
01.01.2009
01.05.2009
Общая сумма займов
8 868 305 938
9 244 542 840
10 204 509 723
Сомнительные 1-5 категории, тыс.тенге
5 218 665 643
4 865 033 803
5 029 573 123
% к общей сумме займов
58,8
52,6
49,3
Сомнительные 5-й категорий, тыс. тенге
104 754 160
253 209 862
823 148 498
% к общей сумме займов
1,18
2,74
8,06
Безнадежные , тыс.тенге
131 407 715
402 207 399
766 821 069
% к общей сумме займов
1,48
4,35
7,51
Стандартные , тыс.тенге
3 518 232 580
3 977 301 638
4 408 115 531
% к общей сумме займов
39,67
43,0
43,2
В соответствии с вышеприведенными данными видно, с начала 2009г. доля сомнительных займов 5-й категории увеличилась за 4 месяца в 3,2 раза (в абсолютном выражении на 570 млрд. тенге), а доля безнадежных займов увеличилась в 1,9 раза (в абсолютном выражении на 364 млрд. тенге).Наблюдается стремительное ухудшение качества кредитного портфеля банков.
 
Вместе с тем увеличивается количество убыточных банков. 
Таблица 2. Убытки банков  за апрель 2009г., млрд.тенге:
БТА Банк
Народный банк Казахстана
Альянс Банк
Темiрбанк
Всего 4 банка
- 256,9
- 13,8
-44,6
-17,7
-332,4
Как мы видим, убытки только четырех этих банков превысили заодин месяц 2,2 миллиарда долларов США.
 
Самое большое беспокойство вызывают темпы снижения депозитов юридических лиц в банках, что ясно указывает на динамику «сворачивания» отечественного бизнеса.
Таблица 3.Отток депозитов юридических лиц, млрд. тенге:
Казком-мерцбанк
БТА Банк
Народный банк Казахстана
Альянс банк
Темiрбанк
- 30,5
-51,7
-254
- 6.74
- 6.74
 
 
 
 
 
 
Оздоровление экономики Казахстана неразрывно связано с  улучшением ситуации в  банковской системе, которая  определяет финансовую стабильность в нашей стране.
Меры, предлагаемые ДП «Әділет» в рамках стабилизации финансовой системы и оздоровления экономики.
 
 Первое, что требует немедленной реализации, так это начало реального функционирования Фонда стрессовых активов. Сегодня на счета этого Фонда уже перечислено более 72 миллиарда тенге. Но до сих пор (а с момента создания Фонда прошло уже больше полугода) не утверждена Концепция работы ФСА. Мало того, средства, предусмотренные на капитализацию АО "Фонд стрессовых активов", полностью перераспределены.
Необходимы смелые и радикальные шаги для решения накопившихся проблем. Мы выражаем уверенность, что еще не пройдена черта, за которой уже любые действия могут оказаться бесполезными.
 
1.     Необходимо увеличить капитализацию АО «Фонд стрессовых активов» с запланированных ранее 122 миллиарда тенге до 300 миллиардов тенге (до 20% от максимально необходимой суммы).
2.     Банки должны представить в ФСА перечень реализуемых реструктурированных стрессовых активов (классифицированным по 1-4 категориям сомнительности), кроме активов по кредитам фирм-застройщиков.
3.     ФСА совместно с привлеченной независимой аудиторской компанией проводит анализ представленных к выкупу активов.
4.     ФСА выкупает все представленные стрессовые активы (кроме не обеспеченных залогом или стоимость залога которых на момент заключения кредитного договора не покрывала сумм выданных кредитов) по дисконтной цене сроком на 2,3, 4 и 5 лет. Решение о фактическом сроке выкупа принимает БВУ. Сроки до погашения кредита в активах, выкупаемых на соответствующий срок должен превышать срок обратного выкупа активов не менее чем на 12 месяцев.
5.     Выкупаемая дисконтная цена должна содержать в себе возможность получения ФСА рыночной прибыли для обеспечения рыночной привлекательности эмитируемых впоследствии под залог этих активов ценных бумаг (облигаций ФСА с соответствующими сроками погашения).
6.     ФСА выпускает обеспеченные этими активами облигации.
7.     БВУ обязуются выкупить по истечению срока обратно все активы у ФСА по номинальной стоимости. БВУ должны иметь возможность досрочного выкупа активов. В этом случае стоимость обратного выкупа будет меньше номинала и будет рассчитана с учетом фактического времени нахождения активов во владении ФСА и указанной выше доходности.
8.     В случае отказа в обратном выкупе со стороны банка, ФСА должен иметь возможность принудительного обмена этих активов на другие равнозначные и ликвидные активы банка.
 
