Генерал Айткали Исенгулов: "Армия - не место для наживы"

 

Война не потерпит блатных назначений
- Айткали Гусманович, что вы можете сказать о нынешнем состоянии Вооруженных сил и перспективах их развития?
- Сейчас больше отзываются об армии негативно, но это однобокий подход. В Вооруженных Силах (ВС), несмотря на нынешние кризисные дни, делается много положительного. Особенно неплохие подвижки есть в боевой подготовке, материально-техническом обеспечении, решении социально-бытовых вопросов, идет работа по укреплению воинской и трудовой дисциплины. И главное - кропотливая работа командиров штабов, воспитателей всех степеней дают неплохие результаты. Что-то получается хорошо, что-то не совсем так, как хочется. Но критиковать и искать только негативные моменты - это, я думаю, неблагодарное дело. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Анализ последних лет говорит о том, что положительные подвижки в целом по ВС есть, и неплохие.
- А конкретнее?
- Не только совершенствуется существующая структура, но и создаются новые, что продиктовано требованием времени. Серьезное внимание уделяется боевой подготовке. Наконец-то восстановлена вся система боевой подготовки Сухопутных войск, которая одно время вообще была ликвидирована. Главное - поставили во главе этой службы человека, который имеет боевой опыт в реальной войне - генерал-лейтенанта Ертаева. А бюджет боевой подготовки в 10,6 миллиарда тенге говорит сам за себя. Все это повышает интенсивность и целенаправленность подготовки войск. За прошедший учебный год в ВС проведено около девяти тысяч практических стрельб, что почти на 50% больше, чем в 2007-м, проведено более 70 батальонных тактических учений, общая интенсивность подготовки только в Сухопутных силах возросла почти на 60%. В прошлом году средний налет каждого летчика фронтовой авиации вырос в 2,5 раза, военно-транспортной авиации - в 1,6, армейской авиации - в 2,1 раза. Созданы и совершенствуются региональные учебные центры, буквально из руин восстанавливается учебно-материальная база полигонов и учебных центров, они комплектуются современными тренажерными комплексами. Обучение идет уже по новой методике, где моделируются условия современного боя на земле и в воздухе. Растет количество приобретаемого новейшего оборудования, боевой техники и вооружения, особенно средств ПВО, бронетехники, автомобилей, в том числе бронированных.
- Но в то же время СМИ почему-то в последнее время только и делают, что ругают казахстанскую армию. Не зря, наверное?
- Действительно, это так. У нас было бы гораздо больше достижений, если бы не негативные явления, имеющие устойчивый характер. Анализ публикаций в СМИ показывает, что в офицерской среде, особенно в верхнем звене, сложилась группа лоббистов-коррупционеров, которых положение дел в армии мало интересует, их больше заботит тугость собственных кошельков, набиваемых за счет армии. И главное - действуют они нагло, не обращая внимания на критику, демонстрируя тем самым, что они уже никого не боятся, ибо их плотно и надежно "крышуют". Иначе чем объяснить то, что даже после разгромных материалов Счетного комитета заметных положительных подвижек в искоренении фактов злоупотребления служебным положением не произошло?
Поражает масштабность необоснованного и неэффективного расходования денег налогоплательщиков. Как можно так не любить и не уважать свой народ, чтобы в такое тяжелое время, когда государство отдает последнее ради того, чтобы армия ни в чем не нуждалась, так бездумно (я бы даже сказал, преступно) подходить к расходованию денег? Чем объяснить то, что 13,5 млрд. тенге израсходовано Министерством обороны за неоказанные услуги, около полумиллиарда тенге - за невыполненные строительные объемы? Или другой пример. Приобретаются на 4,3 млрд. тенге средства ПВО без командного пункта, на 4,5 млрд. тенге - авиационная техника, на которой невозможно обеспечить боевое дежурство. У меня возникает вопрос: кто же следит за исполнением бюджета? При этом я далек от мысли, что само руководство Министерства обороны злоупотребляет служебным положением, способствует таким масштабным коррупционным действиям военного чиновничества среднего звена. Сомнение вызывает одно: почему офицеры именно из этой категории досрочно получают воинские звания, по нескольку огромных по площади квартир в разных гарнизонах - и это в то время, когда около 10 тысяч военнослужащих и гражданского персонала армии не имеют своего жилья.
