Итоги столичной недели: народный капитализм и трудоустройство правительства

Главным событием прошедшей недели стала последовавшая за уверенной победой на выборах инаугурация вновь избранного президента Нурсултана Назарбаева. И вытекавшая из нее интрига относительно того, кто станет новым премьер-министром страны. Интрига не прожила и полдня с момента сложения Каримом Масимовым своих полномочий – в двенадцать дня пятницы он свои полномочия сложил, в четыре с копейками – вновь стал премьером.


Победы Назарбаева на выборах ждали все, победы с большим преимуществом ждали все, включая конкурентов, некоторые из которых проголосовали на выборах за Назарбаева (вернее – некоторые в этом признались еще в воскресенье). Так что количество голосов, зашкаливающее за 95 %, по большому счету, никого не удивило. Нарушения по традиции фиксировали наблюдатели из западных стран, наблюдатели из СНГ привычно разоблачали разоблачения западноевропейских коллег, а сам победитель списал эти разоблачения на то, что 95 % голосов за одного кандидата – это для Запада, наверное, «сенсация».
Таким образом, главная интрига к середине недели свелась к тому, когда будет инаугурация и кто станет после нее премьером. В среду советник президента Ермухамет Ертысбаев, предложивший не тянуть с инаугурацией, и Национальная гвардия, распространившая пресс-релиз о подготовке к инаугурации в ближайшую пятницу, первый из этих вопросов сняли. Оставалось узнать только, кто будет премьером – причем премьером «транзитным», поскольку тот же Ертысбаев не исключил проведения в этом году досрочных парламентских выборов, чтобы развязать Назарбаеву руки в проведении политических реформ, одной из которых должен стать мнгопартийный мажилис.
Если Ертысбаев был прав (а среди депутатов нашлись как сторонники самороспуска, так и ярые противники, причем и тех и других было пятьдесят на пятьдесят), то смысла смещать Масимова с должности не было абсолютно никакой. Дело в том, что если переизбрание президента автоматически подразумевает переизбрание премьера, то и отставка мажилиса означает то же самое: премьер ведь назначается президентом с согласия нижней палаты – и если нижняя палата самороспускается, то и премьеру следует примерять на себя приставку и.о. вплоть до той поры, пока не будет создан новый мажилис. Поэтому все ждали кандидатуру нового премьера и в качестве ответа на вопрос о том, будут ли в этом году досрочные парламентские выборы в стране.
Окончательного ответа на этот вопрос Казахстан, по обыкновению, не получил. Да, во время представления нового премьера из вошедших в зал Карима Масимова, Аслана Мусина (руководителя Администрации президента) и Нурлана Нигматулина (первого заместителя председателя НДП «Нур Отан») – а двух последних прочили в новые премьеры – Назарбаев в итоге представил депутатам в качестве кандидатуры нового руководителя правительства Масимова. Что вроде бы означало, что премьер у нас транзитный и мажилисменам пора выстраиваться в партийном списке «Нур Отана». Но Назарбаев тут же с трибуны мажилиса заявил, что «у нас в 2012 году будут выборы в мажилис, и я думаю, мы также достойно проведем эти выборы».
После этого у многих в мажилисе, что называется, от сердца отлегло, а Масимов получил стать самым долгоиграющим премьером в истории Казахстана, ибо у нас никто еще не задерживался в премьерском кресле больше пяти лет (Масимов находится в нем с января 2007 года). Не факт, правда, что какая-то политическая целесообразность не перевесит у мажилисменов желание еще год побыть слугами народа в столице, и кто-нибудь из них не повторит подвиг Нурбаха Рустемова, поставившего около пяти лет назад вопрос о самороспуске. В любом случае, ждать осталось недолго: ставить вопрос о самороспуске надо в апреле-мае, в крайнем случае – в июне, чтобы электоральный период, включая выборы и подсчеты их результатов, пришлись на время парламентских каникул. И новый мажилис мог начинать свою первую сессию, как и положено, с 1 сентября – иначе новоиспеченные парламентарии будут либо работать в режиме две пленарки в неделю, либо пожертвуют какой-то частью своего летнего отпуска во имя продолжения банкета, то бишь сессии.
