Итоги столичной недели: О пользе коммуникации или воздержание оппозиции

В конце прошлой недели в парламенте и в правительстве сформировано новое руководство после выборов 10 января: спикером мажилиса вновь стал Нурлан Нигматулин, премьер-министром вновь стал Аскар Мамин. При этом новый состав нижней палаты по-разному отреагировал на этих кандидатуры – за Нигматулина мажилисмены проголосовали единогласно, а вот от голосования за Мамина воздержались сразу две оппозиционные фракции – партии «Ак Жол» и Народной Партии Казахстана. Аргументация при этом, если уж совсем упростить ее, была следующая: Нигматулин умеет слушать и слышать окружающих, правительство Мамина – нет. Учитывая, что избранный на свой пост второй раз подряд спикер мажилиса является представителем партии Nur Otan, можно сделать вывод о том, каким кредитом доверия партия власти пользуется у конструктивной оппозиции. 

Напомним, что Нурлан Нигматулин был спикером нижней палаты парламента предыдущего созыва с июня 2016 года – и время сделать выводы о нем у фракций двух прошедших в мажилис партий, «Ак Жола» и НПК (бывших народных коммунистов) было с лихвой. После выборов в мажилис 10 января этого года новому составу парламентской палаты предстояло в пятницу выбрать состав своего руководства, а также утвердить кандидатуру премьер-министра (правительство по окончании выборов автоматически ушло в отставку согласно действующему законодательству). Накануне первого заседания мажилиса в новом составе лидер партии Nur Otan, Нурсултан Назарбаев предложил однопартийцам, которые получили 76 мандатов в новом созыве, то есть составили подавляющее большинство (у «Ак жол» – 12 мандатов и у НПК – 10), выдвинуть на пост председателя палаты Нурлана Нигматулина.

«Вчера на заседании фракции Nur Otan председатель партии Нурсултан Назарбаев предложил выдвинуть кандидатуру депутата Нурлана Нигматулина на пост председателя мажилиса. Все поручения и задачи были выполнены Нурланом Нигматулиным на высшем уровне. Он способствовал развитию парламентаризма и повышению качества работы. Все казахстанцы знают, как он умеет требовать должной работы со всех министров и членов правительства», - сказал на первом заседании мажилиса нового созыва член партии Nur Otan, депутат мажилиса Дархан Мынбай. Других предложений по кандидатам на пост спикера мажилиса не было, хотя в числе получивших депутатский мандат от партии Nur Otan фигурировала старшая дочь первого президента, бывший спикер сената парламента Дарига Назарбаева. Это, кстати, любопытная деталь к размышлению для тех, кто любит рассуждать о клановости казахстанских властей и стремлении первого президента сохранить власть у семьи.

В итоге Нурлана Нигматулина избрали руководителем фракции партии Nur Otan в мажилисе единогласно: напомним, что ранее он занимал должности вице-министра транспорта и коммуникаций Казахстана, заместителя руководителя Администрации президента и акима Карагандинской области. С 2009 по 2012 год был первым заместителем председателя Народно-демократической партии «Нур Отан», которая ныне и стала партией Nur Otan, при этом с 20 января 2012 года по 3 апреля 2014 года был председателем мажилиса парламента пятого созыва, руководя фракцией партии власти в мажилисе. Туда же он вернулся после того, как с 3 апреля 2014 года по 21 июня 2016 года работал руководителем Администрации президента. В мажилис он вернулся 22 июня 2016 года, будучи избранным от партии Nur Otan по партийному списку – и позже был единогласно избран председателем мажилиса шестого созыва.

Примечательно даже не то, что весь состав мажилиса проголосовал за кандидатуру Нигматулина, а то, как о нем отозвалась парламентская оппозиция. В частности, выступивший от имени Демократической партии Казахстана «Ак жол» депутат Азат Перуашев заявил, что с приходом Нурлана Нигматулина депутаты получили возможность открыто высказывать свое мнение по любым вопросам. Более того, именно этот спикер в 2016 году инициировал поправку в регламент палаты о том, чтобы всем фракциям предоставлялось слово для выступления в обязательном порядке. «Мы несколько лет проработали вместе, знаем его организаторские и личные качества. Я как-то говорил, что были времена, когда нам не давали слово, отключали микрофоны. Речь шла о том периоде, когда мажилис возглавляли другие. С приходом Нурлана Нигматулина мы получили возможность открыто высказывать свое мнение. Практика, когда нам отключали микрофоны, осталась в прошлом», - сказал лидер партии «Ак жол».