- И вы даже можете назвать фамилии этих офицеров?
- Если в этом есть необходимость, я готов предоставить список офицеров и генералов, у которых наибольшие аппетиты в этом плане. Тем более что эта тенденция хапужества только усиливается. Каким законом установлено, что приближенные к начальникам офицеры для семьи из трех-четырех человек получают квартиры площадью 150-170 квадратных метров?
 
Уведенные миллиарды
- Выходит, в ВС царит один произвол?..
- Да. То, что творится с воинскими званиями, продвижением по службе, свидетельствует о девальвации воинских званий. Разве можно допустить, чтобы человек, придя с гражданки, менее чем за десять лет дослуживался до полковника? Причем, некоторые из этих "уникумов" казахстанской армии даже ни дня не служили в казахстанских воинских частях. И таких масса. Если родное ведомство хочет, я также могу опубликовать фамилии "счастливчиков". В то же время молодые офицеры, окончившие военные учебные заведения, пришедшие в армию по зову сердца, сотнями покидают ее ряды, не выдержав существующих там порядков. Иначе чем объяснить то, что ВС до сих пор укомплектованы офицерами всего на 70 процентов, ведь такая комплектность была в 1997-98 годы, и это при том, что численность войск по сравнению с тем периодом сократилась. А где выпускники наших военных вузов, офицеры, прошедшие обучение в России, США, Европе? Количество выпускников и уволившихся офицеров с небольшой разницей совпадает.
Но когда я критикую военную верхушку, я далек от мысли делать это огульно, и что называется, поголовно. Там есть трудяги, которые периодически бросаются на самые трудные участки, где необходимо исправлять положение дел. Это генералы А. Джарбулов, Б.Ертаев, Н.Джуламанов, Г.Но­соновский, У.Елеманов,  Е.Уразов,  В.Тузиков, А.Ерниязов и некоторые другие. К ним грязь коррупции не пристает, потому что именно они с первых дней создания казахстанской армии тянут тяжелую лямку становления и развития ВС. И таких офицеров и генералов, еще раз подчеркиваю, большинство.
- Но вместе с тем, сегодня распоряжаться армейским бюджетом позволено всем, кому не лень…
- В настоящее время организация финансирования, снабжения и обеспечения воинских частей и соединений поставлена так, что от командиров штабов, органов тыла мало что зависит, все отдано на откуп пришельцам со стороны или вышестоящему бюрократическому звену. Право распоряжаться деньгами налогоплательщиков отобрано у тех, кто должен распоряжаться ими по праву. Войсковое звено - вот главный элемент в армии, и именно достигшим наиболее высоких результатов в боевой учебе и дисциплине должны доставаться внеочередные звания и награды.
Сравните для интереса: у нас уже скоро полковников будет больше, чем лейтенантов, а досрочные воинские звания чаще получают приближенные к "телу", чем войсковые командиры, потому что являются "шестерками".
- И что же делать?