Что до настроения Карима Масимова, с которым он вступил в новую старую должность, то по нему тоже сложно угадать, чувствует ли он себя полноценным хозяином «Укимет Уйи» на сколь-нибудь долгосрочную перспективу – или временщиком, зависящим от настроений парламентских камикадзе. В этом отношении характерно высказывание старого нового премьера на заседании правительства в пятницу, после инаугурации президента: «Мы вместе верой и правдой служили нашему Президенту, народу Казахстана. Потому каждому из нас не должно быть стыдно за каждый день проведенной работы в этом составе Правительства. Мы сделали все, что могли, пусть кто-то попробует сделать лучше».
Это «пусть кто-то попробует сделать лучше» можно было трактовать по-разному – от «мы незаменимы» до «нас уже заменили, пусть те, кем нас заменили, и стараются». После пленарного заседания мажилиса ни одно из этих взаимоисключающих трактований высказывания премьера своей актуальности не потеряло – его продолжение «Кто-то из нас будет в новом составе правительства, кто-то – нет – это не важно, важно, что у Главы государства есть новый мандат на продолжение развития нашей страны» - скорее отдавало пессимизмом относительно возможности продолжения премьерства. Пессимизм этот был настолько велик, что, выйдя на улицу из «Укимет уйи» и увидев дворников, вяло махающих вениками на главной площади страны, кто-то из журналистов предположил, что это часть правительства уже трудоустроили в рамках «Дорожной карты»…
Частично ответ на вопрос о том, насколько долго останется Карим Масимов на посту премьера (и о том, насколько возможны досрочные парламентские выборы) может дать следующая неделя, когда в профильных комитетах мажилиса будут утверждаться кандидатуры министров – членов будущего правительства. Если министры (по крайней мере, ключевые – финансов, индустрии, экономики) останутся те же, то это можно будет расценивать как нежелание вводить новых людей перед неизбежными перетряхиваниями исполнительной власти несколько месяцами спустя. А можно – как высокую оценку их деятельности и незаменимость. С другой стороны, наличие в правительственной колоде новых лиц вовсе не гарантирует сохранение этого правительства еще на год – у нас при пересменке премьеров обычно больше половины министров сохраняют свои портфели.
Таким образом, «премьерская интрига» сохраняется, причем во взаимосвязи с другой интригой – доработает мажилис в своем нынешнем составе до следующего года или летом нас ждут новые выборы. В любом случае, Назарбаев дал понять, что казахстанский премьер должен будет соответствовать задаче, провозглашенной им на инаугурации – строительству «народного капитализма», первым шагом к которому должно стать проведение «народного IPO», которое положит «начало процессу высококачественной приватизации», «улучшит перспективы среднего класса и повысит его заинтересованность в дальнейшем развитии страны». Учитывая, что нынешний кабмин стоял у истоков подготовки этого процесса, предполагающего выведение на внутренний фондовый рынок пакетов акций нацкомпаний и дочерних структур нацфонда «Самрук-Казына», можно предположить, что до проведения как минимум первой волны IPO о новом премьере можно забыть…
Есть, однако, и еще один мотив переназначения Масимова, озвученный Назарбаевым в мажилисе в пятницу – многие называли кабмин Карима Кажимхановича антикризисным, и предполагали его отставку даже не в связи с досрочными президентскими выборами, а в связи с тем, что в посткризисный период «ручного управления экономикой», которым прославился нынешний кабмин, уже не потребуется. Сам Назарбаев дал довольно любопытное объяснение представлению парламентариям Масимова премьером во второй раз: «Никто в мире не считает, что этот кризис не может не повториться, в связи с этим предлагаю поддержать, и в связи с тем, что сам премьер-министр очень тесно работал с парламентом». И уточнил: «Считаю, эту кандидатуру наиболее подходящей для сегодняшнего дня и для эффективной работы правительства».
