Обзор казпрессы; Впрягаемся за Биртанова, хулим Шаханова

Как-то в одном из обзоров – еще в ноябре прошлого года в материале «Обзор казахскоязычной прессы. Часть третья»  – мы касались темы скотокрадства. А точнее, конокрадства, которое чрезвычайно распространено в сельской глубинке по всему Казахстану. Тогда речь шла о таких случаях в Акмолинской области, на северах республики. Об этом сообщал главный казахский официоз «Egemen Qazaqstan» (23.11.20).

На этот раз о таком беспределе, происходящем на западе республики, в Индерском районе Атырауской области, пишут на сайте еженедельника Jasqazaq.kz в статье «Ұрылар жылқыларды атып алуды әдетке айналдырған» (еще к публикации приложено и видео) – «Воры, стреляющие коней, превращают это в традицию». Потом убитых лошадей свежуют, вырезают определенные куски мяса и с места преступления увозят свежее мясо. Эдакая охота на домашний скот.

Местный житель Қайсақан Ізбасов жалуется журналистам, что, дескать, когда убивают дичь вроде косули и т.п., то за это браконьерство преступники крупные штрафы, солидные наказания. А тут убивают хищнически домашний скот, а органы правопорядка не могут найти концов. Явно увозят мясо в соседнюю область (Западно-Казахстанскую область, в тексте почему-то пишут «Уральская область» – Ред.), но когда обращаются к тамошним правоохранительным органам, то они ссылаются, что эти хлопоты не их... юрисдикция! Крестьянские хозяйства уже по начавшейся весне теряют по несколько голов крупного скота.

После знакомства с такой информацией даже страшно подумать, что может произойти, если когда-нибудь вооруженные барымтачи и хозяева лошадей столкнуться все-таки в открытой степи, в поселке, при погоне. Кто будет отвечать за последствия, когда казахи начнут стрелять друг в друга? И ведь не скажешь что вопрос того не стоит. А полицейские райотделы Тайпақского и Жаңақалинского районов Западно-Казахстанской области, примыкающие к Индерскому району Атырауской области, в свою очередь проявляют преступную халатность, т.к. следы преступников ведут к ним в районы.

 

Надо немедленно убрать всякие русские названия вроде Рудного, Степногорска, а также (нерусские) Меги, Сити, Тауны!

Газета и одновременно информагентство Qazaquni в своем репертуаре – национал-патриотический дискурс относительно современных топонимов, точнее топонимов, оставшихся от царской колонизации и советского прошлого беспощадно жесток. В статье «Қашан қазақ қазақша атауға «қағанағы қарқ» болады!?» автор Айдын Құмарбекұлы предлагает все названия городов и сел, что не по-казахски, убрать. Объяснение таково: К чему казахам все эти «старорежимные» названия, как Канонерка, Щучинск, Макинка, Привольное, Раздольное Ворошилово, Горное, Лесное, повторяющиеся Александровка, Михайловка да еще вдобавок бессмысленные с приставками ново- или – большое, малое, верхняя, нижняя. Тогда как есть свои собственные – Ақтұма, Беласқан, Қосөркеш, Кеңсай или Көлсай вместо Красный Восток, Дружба, Ленинка, Заря Востока...

Также не принимает Айдын Құмарбекұлы и англицизмы, которые сегодня распространены (обычно в названия ТРЦ) – Меги, Сити, Тауны...

Или вот, именем генерала де Голля названа улица. Поставлен памятник. А что общего между этим французским генералом и казахами? Почему нет почета Оспан-батыру? Почему нет улицы Касыму Кайсенову (командиру партизанских диверсантов, заброшенных в тыл немца во времена ВОВ – Ред.) ни в столице, нигде? Есть улица в Костанае Султану Баймагамбетову. Но почему, когда мы были школьниками малыми, нам не рассказывали про Султана, который грудью прикрыл огневую точку, а про совершившего точно такой же подвиг Александра Матросова прожужжали уши, и везде это имя гремело, и в улицах, и в наименованиях школ, сел и т.д.? От того, что мы Усть-Каменогорск и Семипалатинск называем на казахский манер Оскемен и Семей – они от этого больше казахскими не станут. У нас достойных имен, чтобы дать этим городам – при этом автором припоминаются имена ханов (вопрос автору: эти ханы были градостроителями и основателями городов, поселков, рудников и т.д.?).

Финальная строчка по традиции пафосна и торжественна, но одновременно проскальзывает какое-то подспудное огорчение: казахам осталось наследство: родной язык, вера, национальные традиции, полезные ископаемые – все это наказ предков. Разве можно ими пренебрегать?

