Инвестиции в инновации

 

С нового года в Алматы начали работать автоматизированные парковки. По улице Казыбек би между Кунаева и Зенкова появились автоматы с надписью «Паркомат», а вдоль проезжей части ходят парковщики с фотоаппаратами и фотографируют припаркованные автомобили, при этом наличных денег не берут. На удивление, молодые люди в форме парковщика очень толково и доходчиво объяснили принцип работы чудо системы. Оказалось что теперь парковка почасовая и для фиксации каждого часа парковщик фотографирует автомобиль. Выяснилось что это не просто фотоаппарат, а коммуникатор на базе Android OS, который не только делает снимки, но и фиксирует GPS координаты, сообщает парковщику о необходимости переснять авто по истечении часа, а так же автоматически распознает гос. номер припаркованного автомобиля. Собственно сам госномер является краеугольным камнем всей системы. Для того чтобы оплатить парковку необходимо ввести номер вашего автомобиля в паркомат. Паркомат сообщит вам сумму вашего баланса. Парковщик объяснил, что принцип схож с пополнением баланса сотового телфона, вы кладете деньги на баланс, а потом тратите его на всех парковках такого типа, а для тех кто больше не планирует пользоваться услугами платной парковки предусмотрена выдача сдачи. Если вы не оплачиваете парковку, то ваш баланс «уходит в минус», поэтому рано или поздно вам придется возместить неоплаченное время парковки, иначе вас ждет повестка в суд, а для злостных неплательщиков – штраф. Все наглядно, просто и понятно. Заинтересовала скромная надпись на экране паркомата – «Сделано в Казахстане».

 

 

 

 

 

 

Вооружившись интернетом, я попытался выяснить кто ЭТО сделал и общее настроение масс по поводу нововведений. Оказалось, что народ в целом самой системой доволен, многие вопросы и по поводу GPS координат и по поводу накопительной системы, так же вполне четко и ясно были разъяснены парковщиками, и как оказалось возражений по этому поводу нет. Но гнев народный пал на сам принцип почасовой парковки, «дорого, если долго стоишь», и по традиции дискуссия плавно перетекла в критику городских властей, почему то решили что это очередной способ разворовать бюджет. Особо дотошные выяснили, что земли под парковку, сданы в аренду частным лицам, и понеслось…

Мне стало интересно найти вторую сторону, а именно создателей системы и тех самых арендаторов пресловутых парковочных земель. А нашел я их там же на парковках причем обоих сразу, погруженных в текущую работу. Ими оказались два молодых предпринимателя: директор компании Orta zher Нусупов Бауыржан, арендатор парковок, и директор компании CreonX Александр Чулков, разработчик системы. Выяснилось, что они лично участвуют в процессе отладки системы, на месте вникая в выявляемые недостатки и совместно оперативно ищут пути их устранения. Оба с энтузиазмом придумывают способы улучшения работы системы, прислушиваясь к проблемам парковщиков и идеям водителей. Молодые люди оказались очень приветливыми и открытыми в общении, пригласили в свой офис и поведали мне очень занятные подробности.

 

У истоков

Зачем вообще понадобилось делать такие парковки, чем не устраивают существующие парковщики? Чем отличаются от других парковок?

Почасовые платные парковки это первый шаг к разгрузке транспортной системы города. Главная идея освободить те места в городе, где требуется краткосрочная стоянка: банки, школы, кафе, гос. учреждения и т.д., поэтому и почасовая тарификация. Сейчас эти места забиты автомобилями припаркованными в течении всего дня. Текущие парковщики эту проблему не решают, они берут деньги за сам факт парковки, а не за час, И у такой концепции основная идея получить деньги, а не освободить улицу.

В Москве, к примеру, зоной платной парковки является весь центр города, и основной идеей остается взимание платы для нужд города. В Алмате платные парковки не будут распространены тотально на всех улицах, а только выборочно в целесообразных местах, бесплатная стоянка останется на многих улицах в том числе и в центре.

