К новому качеству гражданского общества Казахстана.

Рубрика: 

 

Выступление Руководителя Центра международных исследований Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан Тулешова В.У. на международной конференции «Гражданское общество в Республике Казахстан: состояние и перспективы». Алматы, 6 ноября 2009.
                                    
       Уважаемые коллеги!
       Когда задумывалась данная конференция, её название звучало примерно так: «Особенности и различия путей формирования гражданских обществ Казахстана и европейских стран». И это было неслучайно, поскольку сегодня мы в Казахстане до сих пор спорим о том, что первично «яйцо или курица», государство или гражданское общество. Так вот, когда образовывались штаты (США), в декларации написали, что люди создают государство, а не государство людей. То же самое было отмечено в декларациях и других стран Европы, во Всеобщей декларации прав и свобод человека. Но поскольку у нас видимая и решающая роль на этапе обретения независимости принадлежала правительству, то создалось впечатление, что государство строит гражданское общество.
       На самом деле так и было. Хотя общество было, существовало, оно находилось в диффузном (дисперсном) состоянии, отношения внутри него напоминало броуновское движение. Поэтому, гражданскому обществу оставалось лишь принять ту модель, которую на первых порах предоставило ему государство. Других моделей просто не было до этого в истории нашей государственности.
        Поэтому, общество вполне спокойно восприняло то, что в первые годы независимости страны был принят закон о государственном социальном заказе, положившем начало структурированию гражданского общества по тем направлениям, в которых было заинтересовано все государство. Далее была принята «Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы, предварительные итоги которой мы собрались сегодня с вами подвести.
       Эти шаги предопределили будущее состояние гражданского общества, как состояние сети НПО, структурно взаимодействующих друг с другом по выявлению проблемных зон государства и защите прав и свобод граждан в различных сферах жизнедеятельности. Теперь в государстве имеется порядка 25 – 28 тысяч зарегистрированных НПО и ситуация сегодня совсем другая. Этап структуризации гражданского общества пройден, оно обрело определенную силу и уже намерено более полно отстаивать права и свободы граждан страны. Вопрос о том, что первично, а что вторично,  не актуален, потому что государство будет выполнять свои функции, а гражданское общество – свои.
       С этого момента гражданское общество Казахстана идет своей дорогой, а государство своей. Но чтобы эти дорожки не расходились, необходимо конкретизировать направления взаимодействия гражданского общества и государства. В этой связи, нам предстоит сделать очень много. В числе приоритетных задач, которые, например, выявил мировой финансовый кризис – это создание прочного фундамента социальных преобразований, который должны определить институты гражданского общества, идеология социальной политики государства и её приоритеты.
       Именно социальная сфера, а не политическая и экономическая, делают страну по-настоящему ответственной или, наоборот, снимающей всякую ответственность за своих граждан, именно социальная сфера демонстрирует то, как государство заботится о людях, о реализации их социальных прав и свобод. И здесь показателем ответственности государства является та или иная степень гарантированного законом уровня удовлетворения социальных потребностей граждан страны. Помимо отдельных подзаконных актов правительства, Указов Президента, законов РК, отражающих разные, порой трудно сочленяемые участки социальных отношений, все социальные нормативы и стандарты государства должны быть полно и гармонично отражены в Социальном Кодексе Республики Казахстан, которого у нас до сих пор нет. В целом, и идеология социальной политики, её концепция, сочлененные с контекстом, мейнстримом современного мирового развития, должны быть представлены независимыми организациями вниманию нашего государства и наших сограждан.
        Неготовность социальной сферы к кардинальным изменениям направления её развития проявляется сегодня в том, что сами НПО не начали выработку собственных стандартов, находящихся в сфере их интересов предметного поля и соответствующей деятельности. Не начали выработку новых стандартов развития даже в рамках Государственной программы «Путь в Европу». В этой связи, сомнения западных экспертов по поводу казахстанской повестки дня в ОБСЕ и выполнения председательской роли основываются на формальном, а не реальном, гуманитарном измерении социальной политики нашего государства и гражданского общества, на отсутствии четких и понятных для каждого гражданина страны социальных ориентиров и стандартов, выработать которые должны институты гражданского общества.
         Во-первых, смысл сегодняшних устремлений активистов гражданского общества должен отражать необходимость целостного видения, формирования оптимального и эффективного взаимовлияния различных, функционирующих обособленно друг от друга организаций между государством и человеком, в мультипартнерскую сеть сотрудничества и общественного развития граждан с государством, выстраивания новой этической системы их взаимодействия, основанной на признании равенства и одинаковой ответственности между всеми членами процесса взаимодействия.
       Только тогда, например, борьба НПО за права человека в Казахстане будет являться важной частью общего стремления к демократии, законности, социально-экономическим преобразованиям, правовому государству. При этом, отстаивая соблюдение в первую очередь гражданских и политических прав, НПО будут дистанцироваться от борьбы политических партий, станут беспристрастными аналитиками, сравнивающими конкретную ситуацию в  стране с международными стандартами. Яркий пример такой инициативы показывает нам РОО «Шанырак», которым руководит Асылбек Кожахметов. Этой организации удается отстаивать интересы жителей многочисленных микрорайонов, объединенных в новый район Алматы.
