Вы здесь
Главная ›Обратная сторона выборов
Рекордная явка и рекордный процент голосов, полученный победившим в очередной раз Нурсултаном Назарбаевым, избавляет от необходимости анализа выборов: что ту, спрашивается, еще анализировать? Но пищи для размышлений хватает. Особенно заставила призадуматься политические круги «темная лошадка» нынешней кампании.
Самое интересное – на «кухне»
Итоги президентской гонки, чего греха таить, были столь же «непредсказуемыми», как результат футбольного матча Казахстан-Германия. Важнее другое – что будет дальше. А дальше предстоит политическая модернизация. И уже примерно ясны ее контуры: усиление роли парламента, который получит реальные рычаги и который станет реально многопартийным. Значит, внимание будет сосредоточено на грядущих парламентских выборах. И потому крайне важны технологические итоги нынешней кампании: кто проявил лучшую способность внятно сформулировать идею и донести ее до избирателей.
С этой точки зрения гонка, в которой кандидатов изначально разделили на явного фаворита и «малую тройку», не обошлась без сюрпризов. «Кухня» избирательной кампаний оказалась намного интереснее ее политической составляющей. По поводу агитационных мероприятий победителя рассуждать вряд ли стоит. Это отдельный феномен, когда политтехнологи могут больше навредить, чем помочь. Понятно, что сейчас и местные власти, и «нуротановские» активисты будут соревноваться насчет того, кто внес больший вклад в победу лидера, но это уже вопрос совсем из другой оперы, и к технологии выборов отношения не имеет. Тем более что действительно сильных, нестандартных агитационных мероприятий замечено не было.
А вот перед штабами кандидатов из «малой тройки» стояли действительно невыполнимые задачи. Стартовые позиции изначально были сильнее, безусловно, у Гани Касымова, лидера Партии патриотов. По узнаваемости, в принципе, он мог соперничать с действующим главой государства. В его активе – участие и в президентских, и в парламентских выборах, кресло действующего сенатора. У самого известного эколога страны Мэлса Елеусизова за плечами также опыт выборов и в президенты, и в парламент. Пусть безрезультатные, но зато известности они однозначно прибавили. В этом плане их противоположностью стал кандидат от Коммунистической народной партии Казахстана Жамбыл Ахметбеков. Вообще, выдвигая человека, по сути, доселе никому неизвестного, коммунисты сделали достаточно неординарный шаг. С одной стороны, 50-летний Ахметбеков стал единственным новым лицом и самым молодым кандидатом (Касымову и Елеусизову 61 год). И это, безусловно, плюсы. С другой стороны, требовалась крайне серьезная работа, чтобы превратить эти плюсы из теории в практику, за счет повышения известности. А иначе был риск получить на выходе нулевой рейтинг.
Вот таким был расклад. Что же получилось в итоге? Не секрет, что самое большое внимание было приковано к Гани Касымову. Неслучайно его регистрацию буквально в последний момент связали с тем, что он должен оживить предвыборную кампанию. У народа остались в памяти события позапрошлых президентских выборов, когда генерал расправлялся с бокалами и вазами. Однако на сей раз кампания в его исполнении, признаться, разочаровала. Понятно, что трюки с посудой были бы неуместны, как арсенал из политэпохи давно ушедших девяностых. Но ждали чего-то другого. По крайней мере, большего, чем экскурсии в больницы.
Вроде как неплохая затравка содержалась в его программе, обещавшей масштабное переустройство страны, вплоть до упразднения чиновничества областного уровня. Однако на деле все как-то скомкалось и свелось к обсуждению должности вице-президента. Тогда как для избирателей важны именно областные органы, с которыми они имеют дело, а вице-президент – нечто абстрактное и никому не интересное, кроме как потенциальным кандидатам на эту должность.
Мэлс Елеусизов, покидая избирательный участок, заявил, что проголосовал за Нурсултана Назарбаева. Примерно в таком духе прошла и его кампания. Он вроде как выдвинулся кандидатом на высший государственный пост, но вроде как победить особо не хотел. И довольствовался тем, что получил возможность еще раз поведать о проблемах экологии.
