«АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Рекомендации участников Круглого стола на тему:
«АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»


г. Алматы 17 мая 2011 г.


Участники Круглого стола отмечают, что ситуация, сложившаяся сегодня в аграрном секторе Казахстана, который призван обеспечивать продовольственную безопасность страны, вызывает серьезную тревогу.
Следует признать, что в стране больше нет единой системы агропромышленного комплекса, так как отсутствуют такие базовые сферы для развития сельского хозяйства – как сельхозмашиностроение, производство химикатов и удобрений, переработка продукции, целостное транспортное и материально-техническое обслуживание. В хозяйствах почти вдвое сократилось число единиц сельхозтехники, а из оставшегося парка более половины подлежит списанию в связи с износом.
Объем аграрного производства серьезно отстает от уровня 1990 года главным образом из-за снижения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных, а также уменьшения площадей используемых сельхозугодий.
Посевные площади сократились на 30%, пастбища – на 70%, а земли государственного запаса увеличились в 6 раз. Особое беспокойство вызывает то, что животноводство страны на сегодня полностью утратило свои позиции и не в состоянии обеспечивать население собственной продукцией в необходимом объеме. Сегодня поголовье сельскохозяйственных животных составляет лишь 58% к показателю 1990 года. При этом более 80% всего поголовья скота находится в личных подсобных хозяйствах. Если в 1990 году в Казахстане производство мяса на душу населения составляло 93,4 кг, то в 2009 году лишь 56 кг. При этом экспорт мяса и мясопродуктов с 1990 года (184,5 тыс. тонн) снизился в 615 раз (0,3 тыс. тонн). За этот период наши сограждане стали потреблять мяса на 30% меньше, молока – на 33%, яиц – на 43%, в два раза меньше картофеля!
Если в 1990 году на отечественных перерабатывающих предприятиях перерабатывалось почти 60% потребленных мяса и мясопродуктов, до 30% молокопродуктов, то сегодня эти показатели не достигают и 20% прежнего уровня переработки.
Импорт таких видов продовольствия, как сахар-сырец, мясо птицы, маргарин, сыры, яблоки и груши составил более половины их потребления. Около 40 и выше процентов импортируется сливочного и подсолнечного масел, колбас, мясных консервов, ввозится более 23% крупы. Хотя общеизвестно, что если доля импорта продовольственных товаров превышает пороговую величину в 10-15%, то он служит уже не дополнением к внутреннему агропромышленному производству, а существенно его подавляет и приводит к сужению возможностей собственного развития, к спаду производственных показателей.
При этом цены на завозимые продукты, предлагаемые населению перекупщиками, искусственно завышаются в 2 и более раз, из-за чего многие из них для граждан с низкими доходами становятся недоступны.
В стране почти полностью ликвидирована государственная племенная служба, а частные хозяйства, которые носят название племенных, не имеют ни должной кормовой базы, ни соответствующей организации племенной работы.
Крайне серьезным препятствием для эффективного развития животноводства является слабая кормовая база. В сегодняшней структуре севооборота кормовых культур в три раза меньше, чем положено по науке (вместо 30% - всего 11%), а на одну условную голову скота производится кормовых единиц в два раза меньше (всего 14 вместо 32), чем полагается по зоотехническим нормам. Более 85% пастбищ деградировано и выбито.
В стране практически ликвидирована система государственной ветеринарной службы, которая обеспечивала бы надлежащий ветеринарно-санитарный порядок и безопасность на всей территории и несла ответственность за эту работу. Последствия этого тем губительнее, что происходит это на фоне все более широкого проявления особо опасных болезней, общих для животных и человека.
Сегодня уже стало очевидным, что принятый под давлением Правительства Земельный Кодекс, установивший частную собственность на земли сельскохозяйственного назначения, вместо стимулирования развития аграрного сектора привел лишь к отчуждению крестьян от права землепользования в пользу крупных землевладельцев, снижению производственного потенциала села, усугублению социального расслоения. Правительству необходимо предпринять конкретные меры по исправлению создавшейся ситуации.
За годы независимости многие сельские территории Казахстана потеряли свое население (средний отток до 100 тысяч человек в год), значительно снизили уровень жизненной активности, и сегодня испытывают серьезные бюджетные проблемы, не в состоянии содержать социальную инфраструктуру. Если в советские годы агропромышленный комплекс имел долю 25-27% в ВВП, то сегодня это лишь 9,6%.
ОСДП «АЗАТ», как организатор «Круглого стола», исходит из необходимости реализации социал-демократической альтернативы, прежде всего, в сельском хозяйстве. Сельская жизнь, в отличие от городской, не делится на производственную и бытовую, экономика и социальная сферы переплетены здесь неразрывно.
Всесторонняя поддержка государством аграрной экономики - общепринятая мировая практика. Условия же Казахстана требуют не только радикального увеличения объемов такой помощи. Вопрос надо ставить принципиально глубже: государство должно вернуться на село не просто как финансовый «спонсор», а как конкретный участник производственно-экономических и социальных процессов.