Второе Банки, выдавшие ипотечные и коммерческие кредиты должны заявить о готовности к реструктуризации ранее выданных кредитов для всех заемщиков (пожелавших пойти на этот шаг).
1.     Банки объявляют о готовности к реструктуризации всех сомнительных кредитов.
2.     Одним из условий реструктуризации является возможность получения каникул (до двух лет) по выплате процентов и/или основной суммы долга.
3.     При предоставлении каникул сроки окончательного погашения сдвигаются на 5-7лет с тем, чтобы общая доходность по данным кредитам не уменьшалась.
4.     Не подлежат реструктуризации кредиты, выданные фирмам-застройщикам.
 
Третье необходимо начать реализацию озвученных в Послании Президента инфраструктурных проектов. Необходимо:
1.     Опубликовать в доступных для большинства казахстанцев СМИ полную и подробную информацию по всем инфраструктурным проектам, включая сведения об операторах, а также общие объемы выделяемых средств и их источники.
2.     В кратчайшие сроки подготовить проектно-техническую документацию по инфраструктурным проектам.
3.     Опубликовать даты проведения конкурсов по государственным закупкам и даты начала и окончания этих проектов.
4.     Конкурсы по государственным закупкам осуществлять путем проведения аукционов по голландскому методу в присутствии СМИ и всех заинтересованных сторон.
 
Это позволит бизнесу получить ориентиры для подготовки качественных бизнес-планов, а банкам позволит снизить соответствующие риски при выдаче кредитов.
Прочно прижившаяся нашей стране практика, когда основная масса конкурсов по государственным закупкам начиналась апреле-мае, а реальные средства по этим проектам начинали поступать только в июне-июле, еще как-то могла быть оправдана в благополучные годы, в период же разрастания кризиса эта практика губительна.
 
Для нас очевидно, что для нормализации функционирования финансовой системы Казахстана необходимо очищать БВУ от всех (отвечающих вышеуказанным критериям) представленных к реализации стрессовых активов. Для этих целей ФСА может потребоваться от 0,3 до 1,5 триллионов тенге. Часть этих средств могут быть получены из пенсионных фондов, которые в условиях снижения доходности по всем инвестируемым в настоящее время инструментам, ухватятся за эту возможность, позволяющую получать высокую доходность при низких рисках. Также средства можно будет получить от международных хедж-фондов и других инвестиционных фондов, ориентированных на инвестиции с высоким уровнем риска и доходности. Даже в условиях глобального кризиса и бегства от рисков всегда найдутся фонды, ищущие подобные возможности для вложений. В случае необходимости  можно (и нужно) использовать средства Национального фонда.
Оперативное и полное решение этих вопросов:
1.     Существенно облегчит финансового положения бизнесменов и ипотечников.
2.     Обеспечит БВУ реальным объемом наличности, обеспечив карт-бланш (возможность начать с чистого листа).
3.     Повысит позитивные настроения и позволит оздоровить экономику, что будет способствовать увеличению кредитованию реальной экономики и повысит уверенность менеджеров банков и Правительства (в случае выдачи государственных средств) в возвратности выдаваемых кредитов.
4.     Оживление экономики повлечет за собой повсеместное повышение стоимости активов и увеличит их ликвидность.
5.     Существенно увеличит занятость населения.
6.     Снизит социальную напряженность в обществе
Эти меры вместе с Правительственными Планами по реализации инфраструктурных проектов, строительству арендного жилья, развитию агропромышленного комплекса позволят нашей стране менее болезненно пережить самый масштабный мировой экономический кризис за последнее столетие.
 

Политсовет ДП «Әділет» (3 июня, г. Астана)