Заколдованная зона

 

 
Недовольство работой алматинского аэропорта приблизилось к критической черте
 
Аэропорт и самолеты… Когда-то эти понятия были весьма популярны в советском песенном жанре. С тех пор утекло немало воды, и жизнь изменилась до неузнаваемости. Пользоваться услугами воздушного транспорта стали меньше, во всяком случаи наши граждане. Да и сами наши аэропорты стали совсем другими, а иные, бывало и такое, не функционировали годами. Лично сам видел на дверях аэропорта в одном областном центре Казахстана большую ржавую цепь и увесистый амбарный замок. Было это примерно в середине 1990-х годов, в лихолетье рыночных преобразований.
 
Из всех казахстанских аэропортов, пожалуй, только алматинский более или менее благополучно пережил те трудные времена. Все-таки, как ни верти, аэропорт единственного в нашей стране мегаполиса. Правда, случилась с ним в июле 1999 года другая большая неприятность, когда выгорел он дотла.
С грехом пополам выстроили новый, и с тех пор он остается притчей во языцех. И ладно бы на первых порах, так нет же, с каждым годом все больше. Однако новые хозяева аэропорта все эти годы весьма успешно игнорировали общественное мнение и продолжали работать в режиме сугубо личной выгоды. Ничем иным сохраняющиеся безобразия в жизни воздушной гавани южной столицы объяснить было нельзя.
Но сколько веревочке ни виться, а концу быть. Вот уже и нынешний алматинский градоначальник не преминул высказаться по этому же поводу. И следует заметить, перечень высказанных нареканий со стороны городских властей весьма обширен: неприглядный внешний и внутренний облик действующего терминала и привокзальной площади, включая наружную рекламу; едва ли не самая высокая по Казахстану стоимость авиакеросина; чрезмерно высокая стоимость обслуживания бортов; высокая цена и низкое качество бортпитания; непрозрачные финансовые потоки, что чревато сокращением налогооблагаемой базы; большая кредитная нагрузка, когда большая часть доходов, направляемых на погашение кредитов, формируется за счет переданных в аренду коммунальной собственности и земли; вопрос адекватности арендной платы.
При этом критика носила не просто констатирующий характер, - акимом были высказаны и вполне конкретные предложения. Они касаются повышения требований к обслуживающему персоналу в части обеспечения высокой культуры обслуживания, владения иностранными языками, компетентности и внешнего вида; обеспечению чистоты, порядка и безопасности, высокого качества сервиса для пассажиров и летных составов; повышения социальной ответственности аэропорта, в частности, минимизации сокращения рабочих мест, отказа от увеличения арендной платы; наведения порядка в сфере оказания услуг, предлагаемых частными извозчиками (такси).
Читаешь весь этот перечень, - и готов подписаться под каждым его пунктом. Чего-чего, а бардака в работе алматинского аэропорта хоть отбавляй. Будучи его постоянными клиентами (а куда деваться-то), мы, так сказать, на собственном опыте не раз убеждались в этом. Выражаясь образно, сервис как будто бы рыночный, но стоящий к клиенту, мягко говоря, тыльной стороной.
Начнем с элементарного, - с транспортной проблемы. Для простого смертного она заключается в том, что добраться с вещами в здание аэропорта практически невозможно. Повторимся, что это касается только простых смертных, то бишь тех, кто не имеет под рукой личного или служебного транспорта. А таковых, смеем заверить хозяев алматинского аэропорта, еще очень даже немало. Как это ни странно, но с тех пор как он был введен в эксплуатацию, общественный транспорт лишен права въезда на его территорию. За все эти годы нам не удалось ни у кого добиться вразумительного ответа на вопрос, почему такое стало возможным? Пусть нас простят за такое сравнение, но общественный транспорт имеет право проезда даже рядом с алматинской резиденцией главы государства. Неужели статус алматинского аэропорта настолько выше?
Вот и приходится рядовым пассажирам, чертыхаясь и потея, тащить свой багаж метров этак за 300-400 до здания аэропорта. За весь мир сказать не можем, но в той же старой и доброй Европе с таким маразмом встречаться не приходилось.
Теперь рассмотрим эту ситуацию с другой стороны. Вы прилетели в Алматы в первый раз, вечером и в зимнее время. Вполне естественно, интересуетесь, где остановка общественного транспорта? А вам в ответ неопределенно машут куда-то в ночную темноту. Представляете, каково ощущение гостей Алматы?
Понятное дело, что услугами авиатранспорта в основной своей массе пользуются люди, скажем так, обеспеченные. Но разве это означает, что общественный транспорт не должен курсировать между аэропортом и городом? Кто и какой логикой руководствовался, когда принимал решение о закрытости территории аэропорта для автобусов и маршрутных такси?