«Красные» поставили на черно-белое
Так бы и получилось, что «малая тройка» просто стала блеклым фоном для действующего президента. Однако кандидат от коммунистов, изначально не такой как все, вновь выбился из общей колеи. Это было видно, что называется, невооруженным глазом. Его агитационные материалы, от плакатов до билбордов, резко отличались от остальных – не только содержанием, но, прежде всего, цветом. Черно-белая гамма, пожалуй, впервые используется в истории казахстанских выборов. И надо признать, ход оказался выигрышным. Особенно на фоне агиток конкурентов. Получилось такое сопоставление: парадные лица, блестящие цветные плакаты и - черно-белая реальность. И это самым точным образом отразило идею, с которой Ахметбеков шел на выборы. А идея простая: казахстанский народ поделен на «детей и пасынков», на тех, кому повезло оказаться «у раздачи» и те, кого зачислили в социальные аутсайдеры. Именно за последних он и призвал голосовать, опять-таки в отличие от остальных кандидатов, обратившихся к народу с традиционным «Голосуй за меня!». В этом же ряду, формируя образ народного защитника, и знаменитый ролик, где Ахметбеков дает уроки карате. Это стало резким контрастом на фоне конкурентов, которые за народ, скорее, готовы сразиться в шахматы или в покер.
Вживую, не с билбордов, Жамбыла Ахметбекова тоже увидели совсем иного, нежели других кандидатов. Никакой помпы, а, напротив, абсолютно естественное поведение. Вспомнить хотя бы поздравление с Наурызом, пение под гитару, общение с теми же самозанятыми. Причем дело не только в том, куда он ходил и с кем встречался. Хождение в народ есть в арсенале у любого политика, который добивается популярности. Другой вопрос – у кого это как получается. Кто-то приходит на встречу с простыми людьми так, что сразу видно: он с другой планеты. И спустился на нашу грешную землю только затем, чтобы поскорее вернуться обратно. Словно не понимая, что народ прекрасно видит всю фальшь и ощущает все наносное. Такие кандидаты, словно генномодифицированные помидоры.
В случае же с Ахметбековым тактика оказалась стопроцентным попаданием. Обращаясь с людьми, он был для них своим не потому что, хорошо сыграл, а просто потому, что он такой и есть. В этом плане народным коммунистам, действительно, трудно было найти более удачную кандидатуру. Решение перенести центр тяжести предвыборной кампании из столиц - привычного места дислокации для политиков - в провинцию, стало еще одним отличием. Сейчас всех кандидатов дружно критикуют, что они мало встречались с избирателями. И это факт для всех, кроме, опять-таки, Ахметбекова – единственного, кто за время предвыборной кампании объехал всю страну.
Избранная тактика игры на контрастах не могла не воплотиться и в политической платформе. Программа народных коммунистов в корне отличалась от предвыборных обещаний других кандидатов. Касымов и Елеусизов попытались объять необъятное, предложив рецепты для всех сфер, тем самым запутав и себя, и избирателей. Спроси сейчас, чего же они хотели, в двух словах, - так сразу и не ответишь. Хотели, чтобы люди были богаче, улицы – чище, суды – справедливее, дети – счастливее, трава – зеленее и т.д. и т.п. Ахметбеков же применил принципиально иную тактику, не став распыляться. Он бил в одну точку – социальную справедливость.
Наш человек, как известно, выбирает не только умом, но и сердцем. И здесь народные коммунисты вновь угадали, сделав гимном своей кампании песню «Дударай», пронзительно точно выражающую народную душу. Видеофильм, завершивший кампанию Ахметбекова, в сетях уже прозвали «Гимном жизни».
Сначала народные, потом коммунисты
К чему все это перечисление оригинальных приемов и удачных тактических шагов? Оно показывает одну простую вещь: народные коммунисты подошли к президентским выборам, как к настоящей битве. И не «отбыли номер», а провели полноценную кампанию, для которой не хватило лишь одного – времени, чтобы избиратели могли полноценно в нее включиться.
