В общем, как представляется, лед в части принятия бизнесом новых правил игры тронулся, так что господа присяжные заседатели из кабмина в итоге в парламенте и зафиксируют при принятии нового Налогового Кодекса и ставку на уровне 16%, и порог постановки на НДС на уровне 15 миллионов. И пассаж про возможность опустошения Нацфонда, скорее всего, рассчитан не на бизнес, а на депутатов парламента, которым за эти нормы голосовать (ну, или против них). Для бизнеса сейчас важнее вопрос, кто попадет в перечень облагаемых по ставке в 10% - партнер компании Dasco Consulting Group Тахир Аслялиев отметил, что такой подход широко применяется во многих странах мира, в первую очередь, в отношении приоритетных для государства секторов. "Пониженную ставку НДС можно применять, наверное, для таких отраслей, у которых есть потенциал роста и которые могут стать источником экономического роста для самого Казахстана. Это у нас продукты питания, нефтегазохимия, это могут быть пониженные налоговые ставки для мелкоузловой сборки автомобилей, для создания каких-то базовых материалов горной промышленности. Помимо сектора производства товаров, это может работать и в секторе услуг. Например, для креативных секторов, таких как кинотеатры, кинопроизводство и, может быть, для IT-услуг. То есть те услуги, которые базируются на творчестве и знаниях людей. Наверное, для таких отраслей у нас должна быть дифференциация, именно стимулирующая, то есть пониженные ставки НДС", – считает он.

А вот генеральный директор компании AERC Жаныбек Айгазин убежден, что повышение НДС даже до 20% не решило бы всех бюджетных проблем страны, повышение же ставки до 16% тем более оставит множество вопросов по наполнению казны. "В первый год, возможно, будет рост налоговых поступлений. Но на следующий год экономика подстроится под данную ставку. И, к примеру, при равных условиях налоговые поступления, наоборот, упадут. К примеру, все облагаются НДС. Естественно, все будут закупать друг у друга, и все начнут брать себе зачет, который будут потом ставить на вычеты из налоговых выплат", – пояснил эксперт. По мнению же Аслялиева, изначально предложенная ставка 20% была завышена намеренно, чтобы оставить пространство для переговоров. По его мнению, государству необходимо обеспечить такую ставку, которая позволит сократить использования трансфертов из Нацфонда и одновременно формировать бюджет развития страны, доля которого сейчас в Казахстане составляет 8-9%, тогда как в развитых странах – от 20% общих гострат. Эти средства необходимы для модернизации инфраструктуры, строительства социальных учреждений, а также для поддержки бизнеса. И ставка в 16% поможет решать эти задачи кратковременно: "Под давлением бизнеса и общества правительство, вероятно, остановится на ставке 16%. Но этого может оказаться недостаточно, и через 2-3 года вопрос пересмотрят. Если у нас налоговых поступлений, скажем так, их будет недостаточно для того, чтобы решить текущие задачи, то, соответственно, наверное, ставку НДС надо будет повышать, ну, еще, скажем, с 16% до 18%", — предположил он