И это далеко не единственный вопрос, который возникает применительно к принципам работы алматинского аэропорта. Особенно когда речь идет о механизме ценообразования на товары и услуги, предоставляемые в здании аэропорта. Взять, например, услуги носильщиков. Как-то раз один мой приятель провожал семью в Санкт-Петербург. Рейс был ночной, и он, не зная особо схемы размещения служб аэропорта, подъехал ко входу первого этажа. Не успев выгрузить сумки, он тут же попал в цепкие объятия местной братии носильщиков, которые подрядились доставить его к посадочному терминалу. Не испытывая ни капли сомнений, мой товарищ согласился. Вся работа носильщика заключалась в том, чтобы забросить сумки в грузовую тележку, проехать метров 40-50 по первому этажу, на грузовом лифте подняться на второй этаж и потолкать тележку еще метров 25-30. Когда пришла пора расчета, приятель мой испытал шок. Услуга по перевозке пяти сумок и занявшая меньше трех минут, была оценена в 1200 тенге.
Когда он попытался возмутиться, вокруг тут же возникло несколько крепких фигур, чей внешний вид и настрой не вызывали сомнений в их намерениях. Одним словом, та еще "сайгачья" мафия. Причем публика эта ведет себя в аэропорту настолько уверенно, если не сказать нагло, что не приходится сомневаться, - "крыша" у них сверхнадежная. О какой высокой культуре обслуживания тут можно говорить? Подобного беспредела нет даже на вокзалах и рынках Алматы.
Теперь о ценах в аэропортовских кафе и магазинчиках. Это уже просто чистейшей воды бандитизм (приносим извинения за такое сравнение, но других слов нет). Опять же приведу пример из личного опыта. В прошлом году, уже с другим своим приятелем, которого за глаза в своем кругу мы кличем "мини-олигархом" (в силу того, что он солидный и весьма успешный бизнесмен), я встречал в аэропорту одноклассников, которые проживают нынче в России. Чтобы скоротать время до прибытия самолета, он предложил выпить по чашечке кофе. Признаюсь честно, памятуя о ценах, я начал было возражать, но меня не стали даже слушать. Зашли в кафе, сели, заказали три чая и три пирожных. Заплатили порядка 5 тысяч тенге.
Реакция моего друга была более чем эмоцио-нальная, и дело отнюдь не в его жлобстве. Просто он, как все деловые люди, знает цену деньгам и не привык разбрасываться ими попусту. Поэтому он высказал все, что думает по этому поводу. Уверен, что тем, кто определяет внутриаэропортовскую политику, было бы небесполезно выслушать ту тираду. Все-таки деловые люди лучше понимают друг друга. Хотя аэропортовских язык не повернется назвать деловыми людьми. Это, скорее, деляги.
Мы сознательно акцентируем внимание, скажем так, только на бытовой стороне деятельности аэропорта южной столицы. Потому что среднестатистическому пассажиру некогда и незачем вникать в специфические проблемы его работы, главное - вовремя и комфортно улететь до места назначения. Вместе с тем, есть информация, что и в сугубо специфических аспектах работы воздушной гавани Алматы тоже не все ладно.
Например, в прошлом году с большой помпой была введена в строй новая взлетно-посадочная полоса. Ее преподнесли общественности как соответствующую самым высоким мировым стандартам. В частности, утверждалось, что ее уникальные качественные характеристики позволят осуществлять посадку при видимости 50 метров. Однако, как утверждают профессионалы, это не совсем соответствует действительности, и новая полоса не может принимать самолеты в условиях нулевой видимости. Практика подтвердила это.
Зимой 2009 года разразился скандал, когда из-за плохой видимости в алматинском аэропорту не смогли совершить своевременную посадку самолеты известных компаний, что, вполне естественно, не могло не сказаться на их имидже. Когда же они решили высказать свои претензии администрации аэропорта, то в ответ услышали надуманные обвинения в непрофессионализме пилотов. Вот так, как говорится, с больной головы на здоровую. И практически тут же выдали пресс-релиз, в котором ничтоже сумняшеся было заявлено, что технические характеристики новой полосы позволяют "производить посадку воздушных судов в условиях ограниченной видимости не менее 200 метров по горизонтали и 15 метров по вертикали". А между тем, на строительство полосы было затрачено 87 миллионов долларов, из них 50 миллионов заемных средств и 37 миллионов собственных.
Аким Алматы Ахметжан Есимов назвал аэропорт визитной карточкой и лицом города, высказав категорическое мнение, что он не дотягивает до международного уровня. Не менее категорически с ним согласимся. Какой тут международный уровень, дотянуть хотя бы до просто приличного.
Пока же возникает ощущение, что алматинский аэропорт - как некая заколдованная зона. Взять тех же извозчиков-таксистов. Пока они занимаются извозом по городу, это люди как люди, а приезжают в аэропорт, их как будто подменяют. Такие цены "заряжают", хоть волком вой. Ради интереса мы поинтересовались у одного из них, почему в аэропорту они так "задирают" цены. Ответ прозвучал обескураживающе: "Так ведь аэропорт же…".
Ну что тут добавить?..
 
Байкен КАРАБАЛИН

http://www.camonitor.com/14.08.2009/6-1.htm

Комментарии