Талгат Адилов: Ассамблее народа Казахстана альтернативы нет

Рубрика: 

В последнее время со стороны различных казахстанских политиков и представителей экспертного сообщества звучат мысли о том, что государству необходимо серьезно изменить свою национальную политику. И одним из направлений в этом отношении выдвигается идея относительно ее институциональной составляющей.

В связи с этим, к примеру, Демократическая партия «Ак жол» в своей Концепции новой национальной политики Республики Казахстан на 2010- 2020 годы предлагает создать «единый государственный орган по управлению межнациональными процессами и системы анализа и прогноза ситуации и выработки оптимальных решений в области межнациональных отношений» (см.

 

http://www.zonakz.net/articles/26602). http://www.ia-centr.ru/publications/1611). Априори это означает, что такой орган должен быть обязательно сформирован.

Политикам вторят и политологи как, например, Андрей Чеботарев, который считает, что в Казахстане нет специального государственного органа, занимающегося непосредственно реализацией национальной политики, «каковым был действующий в 1995-1997 гг. Государственный комитет по национальной политике» (см.

Однако все эти политики и эксперты заблуждаются, поскольку такой орган, а точнее даже государственный институт, уже давно создан и активно действует. В данном случае речь идет об Ассамблее народа Казахстана (АНК).

Конечно, скептики могут возразить. Мол, АНК – это всего лишь консультативно-совещательный орган при президенте страны, не имеющий исполнительно-распорядительного значения. Что, мол, занимается она только пропагандой всего хорошего, что есть в сфере межнациональных отношений Казахстана, и ничего реально не делает для его укрепления и расширения. Что, мол, дает о себе этот орган знать только во время своих сессий. И т.д., и т.п.

Однако на все это есть одно ключевое возражение: Ассамблея народа Казахстана – это уникальный институт именно казахстанского общественно-политического «творчества», не имеющий, во всяком случае опережающих, аналогов в других странах мира. Более того, по ее образу и подобию была создана, к примеру, в 1998 году Ассамблея народов России.

Согласно закону «Об Ассамблее народа Казахстана», принятому 20 октября 2008 года, основными задачами АНК являются:

1) обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений, создание благоприятных условий для дальнейшего укрепления межэтнического согласия и толерантности в обществе;

2) укрепление единства народа, поддержка и развитие общественного консенсуса по основополагающим ценностям казахстанского общества;

3) оказание содействия государственным органам в противодействии проявлениям экстремизма и радикализма в обществе и стремлениям, направленным на ущемление прав и свобод человека и гражданина;

4) формирование политико-правовой культуры граждан, опирающейся на демократические нормы;

5) обеспечение интеграции усилий этнокультурных и иных общественных объединений для достижения цели и задач Ассамблеи;

6) возрождение, сохранение и развитие национальных культур, языков и традиций народа Казахстана.

Уже сам по себе этот перечень говорит о том, что мы имеем дело не просто с консультативно-совещательным органом при главе государства, а с институтом государственной политики в области межнациональных отношений, решающим важные вопросы и несущим большую долю ответственности за укрепление межнационального согласия и основанной на нем внутриполитической стабильности в Казахстане.

Еще более внушительным выглядит перечень конкретных функций АНК, включая содействие формированию казахстанского патриотизма, развитие государственного языка и других языков народа Казахстана, совершенствование региональной политики в межэтнической сфере, выработка рекомендаций и реализация практических мер по урегулированию разногласий и споров, недопущению конфликтных ситуаций в сфере межэтнических отношений и участие в их разрешении, поддержка казахской диаспоры в зарубежных странах в вопросах сохранения и развития родного языка, культуры и национальных традиций, методическая, организационная и правовая помощь этнокультурным общественным объединениям и др.

При этом АНК от какого-либо органа исполнительной власти выгодно отличается тем, что в своей деятельности органично сочетает совещательные, исполнительные и, что особенно важно, законодательные функции. Последние она имеет возможность осуществлять через 9 депутатов Мажилиса Парламента, которые с августа 2007 года представляют этот общественно-политический институт в законодательном органе страны.

Постоянно действующим рабочим органом АНК является ее секретариат, который входит в состав администрации президента страны и возглавляется одним из заместителей председателя Ассамблеи, каковым, как известно, выступает сам глава государства. При этом секретариат АНК не только сам занимается реализацией тех или иных задач Ассамблеи, включая экспертно-аналитическое и информационное сопровождение ее деятельности, но еще и фактически выступает координатором по отношению к другим органам государственной власти (Министерство культуры и информации, управления внутренней политики акиматов областей, городов Астана и Алматы и т.д.), в чью компетенцию входит реализация задач, возложенных на АНК. Такой подход придает заметную эффективность процессам реализации национальной политики Казахстана.

Еще одним важным аспектом деятельности АНК является ее территориальный характер. Данное обстоятельство имеет место, благодаря деятельности ассамблей областей, города республиканского значения и столицы республики, ранее именуемых малыми ассамблеями. Причем они не являются структурными подразделениями АНК с вертикальным подчинением, как это принято в центральных органах исполнительной власти, а выступают самостоятельными институтами государственной национальной политики на региональном уровне.

Нельзя также не отметить и роль национально-культурных объединений Казахстана в процессе формирования и деятельности АНК. Ведь именно они через своих уполномоченных представителей образуют АНК, обеспечивают путем участия их в сессиях и заседаниях Совета Ассамблеи принятие ее решений и реализацию большой доли целей и задач рассматриваемого органа. При этом АНК выступает как интегрирующий национально-культурные объединения республики институт, но никак не вышестоящий и распорядительный орган по отношению к ним.

Что же касается практических результатов текущей деятельности АНК, то буквально на днях, к примеру, заместитель ее председателя и заведующий секретариатом Ералы Тугжанов представил разработанную под эгидой Ассамблеи научно-образовательную программу «Казахстанская модель межэтнической толерантности». Честь стать первым вузом, где она будет реализована, выпало на Академию государственного управления при Президенте РК.

Таким образом, уникальность Ассамблеи народа Казахстана заключается еще и в том, что, будучи ключевым государственным институтом в области национальной политики и межнациональных отношений, она обеспечивает реализацию основных целей и задач в данной области через не только собственную оргструктуру, но и иные государственные - исполнительные, представительные и консультативно-совещательные – структуры, а также институты гражданского общества в лице прежде всего национально-культурных объединений, экспертное сообщество и СМИ.

Ничего подобного явно не смог сделать в свое время отечественный Госкомнац, что и повлияло на его упразднение. В связи с этим никакой политической и практической целесообразности возрождать его, возможно под другим названием и в другом статусе, не видится. Ассамблее народов Казахстана на сегодняшний день реальной альтернативы в сфере реализации стратегических задач республики в области национальной политики и межнациональных отношений нет. А сомневающимся в этом политикам и экспертам очень рекомендуется отбросить все свои сомнения на ее счет и направить свой созидательный и интеллектуальный потенциал на поддержку АНК в выполнении ею своей исторической миссии на благо многонационального народа суверенного Казахстана.

 

 

 

 

 

 

Комментарии

АНК это предохранительный клапан РК, одно не пойму почему до сих пор этот орган не выработал и не предложил НАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕЮ устрайвающее всех ?