В частности:
1) Главной задачей продовольственной безопасности Казахстана должно стать обеспечение населения страны качественной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием за счет собственного внутреннего производства и создания необходимых запасов. Населению должна быть гарантирована доступность этих пищевых продуктов в объемах и ассортименте не ниже установленных норм потребления, необходимых для обеспечения здоровья и активной жизни человека. В целях обеспечения продовольственной безопасности Правительство должно определить конкретные пороговые показатели, доли отечественной продукции сельского хозяйства (мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, зерна, картофеля, сахара, масел и др.) в общем объеме потребления - исходя из того, что они не должны быть ниже 80-85 %.
2) Следует исходить из того, что в области сельскохозяйственного производства «саморегулирующие» возможности рынка наиболее низки. Оптимальные площади пашни под ту или иную культуру, сам набор возделываемых культур, севообороты, выбор специализации в растениеводстве и животноводстве, оптимальное их сочетание, вид и породы скота или птицы, численность продуктивного стада - множество других основополагающих показателей сельского хозяйствования, определяющих конечную эффективность, должны определяться не частно-предпринимательской инициативой, свободным переливом капиталов и конкурирующих цен, а – рассчитываться и планироваться заранее, на научной основе и с учетом наработанной ранее практики, с ориентацией на самые современные технологии.
Соответственно, необходим комплекс налоговых и иных мер, стимулирующих мелкие хозяйства к оптимальному укрупнению. При этом государство должно взять на себя базовую кредитную поддержку сельскохозяйственного производства, исходя из того, что проценты за кредит для сельских товаропроизводителей должны быть не более 3-6%.
3) С целью установления реального положения на продовольственном рынке и выработки необходимого направления производства, со стороны государственных органов необходим четкий учет спроса и потребления населением продуктов питания. Необходимо установить государственный заказ на социально значимые виды продовольствия с последующей их продажей на рынке по базовым ценам и воспрепятствованием спекулятивным накруткам.
4) Необходимо гарантировать сельхозтоваропроизводителю сбыт произведенной продукции, создав систему оптовых продовольственных рынков и торгово-логистических центров. Рассмотреть возможность введения субсидирования транспортных расходов, в том числе перерабатывающих предприятий при закупках сырья у отечественных производителей и при усилении развития межрегиональных товаропотоков. Создать целевую программу по воссозданию сельской производственной и потребительской кооперации с прямым выходом на городские рынки – предусмотрев в ней комплекс организационных мер и экономических стимулов.
5) Государство должно взять на себя селекционную и племенную работу в растениеводстве и животноводстве. Следует воссоздать государственные научно-исследовательские институты со специализированными хозяйствами при них. Разведение элитных пород скота и птицы, выращивание и тиражирование элитного семенного материала должно обеспечиваться госзаказом, при этом цены на приобретение высокопродуктивного поголовья и элитных семян хозяйствами - субсидироваться государством. Опорные подразделения государственной элитной семеноводческой и животноводческой сети, ответственные за районирование, должны быть в каждом регионе страны.
6) Необходимо создание единой ветеринарной службы, которая была бы юридически самостоятельным, оперативным и независимым от внешнего влияния органом, способным защитить страну от болезней животных, в полной мере обеспечивающим надлежащий ветеринарно-санитарный порядок и безопасность на всей территории - и отвечающим за эту работу.
7) Необходимо провести полноценную качественную ревизию земельных угодий с участием общественных организации и независимых экспертов, результаты которой должны быть прозрачными. В целях восстановления прав владельцев земельных долей в крупных агрохолдингах и ТОО начать проведение полной инвентаризации у них имущества и переоценки стоимости земель каждого члена, внесшего в уставной капитал земельную долю. Изъять и передать в госсобственность неиспользуемые (или незаконно приобретенные) участки земли с последующим вовлечением их в оборот именно сельскими товаропроизводителями (а не латифундистами) - при финансовой и материальной поддержке государства.
8) В целях развития социально-экономического потенциала аграрного сектора осуществить меры по повышению уровня и качества жизни в аулах, усилению государственной поддержки социального и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, развитию несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, созданию современного рынка труда, расширению сети образования, культуры и здравоохранения. Для обеспечения притока молодых специалистов на село и закрепления их в аграрном секторе создать в сельской местности базовые условия социального комфорта – прежде всего, обеспеченности жильем.
Мы убеждены, что только подобные меры позволят остановить процесс деградации и создать в Казахстане по-настоящему современное и конкурентоспособное сельское хозяйство – фундамент достойной жизни казахстанцев и подлинной независимости страны!
 

Комментарии