Отталкиваясь от этой главной идеи и была построена эта система для города Алматы, поэтому она не похожа на другие и аналогов в мире не имеет.

 

«Ноу хау» или «Мне ЛУЧШЕ знать»

Патриотизм или выгода, что мотивировало на создание собственного продукта? И вообще это выгодно, создавать высокотехнологичное производство?

Авантюризм!!! (Смеются).

Для начала необходимо сменить краткосрочное торгашеское мышление на долгосрочное стратегическое. Если думать о том как бы побыстрее урвать и при этом поменьше сделать, то в область высоких технологий лучше не соваться, потому что тут нужно трудится, трудится и еще раз трудится.

Конечно в краткосрочной перспективе выгоднее было купить уже готовые паркоматы, которые успешно работают во всем мире, установить их, и жить по чужим правилам. Изучая эти системы парковки, мы пытались их применить к нашему менталитету. Оказалось в них много пробелов и неудобств. Элементарно – самая распространенная система паркования в мире это парковка по предоплате: Вы планируете заранее сколько вы будете стоять, оплачиваете запланированное время, к примеру 1 час, распечатанный чек со строгим указанием оплаченного времени кладете под лобовое стекло, и идете на свидание в кафе. К концу запланированного часа у вас все только начинается с этой девушкой, а штраф за просроченную парковку не маленький. Вы на встрече, в очереди, на приеме и т.д., а ваше время вышло.  Или еще хуже, вы едете на встречу и договорились что встреча продлится 4 часа, на всякий случай оплатили 5, пришли, а встреча сорвалась, механизм такой системы не предусматривает возврата денег. Мы не люди-роботы, как в Европе и вокруг нас такие же живые люди, 100% спланировать все невозможно. Настоящая свобода кроется здесь. Как быть? Мы хотим сделать лучше, сделать парковку удобнее и сэкономить людям время, а получается психологическое вредительство и дискомфорт. Этой парковкой будем пользоваться мы, наши родные, друзья, близкие, соседи, люди. Вот от чего надо плясать, и при этом постараться сделать это выгодным, а не наоборот. Технологии призваны улучшать жизнь людей.

Когда берешь чистый лист бумаги и собираешь вокруг себя профессионалов высочайшей квалификации – это сильно бьет не только по карману и нервам, это еще и проверка на доверие. Ведь проект может и не удастся, есть несколько факторов которые нельзя учесть заранее, но которые появляются уже в середине пути и никогда неизвестно чем это может вылиться, привлечением новых специалистов или бОльших средств. Но одно можно сказать точно – скучно не будет!

В подобные проекты можно вкладывать деньги только в том случае если хорошо знаешь этих людей лично и безоговорочно доверяешь им. Инвестировать в абстрактные инновации – это тыкать пальцем в небо, а вкладываться в конкретный стартап большой риск! Но кто не рискует тот не пьет шампанское, дивиденды с такого проекта могут превзойти все ваши самые смелые ожидания.

 

Успех окрыляет и уносит…

Проект оказался успешным? Какие дальнейшие планы?

В свое время принцип открытой архитектуры в построении компьютерных систем совершил революцию в IT сфере и дал мощный рывок в развитии рынка персональных компьютеров. Мы решили применить этот принцип к программно-аппаратным комплексам, поэтому о настоящем успехе говорить еще рано, мы только начинаем осознавать потенциал заложенный в наше детище. Каждый день рождаются новые идеи применения, новые возможности. Потенциал огромен и мы пока стараемся сдерживать себя в рамках парковки, но это нам удается с трудом. Конечно парковка только первый шаг на пути разгрузки транспортной системы города. Сейчас вносится масса предложений по поводу освобождения города от машин. И закрыть город от приезжих и сделать проезд по городу платным и многое другое, что вызывает внутренний протест у большинства граждан. Тут нужен компромисс… (Загадочно улыбаются, но удержатся не могут).