Он подчеркнул, что для проформы можно было бы выдвинуть и другого кандидата. «Но, будучи прагматиками, мы понимаем, что конкуренция с таким лидером парламентского большинства была бы простой формальностью», - заметил Перуашев. Также за предложенную кандидатуру от имени Народной партии Казахстана высказался и Айкын Конуров. «Мне, как рядовому депутату, а потом уже и как руководителю фракции довелось работать под руководством Нурлана Зайруллаевича в V и VI созывах мажилиса парламента. За эти годы он раскрылся в новом качестве. Нурлан Зайруллаевич стал настоящим народным избранником, который приложил все усилия для развития нашего парламентаризма в духе профессионализма, открытости и в очередной раз подтвердил статус высокоэффективного управленца уже в высшем законодательном органе», – сказал лидер фракции НПК. И, когда кандидатуру Нигматулина внесли в бюллетень для тайного голосования, 100 депутатов проголосовали за его кандидатуру, проголосовавших против не было. «Хочу поблагодарить, что вы избрали меня на такую высокую должность. Искренне благодарю, для меня это большая ответственность, я буду выполнять задачи Елбасы и главы государства. Я, безусловно, приложу все свои силы, знания и опыт, чтобы оправдать оказанное мне высокое доверие», – сказал старый новый спикер мажилиса.

Вице-спикерами мажилиса парламента Казахстана на первом пленарном заседании палаты нового созыва избраны Балаим Кесебаева и Павел Казанцев, также представители партии-триумфатора прошедших выборов – оба они были депутатами мажилиса прошлого созыва. Также депутаты проголосовали за руководителей постоянных комитетов нижней палаты парламента Казахстана, два из них возглавили депутаты парламентской оппозиции, остальные – представители партии Nur Otan. В частности, комитет по аграрным вопросам возглавил Ерлан Барлыбаев (партия «Ак жол»), а комитет по вопросам экологии и природопользованию – Александр Милютин (Народная партия Казахстана). Представители Nur Otan будут руководить комитетами по социально-культурному развитию (Жамила Нурманбетова), по законодательству и судебно-правовой реформе (Канат Мусин), по финансам и бюджету (Марат Кусаинов), по международным делам, обороне и безопасности (Айгуль Куспан) и по экономической реформе и региональному развитию (Альберт Рау). Исходя из тех задач, которые в тот же день поставил перед парламентом и правительством президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, очевидно, что за партией власти остались ключевые комитеты, в особенности тот, который возглавил Рау и в который ушла Дарига Назарбаева. Там же, кстати, будет работать и глава фракции бизнеса Азат Перуашев.

К поручениям президента мы еще вернемся, а вот триумф Нигматулина в парламенте оказался особенно ярким на фоне того, как депутаты отреагировали на представление кандидатом в премьер-министры Аскара Мамина, хотя Токаев, внесший его на рассмотрение палаты, и отметил стабильность ключевых макроэкономических показателей страны, а также устойчивость финансовой системы, которую кабмин Мамина обеспечивал в самых сложных условиях с начала прошлого года. Более того, Мамин стал креатурой и первого президента страны, Нурсултана Назарбаева, который в середине прошлой недели обращался к партийцам от фракции Nur Otan с просьбой поддержать Аскара Мамина, если глава государства выдвинет его кандидатуру на пост премьер-министра. Напомним, что главой казахстанского правительства Аскар Мамин стал 25 февраля 2019 года. В итоге же из 99 депутатов мажилиса, которые присутствовали в зале при голосовании по вопросу одобрения кандидатуры премьер-министра: за проголосовали 78 депутатов, воздержались - 21. Воздержались, в частности, депутаты фракций Народной партии Казахстана и партии «Ак жол», но решением большинства Аскар Мамин вновь занял пост главы правительства Казахстана.

