Николя САРКОЗИ: Казахстан призван играть все более значимую роль в мировой политике

Рубрика: 


Сегодня начинается государственный визит в нашу страну президента Французской Республики Николя Саркози. Накануне события глава государства, которое по праву считается локомотивом европейской интеграции, дал интервью для нашей газеты, в котором охарактеризовал современное состояние казахстанско-французских отношений и перспективы их развития. 

— Господин президент, с каким настроением и какими ожиданиями вы прибыли в Астану? 

— Настроение и ожидания самые оптимистичные. Два года назад, встретившись впервые с Президентом Нурсултаном Назарбаевым на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке, мы решили придать новый импульс отношениям между нашими странами.

У Казахстана и Франции общие интересы в очень многих областях, но наше сотрудничество было до тех пор не на высоте стоящих перед нами задач. Настало время вывести его на качественно новый уровень. Исходя из этого, в 2008 году в ходе визита Главы вашего государства во Францию, мы заключили Договор о стратегическом партнерстве. Это не просто слова. Речь идет о том, чтобы наладить между нашими странами нацеленное на долгосрочную перспективу конкретное сотрудничество во всех областях.

Надеюсь, нынешний мой визит позволит перейти к практической реализации намеченных целей благодаря подписанию ряда соглашений и контрактов, углубить политический диалог, который за два года мы подняли на небывалую высоту.

По сути, мы открываем новую страницу в отношениях между нашими странами. 

Прежде всего в политическом плане. Будучи полюсом стабильности в стратегически важном регионе, ваша страна может внести незаменимый вклад в разрешение многочисленных региональных кризисов. Географическое положение Казахстана на перекрестке энергетических маршрутов, равно как и его запасы нефти и газа, также определяют роль страны как крупнейшего игрока в обеспечении энергетической безопасности во всем мире. 

По этим причинам Казахстан призван играть все более значимую роль в мировой политике. Мы убеждены в этом. Мы хотим этого. Именно по этой причине Франция поддержала кандидатуру вашей страны на должность председателя ОБСЕ, и мы готовы помочь успешно справиться с этой важнейшей миссией. 

Наши отношения бурно развиваются и в экономическом плане. Президент Назарбаев ставит цель вывести Казахстан в число наиболее конкурентоспособных государств мира. Думаю, это возможно, и мы хотим в этом вас поддержать. 

Франция занимает пятое место среди иностранных инвесторов Казахстана, но убежден, это далеко не предел. Мы заинтересованы в подлинно партнерских связях в сфере промышленности и технологий. То есть речь идет не о том, чтобы просто что-то продавать и покупать, – мы хотим вместе что-то делать. Примером тому может служить совместная работа компаний «Арева» и «КазАтомПром» в области атомной энергетики. Но подобное сотрудничество следует развивать не только между промышленными гигантами. Оно должно распространяться также на малые и средние предприятия. Поэтому в ходе визита меня сопровождают многочисленные руководители таких предприятий.

Наконец, мы развиваем также сотрудничество в области образования и науки. Необходимо интенсифицировать его: мы готовы принимать казахстанских студентов в наших вузах. В сфере культуры у наших стран есть добрые традиции, и мне хотелось бы, чтобы они получили дальнейшее развитие. 

— Европа является одним из ключевых партнеров Казахстана. Вы наверняка знакомы с нашей государст­венной программой «Путь в Европу», нацеленной на более тесную интеграцию? 

– Отношения между Казахстаном и Европейским союзом из года в год становятся все более прочными. Сегодня вы – наш первый торговый партнер в Центральной Азии: на долю Евросоюза приходится около 25% казахстанского импорта. 

Этим отношениям мы придали и политическое звучание, подписав в 1999 году Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, призванное способствовать торговле между сторонами, и утвердив в июне 2007 года Стратегию ЕС для Центральной Азии, устанавливающую приоритетные направления сотрудничества в таких областях, как образование, торговля, инвестиции, транспорт, энергетика, а также охрана границ, борьба с незаконным оборотом наркотиков, права человека и верховенство права.