- Нужен всесторонний контроль со стороны парламента, правительства, компетентных органов. Армия создана и существует для обеспечения военной безопасности государства, так почему парламент не должен осуществлять контроль за ее деятельностью? Или почему соответствующие министерства и ведомства не контролируют то, как оборонное ведомство расходует деньги и материальные средства? Министерство обороны входит в систему центральной исполнительной власти, а министр является членом правительства, тогда почему правительство не должно знать положение дел в оборонном ведомстве в полном объеме? Впрочем, все это прописано в Законе "Об обороне и Вооруженных силах Республики Казахстан", но на практике не выполняется. Военные чиновники, если захотят, могут просто не исполнить нормы законов, запросто забюрократизировать выполнение решений судов, проигнорировать акты реагирования военной прокуратуры и при этом не понести дисциплинарного, административного или уголовного наказания. Казалось бы, имеется контроль за деятельностью Минобороны со стороны президента через Совет безопасности, однако данный орган является лишь политико-консультативным органом при СБ и не имеет реальных рычагов влияния на ВС, тем более что это не является его функцией. Даже действующие генералы уже ратуют за то, чтобы у президента, как у Главкома ВС, был орган, который бы контролировал исполнение поручений, состояние боевой, мобилизационной готовности воинских частей и объединений, проводил ревизию, изучал морально-психологическое состояние личного состава, ситуацию с воинской дисциплиной и другие вопросы в армии, пограничных, внутренних войсках, МЧС и других воинских формированиях. Система жесткого, всестороннего, постоянного, принципиального и компетентного контроля является одной из основ функцио­нирования любой армии. Формирование такой системы контроля возможно в пределах средств, выделенных на содержание госаппарата, а ее участниками могли бы стать наиболее опытные и принципиальные генералы и офицеры. Однако это крайне невыгодно некоторым высоким должностным лицам, поскольку в таком случае их деятельность перестанет быть закрытой. Есть такое понятие - "авторитет действующей власти", и потому в администрации президента должны внимательно отнестись к положению дел в армии, но, к сожалению, даже там нет высокого уровня компетентности Военных представителей, как и в парламенте, секретариате Совета безопасности и отделе обороны канцелярии правительства. Даже перед депутатами министры обороны не отчитываются, направляя на заседания своих заместителей. Государственные деятели наглядно демонстрируют косвенный подход к вопросам обороноспособности страны, полагая, что это является компетенцией только Министерства обороны. И это плохо.
- На каких ключевых проблемах в развитии ВС вы бы еще акцентировали внимание?
- Выделю только основные. Изменились сама обстановка и взаимоотношения в офицерской среде. Рвачество в погоне за звездами на погонах, деньгами, квартирами и должностями стало нормой для многих офицеров, и эту психологию надо менять. Отстала от времени и не соответствует задачам военного строительства основная законодательная и подзаконная нормативная база. Отсутствуют нормативно закрепленные положения по определению и соблюдению военной штатной политики, нет принципиальности в вопросах подбора, обучения и продвижения по службе офицерского состава. Необходимо четкое определение порядка прохождения службы и присвоения воинских званий. В специальном нормативном документе нужно четко определить должности, которые могут иметь категорию полковников, генералов, и затем строго соблюдать эти положения без каких-либо исключений.
Возьмем вопрос прохождения службы офицерским составом. Нынешние Правила являются не документом, определяющим порядок прохождения службы, а инструкцией, регулирующей случаи присвоения воинских званий, причем с гражданскими формулировками "как правило", "в виде исключения", что позволяет присваивать кабинетным работникам по три и четыре досрочных звания. Вызывает горькую усмешку то, что согласно этим Правилам офицерам запаса продолжают присваивать звания полковников и подполковников, между тем, рост в звании является одним из главных стимулов для действующих офицеров, и они, рано или поздно, приходят к мысли о том, зачем переносить тяготы и лишения военной службы, если эти звания можно получить, находясь на гражданском поприще? Ведь в Правилах нет, к примеру, нормы, говорящей о том, что не может офицер занимать высокие командные или штабные должности, не пройдя длительно, последовательно, и главное, результативно низовые войсковые звенья.
 
Все - в "чистилище"
- Могли бы вы дать совет, как в условиях финансового кризиса наиболее рационально организовать деятельность оборонного ведомства?
