Казахстан выбрал путь

Рубрика: 

 

Уважаемые коллеги!
Как вы знаете, Президент Казахстана рассматривает председательство Казахстана в ОБСЕ как стратегический национальный проект, посредством которого государством и народом Казахстана будет проделана работа по выработке дальнейших перспектив общественного развития.
 
     В этой связи, разрешите остановиться на некоторых важных аспектах и контексте будущего председательства Казахстана в ОБСЕ.
     Во-первых, необходимо уяснить, что Казахстан своим намерением стать председателем организации никогда не поддерживал и не артикулировал тезис некоторых стран о «кризисе ОБСЕ», об утрате «духа консенсуса», поскольку сам, предвосхищая намечающиеся противоречия между постсоветскими и западными странами, инициировал своё председательство. Даже после выборов президента и парламента, которые не раз были признаны несоответствующими стандартам организации, руководство страны не выступало с опровергающими такие оценки ОБСЕ аргументами. При этом, большинство населения страны понимало, принимало и признавало позицию властей, отдавая дань её экономической политике, посредством которой достигалась легитимность режима.
    Мне кажется, это диктовалось общим видением той ситуации, в которой находился Казахстан после обретения своей независимости и объявления своего суверенитета. Страна, что бы там ни говорили о тяготах переходного этапа, находилась на подъеме своей субъектности и с каждым годом у казахов, в частности, все же росло чувство национальной гордости.
     Поэтому, исторический контекст нашей заявки на председательство вполне объясним с точки зрения подъема страны, её движения и развития в общей системе мировых и региональных трендов, позиционированием страны в отношении как бывшей метрополии, так и соседей.
      Председательство в ОБСЕ в этом ракурсе выступает как такая особенная характеристика нации и государства, посредством которой Казахстан одновременно преодолевает и постколониальный, и постсоветский синдромы в своем развитии, т.е. деколонизируется и десоветизируется.
      Во-вторых, как вы опять-таки знаете, Казахстан принял государственную программу «Путь в Европу», посредством которой развил и в некотором роде конституировал основные направления сближения с Европой, с Европейским Союзом. В максимальном понимании, смысл этой программы – выход Республики Казахстан на уровень стратегического партнерства с ЕС.
     Через эту программу, страна объявила, по сути, о выборе кардинального цивилизационного вектора своего развития, констатировав принятие европейских моделей и методов общественного и государственного развития.
      Поэтому, Казахстан выбрал путь построения единой архитектуры безопасности на европейском континенте, включая все постсоветское пространство, поддержал единую архитектуру ОБСЕ, учитывающую позиции всех стран, поддержал статус БДИПЧ, то сеть всего того, что касается «демократической корзины» и реализации прав личности.
      Декларируя прагматизм, объявляя о «совместном лидерстве», Казахстан дал «обещание развивающихся демократий» - быть якорем стабильности и прагматизма на евроазиатском пространстве. И в этой связи, всякие попытки показать «двойственный характер» нашего председательства, основанный на противопоставлении или фронде некоего российского или «особого СНГовского видения» реформирования ОБСЕ, более того, пытаться поставить Казахстан перед выбором: «прижаться к России» или «прижаться к Европе», - значит не понимать сути современных постмодернистских, полисоциокультуралистских оснований казахской внешней политики, которые она пытается донести до своих ближайших соседей-партнеров. Европа и США это прекрасно поняли, согласившись на наше председательство.
      В-третьих. Апологеты «разделения» ОБСЕ, которые (как это не обидно) пытаются чуть ли не шантажировать выходом России из ОБСЕ, если, мол, не будут приняты требования России, уже сегодня заявляют, что Казахстану «нужно просто отсидеться в кресле председателя ОБСЕ», «не дергаться». Задолго до самого председательства, они «устали» от казахского председательства, не знают, что уже и предложить в повестку дня председательства Казахстана в ОБСЕ.
      В этом случае, следует сказать, что никакой двойственности, никакого комплекса неполноценности Казахстан испытывать не будет. Мы не будем рвать на себе волосы, если кто-то захочет уйти из ОБСЕ, рискуя потерять абсолютно все, включая постсоветское пространство. Ведь все страны СНГ, без исключения, заинтересованы в ОБСЕ, в её ценностной, гуманитарной и демократической позиции. Кто бы чего ни говорил, никакого выхода России из ОБСЕ не будет. Сегодняшнее российское руководство как никогда нуждается в мирном исходе противостояния с Западом, как и Запад нуждается в этом.
     Казахстан не будет отсиживаться и ждать, когда пройдет срок председательства, делая вид, что нам нечего предложить организации и её членам. У Казахстана существует огромный наработанный опыт внешнеполитического взаимодействия и сотрудничества как со странами ЕС, так и с СНГ, как со странами НАТО, так и с ОДКБ.
      На это нацелены и все другие инициативы страны в СВМДА, ШОС, ОИК, ТюркПА, ТЮРКСОИ и т.д. Это подкреплено миролюбивой антиядерной внешней политикой государства, политикой сотрудничества и добрососедства, разделяемой всеми странами ОБСЕ.
       Итак, главный вывод, который напрашивается сам собой: Казахстан выбрал путь. Путь Казахстана в Европу целенаправлен. Движение Казахстана по европейскому вектору сегодня и в последующем будет глубокоэшелонированным, глубоко опосредованным. Мотивация нашего продвижения не заключается в простой стандартизации и копировании социально-политических и экономических моделей ЕС, не в примеривании на себе возможностей высшего уровня развития. Демократические нации Европы – это важное направление развития казахской культуры и казахского гуманизма, который на протяжении многих веков «не устает» проявлять свою толерантность, демократизм и полисоциокультурность. Европейский путь Казахстана – это настоящая программа вхождения Казахстана в разряд развитых стран мира.
       Спасибо за внимание.
 
Выступление руководителя Центра международных исследований ИМЭП при Фонде Первого Президента РК ВалиханаТУЛЕШОВА на  на секционном заседании «Оценка приоритетных и перспективных направлений председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 году» IIКонгресса политологов Казахстана 23 сентября 2009 года.