 

Про выборы сельских акимов и... про необходимость АЭС!

В «Жас Алаш» на минувших неделях можно было встретить два довольно прагматичных материала. Батыр Жасулан в довольно лаконичной статье остановился на вопросе с выборами сельских акимов. Он пересказал всю историю этого института, иронично прошелся по различны квази-реформам, напомнив, что в стране в этом году истекают полномочия 766 сельских акимов сельских округов и поселков. Скорее всего, будут изменения в законодательстве, регулирующем смену акимов. Но к качественному изменению, которое повлекло бы какой-то толк от выборов, от дальнейшей работы и возможностей таких акимов, сам автор относится скептически. И по всей видимости, правильно делает. Хотя именно от такого низового звена и должен идти определенный импульс по налаживанию нормальной жизни в глубинках, чего доселе не было... Но в итоге, к возможности выборов, уже не экспериментальных как в прошлом, а настоящих, сам Батыр склоняется позитивно. Однако в самом конце своих он пускает «петуха». Иными словами, впечатление портит концовка материала, в которой автор ведет речь о южных регионах, где в сельской местности проживают всякие нации и народы. И здесь, по мнению «Жас Алаш», может произойти следующий казус: допустим, в «знаменитом» селе Масанчи, прогремевшем беспорядками на почве межнаца... А возможно ли, что дунгане, компактно (читай массово) проживающие там, выберут казаха? Но тогда возникает встречный вопрос – а почему им должен быть обязательно казах?.. А разве так записано у нас в действующем законодательстве? Почему это вдруг стало вопросом? После таких пассажей невольно кажется, что может лучше все-таки обойтись без выборов. Пусть районная и областная власть будет сама назначать местных сельских акимов – от греха подальше?!

В другом материале рассматривается энергетическая составляющая республики. Вердикт Адиля Акылбая, вынесенного из короткого интервью с экономистом Расулом Рысмабетовым, – без строительства и эксплуатации атомной электростанции Казахстану будет трудно вытянуть свою промышленность и дефицит энергии в ближайшем будущем. Интервьюруемый настаивает – ни много, ни мало – на быстрейшем решении этого вопроса, именно в силу острой актуальности такого проекта. Уже в текущем году. Очень любопытная заметка, учитывая фон радиофобии, имеющийся в Казахстане.

 

Впрягаемся за Биртанова, хулим Шаханова

Интернет-портал Abai.kz выпускает пространный материал, в котором отдается должное подвигу врачей, вспоминается ужасный прошлый год, описываются определенные причины, приведшие ко всяким печальным последствиям. Но вместе с тем защищается предыдущий глава Минздрава, находящийся под следствием, – Елжан Биртанов, который к тому же сам заразился ковидом... Главный аргумент защиты Биртанова заключается в том, что за возможные грехи не может быть ответственен один человек, и вообще не стоило останавливать его полномочия, возможно это было «ошибочное», «скоропалительное» решение (?!). В таком случае, почему вновь переназначенный на свой премьерский пост Мамин не распустил изначально весь кабинет, как это надо было сделать по уму?

В статье «Шаханов – человек <с> двухклассным образованием» (прямо вот так – на русском языке!) ее автор Хасен Қожа-Түрк просто с грязью смешал знаменитого поэта-патриота и песенника Мухтара Шаханова...

Со слов покойного композитора, великого казахского композитора-песенника Шамши Калдаякова, знаменитый поэт предстал человеком, бойким и неблагородным, который, оказывается, имел всего лишь двухклассное школьное образование и благодаря покровителям, вроде Калаубека Турсункулова (один из боссов когда-то суперпрестижной организации, объединявшей советских литераторов – секретарь Союза писателей КазССР).

Особенных инвектив удостоился М. Шаханов за то, что в свое время он поддержал репрессии против участников Декабря-86 года. А потом хитро затесался в ряды их защитников. При этом он постоянно задевал уже в наши дни таких коллег по цеху, которые в отличие от него, высказывали свои претензии по жесткому подавлению демонстрации и дальнейших гонениях на «декабристов» партруководству республики во главе с Колбиным. Речь идет о Джубане Молдагалиеве, уже давно покойном писателе-фронтовике. Т.е. прямо после событий, а не когда Назарбаев уже сменял Колбина. Кстати. С последним Шаханова связывали теплые отношения. Это не самое сильная «предъява» за 86-й год и в целом по моральному, скажем так, облику прославленного поэта.

TuranPress