Тем не менее, лидер Народной партии Казахстана Айкын Конуров подчеркнул, что члены фракции НПК в мажилисе не могут поддержать предложение главы государства сохранить на посту премьера Аскара Мамина. Заявив, что на встречах с кандидатами в депутаты от НПК казахстанцы во время предвыборной гонки выражали недовольство именно исполнительными властями и медленностью исполнения ими поручений президента. «Фракция Народной партии Казахстана понимает ваше решение сохранить кабинет министров, - обратился Конуров к президенту страны. - В это непростое время, когда нарастают кризисные явления во всем мире, высок риск новой пандемии, ваше решение продиктовано стремлением сохранить стабильность в правительственном блоке и дать возможность премьер-министру продолжить реализацию пакета антикризисных и стабилизационных мер. Но, господин Президент, в своем первом Послании вы объявили о переходе к концепции «слышащего государства» - ваша инициатива и первые шаги в ее реализации вызвали одобрение народа. Прошло небольшое время, мы вошли в электоральный период, и на встречах с избирателями граждане стали все чаще жаловаться, что правительство и местные исполнительные органы власти стали формально относиться к своей работе. За цифрами отчетов перестали замечать людей, их проблемы. Министры и некоторые акимы отгородились от народа. Это ведет к непониманию, а в некоторых случаях - к раздражению со стороны граждан, росту социальной напряженности», - отметил он.

По его словам, люди могут все понять, если с ними быть откровенным – тут Конуров дал понять, что образцами откровенности являются сам Токаев и вновь избранный спикер мажилиса. А вот правительство, по его мнению, этого не поняло – и не смогло создать систему, которая должна была эффективно заработать и вселить в народ уверенность. «Пандемия и падение цен на сырье привели к снижению доходов населения: граждане более 50% своих доходов стали тратить только на продукты, рост цен на которые в Казахстане - самый высокий в ЕАЭС. Правительство же стало просто подправлять статистику. Это очень не нравится народу, ведь цифрами сыт не будешь, детей не накормишь, кредит не выплатишь», - заявил Конуров. И заявил, что на площадке Мажилиса депутаты неоднократно поднимали перед правительством проблемы и просьбы простых людей, которые в результате экономического кризиса, пандемии и ограничительных мер оказались в трудной, а некоторые - и в безвыходной жизненной ситуации. «Правительство оказалось глухим к нашим запросам о необходимости снижения пенсионного возраста, проведения кредитной амнистии для физических лиц, микро-, малого и среднего бизнеса, увеличения расходов на образование, науку, здравоохранение, индексации обесценивающихся пенсионных накоплений», - утверждает мажилисмен.

Он также отметил, что исповедуемая кабинетом министров стратегия нефтяного роста не отвечает поставленной президентом задаче по переходу на несырьевую модель экономического развития. Планируемый же рост экономики за счет многочисленных государственных программ, реализуемых правительством, означает лишь наращивание государственных инвестиций, источником которых является тот же экспорт нефти. По словам Конурова, это - только часть претензий в адрес правительства, если озвучивать их все, что прозвучали на встречах с избирателями, то можно говорить очень долго. Мажилисмен пообещал президенту, что депутаты Народной партии Казахстана в мажилисе и в маслихатах будут делать все возможное, чтобы и правительство, и акимы не отстранялись от проблем простых людей. Но при этом подчеркнул, что сегодня фракция Народной партии Казахстана, к сожалению, не может себе позволить поддержать предложение президента сохранить на посту премьер-министра Аскара Узакпаевича Мамина, членов его кабинета министров - и поэтому будет воздерживаться при голосовании. Той же позиции, похоже, придерживались и депутаты «Ак Жола», но они конкретизировать свои претензии к премьеру не стали.

Президент отреагировал на то, что члены фракции «Ак жол» и Народной партии Казахстана воздержались от поддержки кандидатуры Аскара Мамина на пост премьер-министра, довольно спокойно. Понимая, что кабмину и парламенту дальше работать в одной упряжке, глава государства постарался сгладить углы. «Уважаемые депутаты мажилиса, хотел бы выразить благодарность вам: сегодня было интересное обсуждение, оно прошло открыто, прозрачно. И я выражаю признательность за это, - сказал Токаев. - В моем понимании воздержание – не значит, как сформулировал представитель Народной партии Казахстана, отсутствие поддержки предложения президента. Воздержание – это позиция, которая в принципе не противоречит предложению, высказанному главой государства, то есть воздержание – это голосование не против кандидатуры, а всего-навсего воздержание. Будем исходить из этого», - заявил президент. А переназначенный на пост главы правительства Аскар Мамин заверил депутатов, что основной задачей возглавляемого им кабмина станут повышение качества жизни и благосостояния страны, повышение доходов населения – то есть как раз то, в пренебрежении чем упрекал его Конуров.