Причина возникновения пробок – асинхронность действий водителей в потоке. Один притормаживает, другой газует, кто-то вообще «тормозит». Машины совершают действия по цепочке, а не одновременно. Если все машины в потоке начнут действовать как единый организм, то утренние и вечерние пробки исчезнут как явление, а пробки по причине аварии будут быстрее «рассасываться». Переоборудовать машину, для автоматического движения, можно будет в пределах вполне разумной сумме. И тогда пропуском в город станет наличие в машине бортовой системы. Конечно создание такой системы потребует немало времени и средств, но как мы уже говорили по настоящему инновационные технологии требуют долгосрочного стратегического мышления. Прибыль от экспорта такой системы, может превысить прибыль от продажи сырья.

 

Новое лицо Казахстанского бизнеса

Показываю сайты, на которых идет полемика по поводу паркоматов, указываю на наиболее актуальные вопросы: разворовывание бюджета, распродажа лакомых кусков земли, о прибыли с парковок. Интересуюсь их мнением.

Люди привыкли думать, что все вокруг обманывают и хотят нажиться на них, что чиновники пилят бюджет и вокруг только зло и интриги. Возможно они правы и эти явления имеют место быть во всем мире, но так будет не всегда. Выработанная до автоматизма привычка конфронтации с властью и бизнесом скоро станет дурным тоном. Все в нашей стране становится на свои места, власть думает о народе, а бизнес становится социально ответственным. Во всяком случае мы хотим в это верить. Надо просто смотреть на вещи открыто и честно.

На этот проект из государственного бюджете было выделено 0 тенге. Вместе с правами на аренду земли, акимат возложил на бизнес ответственность и немалую. Помимо покупки и установки паркоматов, арендатор обязан облагородить доверенную ему территорию, даже дорожная разметка делается за счет бизнеса. Уборка и охрана территории, видеонаблюдение за всем периметром, создание рабочих мест и много другое, не считая ежедневных отчислений в городской бюджет.

Со стороны акимата это был стратегически грамотный ход. Такая концепция позволила полностью убрать нагрузку с бюджета, а благодаря конкурентной борьбе среди арендаторов, получить наилучшее решение для почасовых парковок. В добавок ко всему на базе такого решения вырос социально ответственный бизнес.

Мы лично опрашивали первых пользователей наших парковок, буквально на ходу устраняли замечания и добавляли новые «фишки». Мы и сейчас почти каждый день там как вы видите. И нам это нравится!

Наши парковщики оформлены на работу официально, получают социальные и пенсионные отчисления, они можгут взять кредит или ипотеку. Прошли времена дикого капитализма настало время ответственного бизнеса.

Доверие оказанное отечественному разработчику обеспечило работой интеллектуалов в технической сфере. Мы не импортировали инновации, а создавали их сами. Да, это намного тяжелее и дороже, чем «притащить» уже готовое из Китая, но кто то же должен начинать развивать собственные технологии.

P.S.

Мы еще долго беседовали на разные темы, обсуждая и политику и последние новости из мира хай тек. Я смотрел на этих молодых парней, с горящими глазами и вдруг почувствовал как во мне твердо появляется уверенность в завтрашнем дне, я перестал боятся за будущее своих детей и в моей душе появилось спокойствие.

Регион: 

Комментарии

Как всегда! Все очень красиво на словах, а на деле попахивает очередной аферой. Всегда найдется тот, который отыщет способ собирать деньги с простого народа прикрываясь законом.  

Статья явно заказная, я бы даже сказал рекламная.

"Выработанная до автоматизма привычка конфронтации с властью и бизнесом" - улыбнуло. Почувстовавл себя собакой Павлова, с рефлексом лаять на власть. А вообще когда то было по другому?

да бред сивой кобылы! бизнес они задумали!?!?! с нашим менталитетом у нас ещё лет 30 будет всё через известное место делаться, и до Китая или до Европы нам грести и грести... вот чинуши с этими "бизнесменами" похоже "гребут и гребут"... а порядка всё равно не будет!!!