- Народные деньги в условиях финансового кризиса армия должна и может экономить, направив главные усилия на организацию боевой подготовки войск. Придется идти даже на непопулярные меры, сократив не только вакантные должности, но и должности тех лиц, которые не влияют существенно на состояние боевой готовности войск. Проще говоря, надо очистить армию от лишних должностей и ненужных людей. Если кто-то думает, что численность работников центрального аппарата Министерства обороны составляет 500 человек, то он ошибается, поскольку людей там в два раза больше, с учетом Комитета начальников штабов и других структурных подразделений. В целом это огромный бюрократический неповоротливый аппарат с лишними, а порой и дублирующими друг друга функциями. По моей информации, сейчас существуют пять самостоятельных структур плюс Военный институт иностранных языков, которые занимаются международными военными контактами, в то время когда можно было ограничиться двумя управлениями. Кроме представительств в военно-политических блоках, Министерством обороны за границей открыты десятки аппаратов военных атташе при посольствах, даже в тех странах, с которыми у нас нет договоров о военном сотрудничестве. Ощутимой военной и военно-технической пользы от них нет, но тратятся огромные деньги фактически для отдыха казахстанских представителей за рубежом. Нужно закрыть данные структуры и оставить их только в ОДКБ, НАТО и в странах, с которыми у нас имеются стратегическое партнерство, таких, как Россия, США, Китай и Турция.
У нас огромное количество различного рода юристов, а порядка в армии нет и не будет, потому что работники юридических служб, будучи в погонах, властно подчинены воле военачальников, а не нормам законов. К примеру, по состоянию на 1 января 2008 года из-за отсутствия должной претензионно-исковой работы юристов Министерства обороны числилась дебиторская задолженность на общую сумму 14 миллиардов 238,6 млн. тенге. Зато бывший начальник юридического департамента награждается боевой медалью и получит досрочные звания. Я уважаю труд медиков, но нужно ли для военного дела, чтобы главным гинекологом Минобороны обязательно был военнослужащий, да еще в звании полковника, или должен ли начальник стоматологической поликлиники в городе Алматы быть полковником, не имеющим в подчинении ни одного офицера? Ведь в армиях многих других стран военными являются медработники, непосредственно связанные с военно-полевым медицинским обеспечением. То есть нам нужно в интересах службы и экономии денег дифференцировать труд людей и прекратить вольное расходование народных денег. Думаю, что необходимо внести соответствующие изменения в Указ президента от 17 января 2004 года №1283, сократить Реестр должностей военнослужащих армии и флота по категориям и четко определить круг лиц, которые должны иметь статус военнослужащих.
- Но сегодня кадровый вопрос в армии основополагающий. По крайней мере, об этом говорят военоначальники. Не нанесут ли предлагаемые вами меры еще больший ущерб?
- В кадровой политике я могу отметить положительные подвижки. Теперь при назначении на ответственные должности хоть немного начали смотреть на образование, специальность и прохождение должностей кандидатами. Но все же до конца не разрешен пласт проблем в вопросах подбора, обучения, воспитания и расстановки офицерских кадров, организации их деятельности и контроля за ними. Нам как воздух нужна прогрессивная Концепция кадровой политики, введение понятия военно-штатной политики, строгое соблюдение штатной дисциплины, а главное - Министерству обороны как центральному органу власти необходимы реально конкурентная, обязательная и регулярная ротация кадров и свежие силы из войск.
Вот недавно я узнал, что в военно-учебных заведениях стран НАТО прошло полноценное обучение нескольких сот наших военнослужащих. Министр обороны Даниал Кенжетаевич Ахметов мог бы попросить подготовить ему справку по вопросу - сколько из этих выпускников в процентном отношении продолжают служить в нашей армии? Многие офицеры, обучившиеся за рубежом по направлению Минобороны РК, получив престижные дипломы, овладев иностранными языками, уволились из нашей армии, сознательно не достигнув предельного возраста состояния на службе. А все потому, что за границей их не воспитывали в духе казахстанского патриотизма. Нам нужна не заграничная, а своя национальная система военного образования. Ежегодно у нас увольняются около 1000 офицеров, а в войска прибывают немногим более 600 молодых офицеров. Вот и приходится восполнять недостаток людей за счет молодежи, окончившей гражданские вузы.