«Эти задачи будут повышаться за счет повышения темпов экономики, привлечения инвестиций, внедрения новых технологий, создания новых рабочих мест, будут приниматься эффективные меры. Правительство будет работать эффективно и проводить совместную работу с парламентом», - сказал премьер. В общем, углы худо или бедно сгладились, но вот надолго ли – неизвестно, тем более, что правительство критикуют не только депутаты: заместитель председателя Республиканской специальной мониторинговой группы, президент Ассоциации выпускников детских домов Казахстана Рафаэль Гасанов в ту же пятницу обратился к будущим членам правительства республики с просьбой более активно информировать население о профилактике коронавируса. «Мы мониторим социальные сети: в нашей стране опять начался прирост больных, там пишут. Ну, слушайте, это какой-то страх опять нагонять народу. Зачем? Нужно усилить информационно-профилактическую беседу. Опять у нас люди без масок, рестораны, полные гостей, до утра клубы ночные работают, - сказал Рафаэль Гасанов на брифинге Антикора. - Я обращаюсь к новому правительству, которое придет – усильте этот вопрос. Информационную работу нужно усилить. Потому что нас, общественников, хватает настолько, насколько нас хватает, у нас ресурсов мало», - добавил он.

Помимо усиления информационной работы, он заявил о необходимости отменить штрафы для предпринимателей за нарушение карантина. «От штрафов нужно отказаться. Нельзя штрафовать. Сначала давайте на предупреждениях поработаем. У нас на превенцию не работают. У нас сразу пришли, быстренько оштрафовали, бюджет пополнили, непонятно, куда потратили и все, - отметил Гасанов. - Это запросы граждан. Люди каждый день пишут мне: бизнесмены, сотрудники, простые работники. Нужно усилить эту работу, еще раз повторюсь», - сказал глава ассоциации. Напомним, что в декабре 2020 года главный санврач Казахстана Ерлан Киясов заявлял, что с момента ослабления карантинных мер казахстанцев оштрафовали на 1,3 миллиарда тенге, так что бюджет наш действительно перекинулся с нефти на штрафные санкции. И этот перекос правительству необходимо устранять в самое ближайшее время – выполнима ли эта миссия, никто сказать не может. Но глава государства эту задачу решил конкретизировать, поручив правительству разработать механизмы поддержки предпринимательства, основанные на принципиально новой регуляторной политике. «Нам нужно уменьшить роль государства как собственника и регулятора. Следует продолжить и завершить начатую ранее программу приватизации, пересмотреть миссию, роль и функции квазигосударственного сектора», - сказал Токаев на открытии первой сессии парламента Казахстана VII созыва.

Он добавил, что, учитывая динамичную трансформацию рынка труда, необходимо стимулировать переток рабочей силы из низкопродуктивных в более производительные сектора экономики, а для этого требуется завершить первичную индустриализацию страны. Промышленность страны должна быть гибкой и адаптивной к текущим изменениям, отметил он. «Поэтому особую актуальность приобретает принятие закона «О промышленной политике». Он не должен быть рамочным. В нем следует предусмотреть конкретные меры, действенные механизмы поддержки и стимулирования отечественного бизнеса», - добавил глава страны. Одновременно президент заявил, что властям необходимо сфокусировать внимание на поддержке МСБ и создать благоприятные условия для ведения бизнеса. И отметил, что обеспечить благополучие граждан невозможно без поступательного роста национальной экономики. По его словам, стране нужна контрцикличная макроэкономическая политика, снижающая налоговую нагрузку в моменты кризисов для поддержки экономической активности и увеличивающая ее в моменты экономического роста. «В рамках совершенствования фискальной политики предстоит провести ревизию налогового кодекса с точки зрения его упрощения, стимулирования деловой активности и конкуренции», – сказал Токаев. Напомним, что ранее президент поручил просубсидировать кредиты малого и среднего бизнеса в отраслях, наиболее пострадавших от пандемии коронавируса. Для преодоления негативных экономических последствий были предоставлены налоговые послабления более 700 тысячам предпринимателей, отсрочены платежи, дана возможность рефинансирования кредитов на льготных условиях.

