Казахстан: использование кризиса для "похудения" и возвращения к прежнему состоянию

Мир борется с экономическим кризисом. Тогда как каждая страна борется с ним своими способами, они имеют много общего, поскольку мы сталкиваемся с одинаковыми проблемами. Саммит "Большой двадцатки" в Питсбурге предоставил сцену для еще более тесного сотрудничества среди развитых и развивающихся стран. Казахстан, известный богатый производитель энергии и по историческим меркам молодое независимое государство, пытается преодолеть этот кризис через согласованную программу действий. Поскольку страна играет усиливающуюся важную роль в мировой энергетической безопасности и в экономическом развитии ведущего региона Центральной Азии, очень важно понять, где Казахстан имеет экономические успехи. Нынешний кризис прояснил это: мы достигли цели, к которой стремились так долго и настойчиво - мы на самом деле построили экономику открытого рынка в Казахстане. Экономику, которая полностью интегрирована в мировую, со всеми своими положительными и отрицательными последствиями. Отсюда и сегодняшние проблемы.

Казахстан присоединился к мировой экономике во время фазы роста кредитного цикла, когда деньги были дешевыми, и их было много. Мы жили хорошо, тратя деньги, но на самом деле не задумываясь о том, что их надо возвращать. С 2002 года по август 2007 года кредит на западных рынках был фантастически дешевым. Казахские банки привыкли к дешевым деньгам, думая, что это будет длиться вечно и всегда можно будет взять другой кредит, чтобы выплатить текущий. Банковская система Казахстана считалась лучшей в Содружестве независимых государств, и все охотно давали нам деньги. Как ни парадоксально, мы стали заложниками своего собственного успеха. Однако в ближайшем будущем дешевые деньги будут недоступны, следовательно, система повторного кредитования не будет работать. В результате, казахские банки испытывают большие трудности.

Все же, было бы неверным обвинять во всех наших проблемах только финансовый кризис. В большей степени мы сами привели себя в затруднительное положение, и это касается не только банковской системы. Наша экономика удержалась на плаву, и, главным образом, продолжает держаться на плаву благодаря экспорту сырьевых товаров, цены на которые за последние несколько лет невероятно выросли. И это был самый мощный расслабляющий фактор для нашей экономики. Наш рост был активизирован скорее "белком", нежели достигнут через ежедневные "изнурительные тренировки". Мы нарастили "мускулы", не затрачивая энергию. Атлетов, уличенных в использовании таких стимуляторов, дисквалифицируют и лишают наград. Примерно то же самое происходит с нашей экономикой. У нас есть много наград, но все же мы провалили тест на допинг. В результате, мы можем лишиться этих наград.

В этой ситуации мы должны реально оценить положение дел и быть готовыми к серьезному спаду в экономическом росте. В первой половине 2009 года ВВП страны уже снизился на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Учитывая то, что за последние 8 лет ВВП составлял от 9 до 10%, а в 2008 году экономические показатели выросли на 3,2%, это вполне серьезный спад. Тем не менее, высокий экономический рост в последние годы был достигнут за счет дохода от продажи сырьевых товаров и дешевых активов. Теперь таких ресурсов нет, и экономика страны возвращается к своему реальному, не слишком высокому уровню, который соответствует имеющимся материалам, техническим условиям и состоянию промышленности. И это нельзя назвать критическим положением.

Я уверена в том, что этот экономический кризис нам очень поможет. Он отрезвит нас как любой холодный душ после горячей сауны. Мы усваиваем, что без изнурительных ежедневных тренировок мы никогда не станем чемпионами. Мы наконец-то осознаем, что "белок" и "допинг" дают лишь временный эффект и расплата за их использование может быть очень суровой - мы можем потерять все наши "медали". Теория разъединения гласит, что некоторые развивающиеся страны могут развиваться, полагаясь на свои собственные ресурсы, как экономические, так и финансовые, независимо от развитых стран. Казахстан до некоторой степени соответствует этим критериям. Существуют некоторые значительные финансовые ресурсы, которые теперь правительство активно использует для того, чтобы ослабить возможные отрицательные эффекты кризиса. Широко известно, что самыми эффективными двигателями конкурентоспособности являются наука, технологии, предпринимательство, финансы, логистика и образование. Именно поэтому правительство финансирует основные проекты, изменяя подходы в управлении и развитии этих секторов.

Президент Нурсултан Назарбаев определил эти области и возобновление промышленной базы фундаментальной задачей. Это дает большую надежду на то, что Казахстан выйдет из кризиса еще более сильной и более успешной страной. Во время первой половины этого года, объем инвестиций в фиксированный капитал увеличился на 6,3% по сравнению с прошлым годом. Практически большинство средств, выделенных государством в рамках его антикризисной программы по стабилизации экономики в размере более 18,3 млрд. долларов США, или примерно 20% ВВП, были направлены на внедрение инноваций и индустриальных программ, целью которых было усиление инноваций в промышленности. Теперь Казахстан имеет ясное представление о том, что экономическая модель, основанная на высоких ценах на нефть и доступности дешевых денег заграницей, более чем ненадежна.

Именно поэтому мы активно развиваем другие секторы экономики, основываясь на такие конкурентные преимущества, как высоко образованные и квалифицированные работники, политическая стабильность и здоровые амбиции руководства страны, богатая ресурсная база и огромная территория. У нас есть все условия для развития эффективного сельского хозяйства, нефтехимии и металлургии, транспорта и промышленности. Добыча редких металлов, которые становятся все более и более популярными в инженерии, может сама по себе привести страну в клуб самых могущественных наций. Отсутствие "допинга" в виде дешевых денег и доходов от продажи сырьевых товаров вынуждает нас радикально пересмотреть концепцию экономического развития, и если наше правительство имеет политическую волю и компетентный анализ, тогда, с доступными ресурсами, мы можем надеяться на достаточно устойчивое и стабильное развитие в будущем.

Д-р Айгуль Тулембаева - профессор Казахского Национального Университета
"New Europe", 4 октября 2009 года,

Источник - Zpress.kg

Комментарии