Республика и Регион

Сайт "Материк" (РФ): Новый взгляд на миграцию

После развала СССР некотрые страны постсоветского пространства взялись звать на историческую Родину своих соплеменников. Наиболее активно этим занимались и занимаются два государства, сырьевые короли СНГ - Россия и Казхастан.  Нюанс тут в том, что Россия активно принимает и зазывает казахстанских русских - оно и понятно, это квалифицированный в массе своей народ, имеющий определенный запас прочности как по части образования, так и профессиональных навыков, отнюдь не бедны и с материальной точки зрения. По хорошему Казахстану бы оставлять таких граждан у себя - но тенденция есть именно на выезд. За счет Программы по возвращению "соотечественников" Москва имеет планы направить эти демографические потоки в ...Сибирь. Этот богатый край теряет в количестве населения, прежде всего славянского, причем не медленнее, чем это происходит в ряде регионов Большой Земли (т.е. европейской части России, а если быть точнее, то в регионах примыкающих к Северному Кавказу...). Но как бы то ни было - Сибирь заинтересована в трудовых ресурсах. Но российская бюрократия такова, что имеются довольно неприятные проблемы в сфере получения российского гражданства в целом, для всех, кто решил обосноваться после всяческих раздумий в РФ. Примерно такой теме была посвящена недавно zoom-конференция под эгидой Института СНГ.

 

Остановился трамвай

На этом удручающем фоне более чем закономерно выглядит самая яркая мировая тенденция совершенствования городского и пригородного транспорта последних 40 лет, которые специалисты оценивают ренессансом трамвая.  Сколько ему спето дифирамбов за это это время, не счесть. Тут тебе и экологичность,  и безопасность, в разы превосходящая автомобильную, и себестоимость строительства, на поядок меньше прокладки метро, и вместимость, и экономичность эксплуатации, и комфортность, и даже ретро-романтизм, в который хотя бы ненадолго окунаются миллионы замотанных городской суетой пассажиров. Похвалой дело не ограничивается. По состоянию на 2015 год в мире действовало уже свыше 400 трамвайно-ЛРТ-систем (от английского Light Rail Transit - легкий рельсовый транспорт), из которых более 70 заработало, начиная с 2000-го. Десятки строились и проектировались. И за один только 2016 год на планете введено в эксплуатацию около 300 км новых трамвайно-легкорельсовых путей. Трамвай возвращается и впервые появляется как в больших, так и средних, малых городах на всех континентах. Достаточно сказать, что за его восстановление взялись даже в бывшей столице американского автомобилестроения Детройте - городе-банкроте, которому всего несколько лет назад вообще прочили неминуемую смерть как населенного пункта. Спектр современного функционирования трамвая - от массовых пассажирских перевозок до туристической историко-познавательной экзотики. Возникают все новые разновидности трамвая, а скорости его модификаций доходят до сотен км в час, чего уже добились экспериментаторы Японии, Южной Кореи и Китая.

Кто выпустил джинна нестабильности на западе Казахстана?

Ногаев продолжает политику перетягивания своей команды с одного места работы на другое. Самый свежий пример – назначение западноказахстанца Серика Шапкенова акимом города Атырау. Молодой человек 1979 года рождения кадр Ногаева – и его он ставит на ключевую должность в области, ничего не объясняя и не обосновывая. Давайте не будем забывать, что Атырауская область – самая богатая в стране – не только сырьем, но и людьми - и сами по себе подобные командные передвижения наводят на не очень хорошие мысли. Когда на городе твой открытый ставленник – возможности открываются почти беспредельные. Неужели область, из которой вышли два премьер-министра, не может найти райакимов и акима города из местных кадров?..

Соболезнования от имени Назарбаева выразили семьям погибших в Актобе

Соболезнования от имени Назарбаева выразили семьям погибших в Актобе

 

Мухтар Кул-Мухаммед и Бердибек Сапарбаев выразили родным и близким погибших глубокие соболезнования от имени главы государства, подчеркнув, что весь Казахстан скорбит вместе с ними. Первый заместитель председателя партии «Нұр Отан» и аким области заверили, что преступники будут наказаны по всей строгости закона, а всем семьям жертв чудовищного теракта, произошедшего в Актобе, будут оказаны помощь и поддержка.