Как я уже говорил, Казахстан может сыграть важнейшую роль в обеспечении энергетической безопасности Европы. Ваша страна стремится к диверсификации маршрутов транспорта энергоносителей, а мы — к диверсификации поставщиков энергоресурсов. Так что углубление сотрудничества в этой области в наших общих интересах.

Как видите, имеется широчайшее поле для сотрудничества с Евросоюзом, а посему хотелось бы, чтобы отношения между ЕС и Казахстаном продолжали укрепляться. В этом плане упомянутая программа «Путь в Европу» представляет собой своего рода ясную, целеустремленную «дорожную карту», которая после надлежащей конкретизации сможет оказать нам помощь в продвижении по этому пути. Этому должна способствовать и ваша работа на посту председателя ОБСЕ.

– В своей книге «Мое мнение, Франция, Европа и мир в XXI веке» вы отметили, что «рискнули сказать французам правду, и они ответили вам своим доверием». Ощущаете ли вы доверие французов сейчас?

— Не могу не отметить, что даже в условиях жесточайшего кризиса Франция остается страной, где можно осуществлять реформы. Карикатурное представление о Франции как о стране, которая свернулась в клубок и боится пошевелиться, ушло в прошлое. 

С момента начала кризиса я сказал французам: хуже всего будет отказаться от перемен, которые необходимы, под предлогом создавшегося положения. Мы должны продолжать начатые реформы, потому что они позволят нам быстрее выйти из кризиса и потому что мир не будет нас ждать. По-моему, французы это отлично поняли. 

– Франция одной из первых поддержала заявку нашей страны на председательство в ОБСЕ. В этом процессе одним из главных казахстанских приоритетов будет решение афганской проблемы. Как мы можем взаимодействовать в этой сфере? 

– На протяжении двух лет Франция играет важную роль, стремясь оказать помощь в переориентации международной стратегии в Афганистане с опорой на более глобальный подход, выходящий за рамки только военного измерения. В этом новом подходе учитывается тот факт, что долговременное решение афганской проблемы может быть только политическим по своему характеру, а значит, для него следует прилагать более интенсивные усилия в пользу развития, уделять больше внимания региональному измерению. Именно такую новую стратегию мы приняли на саммите НАТО в Бухаресте в 2008 году, подтвердив ее на международных конференциях по Афганистану в Париже и Гааге. Казахстан в силу своего экономического веса и мощного влияния в регионе может сыграть важнейшую роль в скорейшей реализации обязательств, принятых в ходе этих встреч. 

Председательство в ОБСЕ даст вашей стране дополнительные возможности продвижения по этому пути. Спешу заверить, что Франция полностью поддержит усилия по упрочению связей между Центральной Азией и Афганистаном, а также по созданию условий для выхода этой страны из изоляции, и в частности экономической. На мой взгляд, для этого потребуется выработать региональную стратегию, согласованную между странами Центральной Азии. Такое интенсивное региональное сотрудничество может принести выгоду не только Афганистану, но и всему региону. 

– Мировой финансовый кризис негативно отразился на всех странах. Каковы ваши рецепты по его преодолению?

– Кризис таких масштабов обязывает держаться очень скромно, и никто, на мой взгляд, не может утверждать, что располагает какими-то готовыми рецептами. Вместе с тем у меня есть некоторые идеи, в которые я глубоко верю. 

Во-первых, миру необходимо объединиться, ибо ни одна страна, ни один континент не в состоянии справиться с таким потрясением в одиночку. Перед лицом серьезного кризиса сотрудничество – насущная необходимость. Именно это я отмечал год назад, выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, а спустя пять недель после этого состоялась первая встреча «двадцатки», которая совсем недавно провела свое третье совещание в Питсбурге.