«Однако ситуация все еще сложная. В порядке дополнительной помощи МСБ поручаю обеспечить государственное субсидирование процентных ставок до 6% годовых по всем действующим кредитам предпринимателей в пострадавших секторах экономики», – говорил Токаев, выступая с посланием народу Казахстана в сентябре прошлого года. Напомним, что в Казахстане после введения чрезвычайного положения для борьбы с распространением коронавируса в марте-мае этого года, по оценкам республиканского центра помощи предпринимателям, под угрозой закрытия оказалось около 30% микро- и малого бизнеса, дающего работу 1,5 миллиона человек. Тогда Токаев поручил обеспечить льготное кредитование оборотного капитала малого и среднего бизнеса на 600 миллиардов тенге, выделить фермерам 70 миллиардов тенге на весенне-полевые работы под ставку не более 5%, а также снизить стоимость ГСМ для сельхозпроизводителей на 15%, до 165 тенге за литр. Также с 1 апреля до 1 октября были освобождены субъекты МСБ, наиболее пострадавшие от режима ЧП (сфера общественного питания, отдельные сектора торговли, транспортные услуги, консультационные услуги, IT-сектор, гостиничный бизнес и туризм), от выплаты налогов с фонда оплаты труда. Помимо этого, президент попросил банки не начислять МСБ проценты по кредитам на период чрезвычайного положения. Теперь правительству нужна, видимо, новая шпаргалка, и она будет написана на заседании Высшего совета по реформам, где планируется одобрить новую систему государственного планирования и актуализировать Национальный план развития страны до 2025 года.

Заседание Высшего совета по реформам состоится 29 января, анонсировал президент страны. «На ближайшем заседании Высшего совета по реформам 29 января планируется одобрить принципиально новую систему государственного планирования, актуализированный Национальный план развития страны до 2025 года, а также новую концепцию государственного управления», - сказал Токаев. Напомним, что Высший совет по реформам создан 14 сентября прошлого года в целях стратегического планирования устойчивого развития страны и углубления экономических, социальных и политических реформ. В него вошли председатель - президент Казахстана Токаев, заместитель председателя - сэр Сума Чакрабарти, премьер-министр Аскар Мамин, руководитель Администрации президента Ерлан Кошанов, председатель Национального банка Ерболат Досаев, председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам Кайрат Келимбетов, председатель Агентства по развитию и регулированию финансового рынка Мадина Абылкасымова, помощник президента – секретарь Совета Безопасности Асет Исекешев, заместитель руководителя Администрации президента Тимур Сулейменов и председатель президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Тимур Кулибаев.

Помимо этого, Токаев не исключил, что в 2021 году в Казахстане в отдельных сельских округах пройдут выборы сельских акимов, поскольку Ак Орда намерена укреплять систему местного самоуправления, начиная с самых низов. «Это очень важный вопрос. Поэтому после предстоящих выборов сельских акимов можно переходить к выборам районных акимов. Но мы не должны останавливаться на этом. Нужен новый импульс для усиления влияния граждан на укрепление политической системы, на процесс принятия решений. В этом направлении будет проделана большая работа во время разработки второй части реформ», – сказал глава государства. И заверил, что в реформах будут учтены предложения всех партий, в том числе тех политических сил, которые не прошли в парламент, и они также будут учитываться и в будущем.  Отметим, что еще в послании народу Казахстана 1 сентября 2020 года Токаев заявлял, что, помимо выборности местных властей, предстоит определиться с разделением полномочий между уровнями государственного управления, а также с местным самоуправлением. По его словам, крайне важный момент – разработка модели бюджетного финансирования регионов. Речь шла не только об отношениях «центр – регион», но и о распределении средств внутри региона.