Отдельной строкой прозвучала шутка президента относительно того, что он сам на выборах набрал 95 процентов голосов избирателей, а Масимов в парламенте – 100 процентов (за кандидатуру, предложенную президентом, палата проголосовала единогласно) – многие ведь прочили назначенного после выборов премьера в будущие преемники главы государства. «Нурсултан Абишевич, я вас не подведу», - только и оставалось сказать в ответ вновь назначенному премьеру.
Пока Казахстан пристально следил за президентско-премьерско-парламентской интригой, «Газпром» усиленно заманивал Украину в Таможенный союз ценами на газ, причем не только на свой, но и на партнерский. Заместитель главы российского газового концерна Валерий Голубев в четверг заявил, что самостийная республика могла бы после вступления в ТС сэкономить только на газе 8 миллиардов долларов в год при уровне потребления в 40 миллиардов кубометров газа. Эта сумма отражает разницу между ценой, по которой «Газпром» продает топливо внутри союза и за его пределами – в частности, в Европе. Отметим, что продавать газ по сниженным ценам Украине придется не только «Газпрому», но и Казахстану, поэтому невозможность участия бывшей советской республики в различных международных союзах, заложенная в Конституции Украины, позволяет партнерам «Газпрома» вздохнуть с облегчением.
Не дает этого сделать позиция главы Украины Виктора Януковича, который готов сделать свое государство чем-то вроде партнера Таможенного союза без права голоса, но с правом использования всех льгот и преференций ТС (формула «3+1», о которой заявляет Янукович, примерно это и означает). Означенная формула, помимо всего прочего, означает еще и возможность Украины отказаться от партнерского участия в ТС в ту самую минуту, когда правила игры в союзе перестанут ее устраивать. Иными словами, когда газовая проблема будет обостряться, Украина будет рассчитывать на партнерство, как только партнеры эту проблему снимут, рассчитывать на партнерство Украины они уже не смогут: «Газпром» это уже проходил, и желание его повторно наступать на те же грабли не совсем понятно…
Тем временем, министр нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев, до сих пор пугавший всех автомобилистов республики неизбежностью выравнивания цен на бензин в Казахстане и в России в рамках Таможенного союза, в четверг пошел на попятную. На пленарном заседании сената глава МНГ заявил, что Казахстан сможет держать цены на горюче-смазочные материалы ниже на 10-13%, чем в России, даже в рамках Таможенного союза. «С 1 июля убираются таможенные посты между нашими государствами, и теоретически цена должна быть одной в Едином экономическом пространстве. Тем не менее, у нас есть определенные регуляторные механизмы, и мы думаем, что цена на внутреннем рынке, я не говорю по спецпоставкам для сельского хозяйства, а на внутреннем рынке как таковом, мы имеем возможность на 10-13% держать цены ниже, чем в России», - сказал он.