«Никто не останется без внимания государства, такое поручение дал президент», - отметил Мухтар Кул-Мухаммед.

Авгиевы конюшни

Кипучая деятельность Бердибека Сапарбаева на посту вице-премьера привела лишь к накоплению социальных проблем? 

Портрет типичного алматинца – инфографика

Численность населения Алматы на 1 ноября 2014 года составила 1 540 378 человек: из них 54,4% женщин и 45,6% мужчин. Из 165 алматинцев, доживших до 100 лет и выше, женщины составляют 60% (по республике – 64%). В Алматы самый высокий по республике процент семей, имеющих одного ребенка – 66% (к примеру, в Мангистауской области  этот показатель самый низкий – 32%). В 2014 году  новорожденных мальчиков чаще всего называли именами Алихан, Нұрислам, Ерасыл, Нұрасыл, Санжар, Арсен, Айсұлтан, Артем, Мирас, Диас, Ернар. Среди женских имен самыми популярными оказались Айзере, Айару, Кәусар, Інжу, Айша, Раяна, Амина, Аружан, Аяулым, Айлин. В 320 случаях родились двойняшки, в 5 случаях – тройняшки. В 2014 году самым крупным родившимся ребенком был мальчик с весом 5 кг 990 грамм, самая крупная девочка – 4 кг 860 грамм. Самым высоким младенцем также был мальчик с ростом в 63 см, а самая высокая девочка – 57 см. На 10 женщин в Алматы приходится 8 мужчин, а вот в возрасте от 0 до 18 лет на 10 девочек – 11 мальчиков. На 1 000 человек родилось 20 младенцев, умерло 7 человек, зарегистрировано 12 браков  и 4 развода. Причем на 10 зарегистрированных браков приходится 3 развода. Еще один любопытный факт: средняя размерность семьи на 1 января 2013 года в Алматы составила 2,8 человек, тогда как по республике – 3,4.

Кызылординские миражи. Стоят ли семеро акимов области одного секретаря обкома?

За годы независимости на должности акима области перебывало семь человек – Сеилбек Шаухаманов, Бердыбек Сапарбаев, Серикбай Нургисаев, Икрам Адыр­беков, Мухтар Кул-Мухаммед, Болатбек Куандыков и, наконец, Крымбек Кушербаев. Тут тебе политические “тяжеловесы” и “мухачи”, пришлые и местные, возрастные и относительно молодые… Все они, за исключением, может быть, Шаухаманова (он известен тем, что в целях экономии топлива предлагал пересесть с автомобилей на лошадей и массово заняться заготовкой кизяка – высушенного навоза), говорили о необходимости ухода от сырьевой зависимости, о диверсификации экономики, о создании реальных производств. И каков главный итог за 20 лет? А тот, что если в середине 1990-х на добывающие отрасли приходилось примерно 70 процентов промышленного производства, то сегодня эта цифра возросла до 93,4 процента. Интересно, на что бы сейчас жил регион, если бы в середине 1980-х тогдашний первый секретарь обкома партии Еркин Ауельбеков вместе с председателем облисполкома Идрисом Калиевым не добились передачи нефтеносных территорий Жезказганской области в ведение Кызылординской? Кстати, возможно, именно это обстоятельство в свое время позволило Кызылорде избежать участи Жезказгана и Семипалатинска (то есть потери статуса областного центра), а области – ликвидации. Ведь если бы не нефть, то ее экономический потенциал был бы сведен к минимуму, и в таком случае логичной выглядела бы передача западных, так называемых “акудайских”, районов в подчинение Актюбинска, к которому они исторически тяготеют, а остальной территории – в состав ЮКО, как это имело место до образования Кызылординской области.

Страницы

Подписка на RSS - Республика и Регион