«Предстоит усилить контроль над процессом утверждения местных бюджетов, так как средства зачастую не направляются на реальные нужды жителей. Ежегодный ремонт одних и тех же улиц, бессмысленные траты на имиджевые мероприятия – все это вызывает справедливое возмущение граждан», - утверждал он. Тем не менее, по мнению политического обозревателя Газиза Абишева, выборы районных акимов пройдут еще не скоро. Скорее всего, прямые выборы сельских акимов в этом году коснутся только тех, чьи полномочия уже истекают, и только потом, в случае их успеха, в Казахстане начнут проводить прямые выборы акимов всех сел Казахстана. «Только после этого перейдут на выборность акимов районов. Но, скорее всего, это перспектива не 2021 года», - считает эксперт. И подчеркнул, что здесь важнее всего вопрос о том, как будут проходить выборы районных акимов: через выборщиков или путем прямого голосования. «Сейчас областной аким представляет районного акима в маслихате, а маслихат его утверждает. Если выборы районных акимов будут проходить так, это, честно говоря, будут не особенно выборы. Вся система не особенно изменится. Поэтому хотелось бы, чтобы выбирали напрямую», - сказал Абишев в интервью агентству «Спутник-Казахстан».

В свою очередь, политолог Марат Шибутов считает, что районных акимов будут выбирать прямым голосованием. Поскольку районы - это ключевой элемент как управления, так и бюджета, и если акимы там будут выбираться, то система государственного управления «очень изменится», указал Шибутов в соцсети. Сейчас же центральным властям сложно доходить до каждого района и контролировать деятельность тамошних властей – логично будет отдать выбор их населению, которое лучше видит, кто из местных уроженцев будет эффективнее на посту руководителя. Еще одна инициатива Токаева – вернуть в избирательные бюллетени графу «против всех». «На самом деле, понятие альтернативных взглядов и голосования против всего должно быть нормальным и для нас. Поэтому бюллетени всех уровней должны иметь отметку «против всех», – считает президент. Напомним, что соответствующую графу убрали в феврале 2011 года по просьбе БДИПЧ/ОБСЕ, но политолог и юрист Марат Башимов считает ее возвращение позитивным фактором. «Так учитывается мнение людей, которые высказываются против. Есть реальная картина того, как люди, приходя на участок, выражаю свою позицию. Картина общественного мнения становится более ясной и понятной. А не так, когда докладывают, что у нас такой-то процент поддерживает какую-то партию», - отмечает он. Его поддерживает и Абишев: по его словам, сейчас у граждан, которым не нравится ни одна из участвующих в выборах партий, остается либо не приходить на голосование - в таких случаях, по его словам, властям приходится раздувать низкую явку административными методами, либо портить бюллетени, либо голосовать за оппозиционную партию, что увеличивает ее вес, но не соответствует реальному количеству людей, разделяющих ее взгляды.

По мнению обозревателя, введение подобного пункта в бюллетенях может повлиять на активность избирателей на следующих парламентских и президентских выборах. Возможно именно отсутствие этой графы в бюллетенях повлияло на относительно низкую явку избирателей на нынешних парламентских выборах – всего около 63% избирателей. «Если нет возможности высказать протест, то это увеличивает пассивность граждан», - отмечает эксперт. Ранее в Центризбиркоме сообщали, что на прошедших выборах было выдано 7 миллионов 539 тысяч 280 бюллетеней, в то время как за политические партии проголосовали 7 миллионов 241 тысяча 562 человека. То есть около 297 тысяч бюллетеней, или около 3,9%, не были учтены при голосовании, потому что были испорчены. «Как показала порча бюллетеней на прошедших выборах – достаточно многим людям (3,95%) не нравится представленный им выбор. С учетом тех, кто просто не пришел, это еще большая группа людей. Ну пусть выражают его недовольство вот таким образом», - прокомментировал возвращение графы «против всех» политолог Марат Шибутов в своем Telegram-канале. И это вполне справедливо – если НПК и «Ак Жол» могут воздерживаться от голосования за Мамина, почему фактически того же права должны быть лишены рядовые избиратели?