         Во-вторых, соответственно, независимые СМИ и их правозащитные организации, поскольку они сами являются «выразителями настроений» широких масс, сочтут за непозволительную роскошь защиту одного, пусть даже очень знаменитого или выдающегося человека, в противовес защите целого социального слоя населения. Ведь институционально организованные СМИ обязаны также институционально относиться к предмету своего внимания или критики. Без преувеличения роли личности в истории, сам формат нормотворчества средствами массовой информации национального информационного пространства позволит выстроить равноправные отношения и с государством, поскольку государство заинтересовано в этом по определению. Здесь присутствует Тамара Калеева, руководитель «Адил Соз». Она об этом прекрасно знает в силу того, что сама защищает права и свободы СМИ.
        Институциализм прессы, телевидения, радио как фактор их полноценного развития, выстраивающий отношения с государством и каждым отдельным гражданином, есть главное основание превращения СМИ в «четвертую ветвь власти». Без формально организованной системы независимых СМИ, соблюдающих очевидные, первоначально созданные государством «правила игры», невозможно легитимно добиться превращения институтов массовой информации в источник нового этического и эстетического мировоззрения, невозможно создать новую иерархию ценностей в государстве и обществе.
        В-третьих, в целом, все гражданское общество Казахстана должно соорганизоваться на новых этических основаниях, предполагающих подлинное равенство между его институтами, а не привилегированное положение одних, пользующихся явным покровительством государства, и, соответственно, угнетенное положение остальных. Разделение на «своих» и «чужих» на этапе перехода от первоначального накопления капитала к консолидации национальных устремлений должно быть устранено.
        Добиться этого можно только строгим соблюдением государством правил взаимодействия институтов гражданского общества. И здесь, не только отдельные законопроекты (закон о СМИ, об Интернете и т.д.), но и вся система социальных законов в Казахстане должна стать предметом серьезного анализа на предмет соответствия их лучшим мировым стандартам. Гражданское общество должно показать государству пример заинтересованности и принципиальности в отстаивании социальных прав и свобод, должно проявить инициативу в принятии Социального Кодекса Казахстана, в котором бы были досконально прописаны права и свободы, нормы жизни социальной личности, механизмы их развития, параметры социальной инфраструктуры через призму её качества и доступности гражданину страны, где бы он ни находился: на работе, на отдыхе, дома. Работы здесь непочатый край: от маркировки на дорогах – до стандартов газовых труб в индивидуальном домостроении, от тротуаров в сельской местности – до качества и доступности питьевой воды, от способов распределения земли в сельских округах, районах, государственных парках – до стандартов медицинского обслуживания и образования.
       Социальная безопасность как одно из средств для гарантии адекватного уровня жизни населения, подобно тому, как страна присоединилась, например, к нормам EURO П, должна быть реализована через ряд минимальных стандартов (медицинская помощь, пособие по безработице, пенсии по старости, пособие в случае производственного травматизма и профессионального заболевания, семейные пособия, пособия по беременности и родам, пенсии по инвалидности и по потере кормильца и т.д.), действующих на всей территории страны.
       С другой стороны, без единой транспортной системы автомобильных дорог, железных дорог, без национальной трубопроводной системы подачи газа, доступной для жителей самых отдаленных населенных пунктов, общенациональной системы телекоммуникаций, Казнета (Интернета), без национальной энергосистемы, национальной системы обеспечения питьевой водой и т.д., невозможно построить страну, которую бы уважали за проявление полноценной заботы о своих гражданах. В этой связи, социальная инфраструктура должна также регулироваться совокупностью технических, технологических, экологических, градостроительных, эксплуатационных и т.д. стандартов, как стандартов жизнеобеспечения и общественного развития. Приверженность государства долгосрочным целям общественного развития должна быть подкреплена присоединением страны к Европейской социальной хартии, которая является одним из наиболее важных документов Совета Европы.
        Наконец, полноценная стандартизация социальной политики Казахстана по параметрам Европейского Союза невозможна без полноценного присоединения страны к Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека, без вступления Казахстана в Совет Европы. Оно способно обеспечить единый всеобъемлющий механизм защиты прав человека в Казахстане, сопоставимый с развитыми европейскими странами.
        Таким образом, по сути, нам предстоит совершить мирную социальную революцию, которая предопределит наше вхождение в мир подлинной социальной демократии, в мир развитости. В этой связи, повестка дня председательства Казахстана в ОБСЕ должна строиться с учетом этого плана кардинальных преобразований внутри страны на длительную перспективу. В том случае, все важнейшие пункты повестки дня Казахстана в ОБСЕ получат основу и обретут фундамент в виде реализуемых внутри государства и принятых сообществом ОБСЕ приоритетов гуманитарного измерения, подлинного соответствия внутренней политики Казахстана заявленным нашим председательством целям.
         Конечно, за один год невозможно решить всю совокупность стоящих перед страной грандиозных задач, но придать мощный импульс, пройти «точку бифуркации» нашего движения вперед – задача достойная для подражания. По окончании этого сложного и, одновременно, знаменательного года станет ясно, что возврата к старому не будет, а значит, новый Казахстан состоится как новое мировоззрение постсоветских стран. Состоится как новая, нравственная идея доверия на арене всей Евразии, всей международной жизни, в мировом сообществе государств.
        Спасибо за внимание.
 

 

Комментарии

Я почему-то все больше и больше начинаю любить Rambler. А вы?