даже умиляют попытки наших инноватор привнести что-то новое, а главное СВОЁ

Ну хоть пытаются, и на том спасибо!

Ответственный бизнес - это как единорог. Он вообще существует?

Презентация пафосная, чисто по нашенски! Эпично!

Лучше бы вместо презентации они кино казахстанское снимали, поднимали уровень!

- Паааап, а социально ответственный бизнес существует?
- Нет сынок, это фантастика!

- Пааааап, а грамотные действия власти существуют?
- Нет, сынок, это фантастика!

- Пааааап, а бесплатные парковки существуют?
- Нет сынок, это фантастика!

- Паааап, а решение проблем загруженности городских улиц существует?
- Ты че долбаеб?

- Паааап...
- Заткнись!

"Если все машины в потоке начнут действовать как единый организм, то утренние и вечерние пробки исчезнут как явление" - в конце 90х в Европе были проведены такие исследования и даже сделали экспериментальные экземпляры таких машин. Тесты показали поразительные результаты. Но почему то проект не пошел.

Эксперимент у Европейцев не пошел из за высокой стоимости. Во первых предполагалось производство автомобилей целиком, а не переоборудовать частично. Во вторых уровень технического прогресса 90х годов сильно отличается от уровня сегодняшнего дня. Совершенно логично что проект не смог выжить, потому что договорится со всеми, хотя бы европейскими автозаводами, о производстве таких автомобилей практически невозможно. Но прогресс не стоит на месте, большнство современных автомобилей в базовой комплектации уже оснощены автоматикой их потребуется только взять под контроль.
А. Чулков

http://vse.kz/topic/542163-v-almati-platnie-parkovki-s-ijulja/ - источник гнева народного!
Во народ изгаляется, все что угодно придумывают, лишь бы не платить!

Особенно понравилась идея, сносить паркоматы бампером...

Тра та та, тра та та - слишком много пиздежа!

Если отбросить все сопли и явную заказуху. То картинка получится следующая. Акимат чужими руками сделал парклвки платными. Если народное недовольство будет расти они открестятся от всего, мол все вопросу к арендатору, а если все проканает, то они тут как тут выползут белые и пушистые.
Грамотный ход, как не крути.

Все эти парковки не решают проблемы загруженности улиц, они прсто перераспределят паркующихся в близлежащие дворы. А вот кто-нибудь интересовался у живущих по соседству с платными парковками, каково им с забитыми машинами дворами?

http://vse.kz/topic/542163-v-almati-platnie-parkovki-s-ijulja/ - а вот здесь как раз есть решение этих проблем. Ставим шлагбаумы во дворы!

Вот тут по всему тексту мелькает - все для народа, всё для улучшения, бла бла бла ... Незнаю где как, но по КазыбекБи и по Калдаякова одновременно с паркоматами на другой стороне дороги установили знаки "стоянка запрещена", хотя места там достаточно и улицы эти не так загружены. То есть альтернативы народу не дали никакой - либо плати, либо вали от сюда - "мы же только о тебе и думаем родной наш народ".  
Ответьте мне на вопрос - Почему у меня забрали право алтернативной-бесплатной парковки на улице КазыбекБи с другой стороны от паркоматов, поставив там знаки запрета ?

Тут два варианта, либо акимат не предусмотрел сдачу в аренду второй стороны улицы, либо сознательно оставил ее беспарковочной зоной. Но скорее всего первое, как способ контроля над арендатором, чуто что не так - убираем знаки и весь твой бизнес летит в тар тарары! По необходимости можно осуществить и рейдерский захват, убыточный бизнес можно купить подешевке.
Смотрите глубже...

Классная статья. Инноваторы всего Казахстана вперёд! Сделаем город и страну лучше!

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Докажите, что вы не спам-робот.
Fill in the blank.