Во-вторых, я неоднократно подчеркивал свою убежденность в том, что требуется глубокая реорганизация финансовой системы, дабы избежать повторения подобных явлений. Нужно перестроить капитализм, придав ему регулируемый характер. Это должен быть капитализм творчества и новаторства, а не капитализм спекулянтов и рантье. Капитализм должен благоприятствовать реальной, а не виртуальной экономике. И наконец, капитализм должен служить развитию, то есть человеку. 

Именно это и происходит в настоящее время. Встречи «двадцатки» в Вашингтоне, Лондоне и Питсбурге позволили добиться прогресса в сфере финансового регулирования, которого несколько месяцев назад никто и представить себе не мог: в скором времени от контроля не ускользнет ни один финансовый оператор, ни одно финансовое учреждение, ни один финансовый рынок. 

Налоговые гавани, банковская тайна ушли в прошлое. Мы намерены ввести в разумные рамки размеры вознаграждения, в частности вознаграждения трейдеров, с тем чтобы покончить с абсолютно скандальной ситуацией в области бонусов. Впредь не будет больше гарантированных бонусов, они не будут выплачиваться единовременно, а главное, не будет бонусов без малусов. Другими словами, нет результатов – не будет и премий. Более того, центральные банки отныне смогут принимать решения об ограничении верхнего предела бонусов, в зависимости от доходов. 

Изменим мы и правила бухгалтерского учета: они должны не вызывать кризисы, а предотвращать и ограничивать их воздействие.

Структурная реорганизация капитализма немыслима без реформирования мировой системы экономического регулирования: необходимо повысить удельный вес крупных стран с бурно развивающейся экономикой, а также развивающихся регионов. Именно на этот путь мы ступили, когда сделали «двадцатку» основным форумом для обсуждения всех важных экономических и финансовых тем, когда решили в Питсбурге повысить влияние стран с бурно развивающейся экономикой в области принятия решений в МВФ.

И наконец, как и большинство наших партнеров, мы пошли на масштабные меры по поддержке экономической активности, уделяя приоритетное внимание инвестициям, с тем чтобы наш план стимулирования экономики был нацелен на будущее. Приняли ряд мер, чтобы протянуть руку помощи тем, кому кризис нанес особенно болезненные удары.

Мы прекрасно понимаем, что кризис не закончился. Но, очевидно, удалось избежать самого страшного, потому что мир объединился. Сегодня приоритетная задача – не допустить повторения подобной катастрофы, и для этого необходимо продолжать реформирование мировой финансовой системы. Ответственность за это лежит на нас.

– Традиционный вопрос: какими качествами, по вашему мнению, должен обладать современный политик? 

– Первое качество, которое мне приходит в голову, – решимость в действиях. Руководителей выбирают не для того, чтобы они рассуждали о судьбах мира, а чтобы они принимали решения, находили выходы, решали проблемы. Вот чего ждут от нас граждане. Конечно, это не всегда легко, а порой даже рискованно, но ни в коем случае нельзя бездействовать под этим предлогом. На том месте, на котором мы оказались, у нас есть необыкновенное преимущество: мы можем что-то изменить. И этого мы никогда не должны забывать. Для политика действовать – это его долг.

Еще один важнейший фактор – чувство ответственности. В мире, который претерпевает глубокие преобразования, где возникает все больше угроз и вызовов, на нас, руководителях, лежит колоссальная ответственность. Если мы не примем необходимые решения, чтобы противостоять такому финансовому кризису, как тот, который разразился совсем недавно, чтобы бороться с изменением климата, угрожающим самой жизни на нашей планете, чтобы урегулировать проблемы, ставящие под угрозу международную безопасность, кто сделает это вместо нас? 

На мой взгляд, наши соотечественники вправе требовать от нас действий ответственных и во имя всеобщего блага.


Ильяс ОМАРОВ
Казахстанская Правда.