Ну, и, наконец, уже после следующих парламентских выборов в мажилисе может оказаться гораздо больше партий: Токаев 15 января предложил снизить порог для прохождения партий в парламент с 7% до 5% голосов избирателей. «Некоторым партиям не хватило голосов, чтобы пройти в мажилис и маслихаты, но в каждой из них есть образованные, квалифицированные граждане, в совершенстве владеющие определенной сферой. Они своевременно и уместно поднимают многие актуальные вопросы, которые должны быть озвучены с высокой трибуны парламента. Если бы представители таких партий прошли в парламент, они разогрели бы там дискуссию, были бы эффективны для общей работы. Мы должны снизить порог прохождения политических партий в мажилис с 7 до 5%», - заявил президент. Напомним, что в этих выборах в мажилис и маслихаты республики участвовали пять политических партий: Nur Otan, Народная партия Казахстана, Демократическая партия «Ак жол», Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» и партия Adal. В нижнюю палату, преодолев 7%-ный барьер, прошли Nur Otan (71,09% голосов), «Ак жол» (10,95%), Народная партия Казахстана (9,1%). Два не прошедших в мажилис политических объединения – Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» и партия Adal – получили по 5,29% и 3,57% голосов избирателей соответственно. То есть как минимум еще одна партия могла оказаться в мажилисе, если бы законодательство было бы смягчено уже сейчас: более того, если бы в Казахстане порог составлял 5%, «Ауыл» смог бы не просто пройти, но и забрать целых шесть мандатов.

«Президент предложил 5%, чтобы мелкие партии смогли пройти, а у новых партий был стимул появляться и участвовать в выборах, не боясь слишком высокого барьера, - считает Абишев. - Снижение порога активизирует партийную борьбу на следующих выборах, сейчас в Казахстане несколько партийных проектов находятся в стадии ожидания. Если эти объединения смогут пройти регистрацию, то они активно включатся в борьбу», - добавил он. По мнению же политолога Андрея Чеботарева, предложения по снижению проходного порога и по возвращению графы «Против всех» стали реакцией казахстанских властей на то, как международные наблюдатели оценили прошедшую избирательную кампанию. «Не случайно и то, что глава государства озвучил их перед новым составом депутатского корпуса парламента, возложив на парламентариев ответственность за своевременное и качественное законодательное обеспечение инициатив, - написал Чеботарев на своей странице в Facebook. - Ожидается также участие заинтересованной общественности в выработке и продвижении своих предложений по ним. Понимаю настроения и оценки скептиков и критиков власти. Однако, на мой взгляд, два шага вперед все-таки лучше одного шага назад…», – заключил эксперт.

Также президент Казахстана предложил законодательно оформить институт онлайн-петиций, который позволит казахстанцам вносить свои предложения для реформирования в различных сферах. Ранее министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин сообщил, что сайт электронных петиций в Казахстане запустят во второй половине 2021 года. Кроме того, глава государства считает, что депутаты должны законодательно оформить понятие «социальные услуги молодежи» и, в соответствии с мировой практикой в Казахстане, внедрить «индекс развития молодежи», оценивая на основе этого работу местных исполнительных органов по реализации молодежной политики. Наконец, новому составу мажилиса предстоит принять активное участие в реформировании судебной системы. «Судебная система не должна быть закрытой корпорацией. Поэтому необходимо существенно обновить судебный корпус и привлечь к нему специалистов из различных отраслей права. При отборе кандидатов важно учитывать как их профессиональный опыт, так и личные качества, - отметил он. - Я уверен, что обновленный депутатский корпус с честью справится с возложенными на него задачами. Социально-экономическое развитие невозможно без надлежащей защиты прав граждан. Это аксиома, истина. В этой связи для укрепления независимости судебной системы необходимо довести реформу до конца», - добавил он.

А напоследок глава государства потребовал от правительства провести реформу и пенсионной системы, которая должна стать «справедливой и отвечать интересам людей». «Мы запустили важную, можно сказать, уникальную реформу – возможность частичного изъятия и использования пенсионных активов. Кроме того, необходимо предоставить гражданам возможность управлять своими накоплениями через различные инструменты», - сказал глава страны. Он напомнил, что правительство и Национальный банк разрабатывают концепцию дальнейшего развития пенсионной системы, и дал понять, что парламентариям предстоит принять в этом процессе самое непосредственное участие. «Очевидно, что практическая реализация новой концепции потребует качественного законодательного обеспечения», - сказал Токаев. В общем, у правительства Мамина еще есть возможность изменить мнение о себе и у представителей НПК, и у фракции «Ак Жола», и у их избирателей, и у тех, кто хотел бы голосовать против всех. Получится ли – узнаем очень скоро…

Андрей ЛОГИНОВ, Нур-Султан