Понятно, что шансов изначально было мало. Но только потому, что слишком силен был главный кандидат, а не потому, что нет объективной основы. Ставку в КНПК сделали на социально обездоленных – безработных и самозанятых (фактически, тех же безработных). То есть электорат типично коммунистический. Однако земли крестьянам, фабрик рабочим и прочего популистского фаст-фуда никто не предлагал. Вместо этого Ахметбеков выдвинул конкретные и вполне реальные вещи. Самое примечательное, что по своей идеологии они отнюдь не революционно-ленинские. Он предложил пересмотреть социальные стандарты, пенсии и зарплаты по образцу развитых стран с «загнивающим капитализмом». Поставив вопрос ребром: если уж мы трубим о своих грандиозных экономических успехах, то почему считаем прожиточный уровень по методике для Зимбабве?!
Иными словами, коммунистами удалось на этих выборах главное – преодолеть миф о себе, как о политической силе, которая мечтает исключительно о возврате к прошлому. Напротив, своими авангардными агитационными решениями они показали, что являются проводниками новых идей, самой свежей политической силой. Те же Гани Касымов и Мэлс Елеусизов нередко обращались к стилистике из советской эпохи, обещая возродить колхозы, восстановить стройотряды. Тогда как коммунист Ахметбеков, которому, казалось бы, «по должности» положено оперировать советской риторикой, к ней не прибегнул. Неслучайно специалисты заговорили о ребрендинге коммунистов, о новом поколении в партии, о ее несомненной адекватности политическим реалиям страны. Комментаторы в блогах были еще более откровенны, назвав Жамбыла Ахметбекова восходящей политической звездой.
Но дело не только в технологиях и стратегии. В обществе назревает потребность в новых лицах, незатертых политических фигурах. Может, и вправду пришло время народных батыров, политиков из народа, которые говорят с ним на одном языке и живут одной с ним жизнью?
«МК в КАЗАХСТАНЕ»
- 14025 просмотров
Поиск
Опрос
Рубрики
Регион
- #Караганда#КызылОрда#Павлодар
- USA
- «aralmigrant»
- Абайская область
- Азербайджан
- Акмолинская обалсть
- Актау
- Актауская область - Жанаозен
- Актобе
- Актюбинская область
- Алма-Ата - Швейцария - тюрьма
- Алма-Ата
- Алматинская агломерация
- Алматинская обалсть и Щучинско-Боровская курортная зона
- Алматинская область
- Алматинская область и Щучинско-Боровская курортная зона
- Алматы - город республиканского значения
- Алматы
- Алматы и Алматинская обалсть
- Алматы-Атырау
- Арал
- Аркалык
- Астана - Актобе
- Астана
- Астана окраинная
- Астана праздничная
- Атырау
- Афганистан
- Байконыр
- Балтийские страны
- Бишкек
- Ближний Восток
- Бурятия
- ВКО
- Восточный Казахстан
- Газа
- Дальний Восток
- Джетысу
- Евразия
- Европа и Азия
- Жамбыл Улытау Павлодар
- Жамбылская область
- Жезказган
- Жетысуская область
- ЗКО
- Западно-Казахстанская область
- Западный Казахстан
- Казахстан
- Караганда
- Карагандинская область
- Каспий
- Каспийское море
- Китай
- Конаев
- Костанай
- Кызыл - Орда
- Кызыл-Орда
- Кызыл-Ординская область
- Кыргызстан
- Кыргызстан. Бишкек
- Мангистау
- Мангыстау
- Манистау
- Меркенский район
- Монголия
- Москва
- Москва-Европа-США
- Нур-Султан
- Павлодар
- Пакистан
- Петропавловск
- Постсовок
- Пятая республика Париж
- РФ
- РФ Санкт-Петербург
- Республика Узбекистан
- Россия
- Россия. Индия.
- СКО
- СУАР
- США
- Санкт-Петербург
- Северная Америка
- Северо-Казахстанская область
- Семей
- Синьцзянь
- Соединённое Королевство
- Талдыкорган
- Тараз
- Театр СВО и Европа с США
- Узбекистан
- Украина
- Улытауская область
- Центральная Азия
- Шымкент Кызыл-Орда
- Шымкент
- ЮКО
- Япония
- вынужденная миграция
- город Талдыкорган область Жетісу
- город республиканского значения Алматы
- город республиканского значения Шымкент
- планета
- экологические беженцы
- экологические мигранты
- южная столица