Регуляторные механизмы, по его словам, кроются в налоговой политике, в частности, в уменьшении акцизов на нефтепродукты, сбываемые внутри республики. Почему минфин и налоговики только сейчас дали карт-бланш МНГ на обещание сдерживать цены на ГСМ и далее – не совсем понятно: подобное заявление Мынбаева могло бы постудить обывателя на фоне дорожающих продуктов еще в начале года. Тем не менее, оптимизм министра перекинулся и на его предшественника в нефтегазовом хозяйстве страны – главу «Казатомпрома» Владимира Школьника, который в среду заявил, что национальная атомная компания не получила еще ни одного сигнала о разрыве контрактов по поставкам урана после инцидента на «Фукусиме». Владимир Сергеевич излучал по этому поводу такую дозу оптимизма–238, что журналистские диктофоны зашкаливали и не оставляли сомнений в лучезарном и светящемся будущем НАК, а также мирового уранового рынка. Чувствовалось, что для полного счастья главе «Казатомпрома» не хватает лишь «Запорожца», на котором он мог бы ездить на рыбалку в Актау в район строительства будущей АЭС – пока цены на бензин и на уран позволяют…


Андрей ЛОГИНОВ, Астана

Комментарии

для ГАЗЕТ и ЖУРНАЛОВ В судейском сообществе страны продолжают нарастать скандалы, вызванные прошедшими 01.11.2010 года в стране массовыми незаконными увольнениями почти двух сотен судей. По мнению бывших служителей Фемиды, незаконное увольнение такого большого количества судей, повлечет за собой массу новых незаконных действии как со стороны судов, так и со стороны высших судебных властей. Уволенные судьи продолжают активно бороться за свои права, обращаясь с исками в "свои" же суды, но их бывшие коллеги руками и ногами оттолкивают их от себя. При этом, желание судов "не пущать" своих бывших коллег настолько яростно, что они не щадят вокруг себя никого. Примером вышесказанному могут служить судебные страсти, которые кипят вокруг исковых требовании бывшего судьи Кзылординской области Жумагулова М. Дело в том, что требуя защиты своих прав, бывший судья Жумагулов М. заявил 24.03.2011 года ходатайство, где просил Кызылординский горсуд обратиться в Конституционный совет страны с единственным вопросом: соответствует ли Конституции РК и Конституционному закону РК "О судебной системе РК" Указ Президента Республики Казахстан №1072 от 27.09.2010 года " О мерах по оптимизации штатной численности органов...", которым и предписывалось сократить количество судей в стране на 15%. Иск бывшего судьи Жумагулова М. рассматривала судья Кызылординского горсуда Оспанова Ж. Решение судьи Оспановой Ж., принятое по ходатайству Жумагулова М., поистине шокировало бывших судей, которые разбираются в юриспруденции не меньше ныне действующих судей. Согласно определения суда, судья Оспанова Ж. отказалась удовлетворить ходатайство по причине того, что "Указ Президента РК №1072 не является нормативно-правовым актом". Вот тебе и фокус!. За всю многолетнюю историю судебного правотворчества, трудно найти более "смелого" судебного решения, откровенно дискридитирующего Президента как главу государства. Какой же "смелой" нужно быть судье Оспановой Ж., чтобы принять судебное решение, что Указ Президента №1072 от 27.09.2010 года "О мерах по оптимизации..." не может являться нормативно-правовым актом если: 1). в Указе прямо указано, что принят он главой государства "в целях совершенствования системы государственного управления в Республике Казахстан" 2). согласно п.2 Указа главой государства даны поручения всем государственным органам страны, а именно: до 01.11.2010 года провести работу по уведомлению, сокращению и приведению своих актов в соответствие. 3). согласно п.3 Указа глава государства устанавил право руководителей всех госорганов принимать самостоятельно решения о сокращениях и использовать высвободившиеся средства государственного бюджета 4). согласно п.4 Указа глава государства ввел изменения в 4(четыре) предыдущих своих нормативно-правовых Указа, а именно в Указы "Об определении организационной структуры и общей штатной численности военнослужащих, рабочих и служащих Республиканской гвардии", "Об утверждении Положения и структуре Национального Банка РК", "О некоторых мерах по дальнейшему проведению административной реформы", которые являются номативно правовой базой для Национального Банка РК, Республиканской гвардии и других государственных органов. 5). согласно Указа устанавлены лимиты штатной численности всех государственных органов, в том числе Управления делами Президента, Аппарата Конституционного совета, органов прокуратуры, финансовой полиции, судов и т.д. 6). Согласно Указа Президент дал поручение Правительству принять необходимые организационные меры вытекающие из Указа. Все вышеуказанные положения Указа Президента №1072 явно свидетельствуют лишь о том, что Указ главы государства носит нормативно-правовой характер и заметить это обязан был даже человек не обладающий юридическими познаниями. Но как видим, судья Оспанова Ж. в желании "не пущать" вопрос бывшего судьи Жумагулова М. в Конституционный совет, не пожалела даже Президента своей страны, обьявив его Указ ненормативным документом. Истину говорят, что "беззаконие может породить только еще одно беззаконие". Все это очень грустно, если не трагично. Алемхан Шаймерденов