Армейский клондайк
- Вы немало рассказали о коррупции в армии. Хотелось бы знать, насколько опасны ее метастазы для ВС?
- Безусловно, следствием коррупции может стать небоеспособная, разворованная армия, не готовая выполнить стоящие перед ней задачи. Но главный ущерб - не только материальный. Наносится ущерб воспитанию людей, кадровой политике, это способствует социальному и материальному расслоению офицерского корпуса. Со стороны покажется диким, что в армии может существовать коррупция - казалось бы, силовая структура, там должен быть порядок, и любой вред обороноспособности должен рассматриваться как предательство интересов государства. Однако нет, некоторые "бастыки" воровали, воруют и надеются продолжать воровать в дальнейшем.
Между тем, уничтожить коррупцию в армейских рядах вполне реально. Прежде всего, за счет ужесточения уголовного законодательства, где в качестве ответственности за коррупционные преступления, совершенные при прохождении военной службы, предусмотреть лишение свободы, воинских званий, государственных наград, аннулирование выслуги военной службы и пенсий. Надо усилить работу органов военной контрразведки и финансовой полиции в направлении борьбы с коррупцией в армейских рядах. Должен быть изменен порядок подчиненности военной полиции.
Приобретение вооружения, военной техники для всех силовых структур и их продажу зарубежным государствам должно осуществлять Республиканское государственное предприятие, существующее не при Министерстве обороны, а, как ранее было, при правительстве, а списание вооружения, объектов недвижимости и других основных средств должно быть только в ведении Комитета государственного имущества. В тендерах, которые проводят военные согласно правилам организации государственных закупок по особым условиям, должны в обязательном порядке участвовать представители Комитета по госзакупкам и их территориальные представители, а крупные договора должны заключаться не по доверенностям, а лично ответственными за данную сферу деятельности заместителями министра обороны на основании решений соответствующих ведомственных комиссий. То есть военные не должны заниматься коммерческой деятельностью. Вот закупили мы системы залпового огня компании "IMI" (Израиль) на общую сумму 36, 2 млн. долларов США, а между тем они уступают по ряду характеристик изделиям НПО "Агат" (Белоруссия). И какая в этом была необходимость? Если бы была действительно конкурсная среда, если бы на основании решений компетентных органов делалось прозрачное и научное обоснование, то подобного бы не произошло. Никто за это до сих пор не наказан.
Айболат КУРМАНБАЙ, еженедельник  CentralAsiaMonitor
Nota bene
- Как вы оцениваете деятельность генерала армии Мухтара Алтынбаева и что бы вы рекомендовали нынешнему руководству оборонного ведомства?
- Я уважаю Мухтара Капашевича за личные и деловые качества. Он много сделал для укрепления обороноспособности страны. Вместе с тем, он является публичной личностью, и не лично он, а его деятельность должна подвергаться анализу, а порой и критике. Главной его ошибкой как руководителя является отсутствие у него полной, объективной, всесторонней и своевременной информации по вопросам военного строительства. Отсюда следовали ошибки, особенно в принятии кадровых решений.
Нынешнему руководству оборонного ведомства я бы рекомендовал не только заниматься внутриведомственной реформой, но и инициировать предложения по реформе всей военной организации, поскольку без этого невозможен какой-либо существенный успех. По данному вопросу подано достаточно предложений.

 

Комментарии

Не заливайся соловьем. Говоришь одно делаешь другое.

Have you ever been looking for your dreamy wedding dress online? Been considering whether to buy a wedding dress online?Now , Please allow me to explain the advantages about purchase wedding dress online.I think you will soon discover the information you need, to be able to make a informed decision, and buy the best!it is very cheap.you will save half of money if you would purchase online.The good thing with buying dresses online, is that you can go through and get the best wedding dress that is possible. And this is something that is hard to do through most stores.You see, most stores that sell dresses are very limited on stock. Yes, they have a wide variety, but you are unlikely to get a good feel for the options, and select what is right for your big day.because you can't find the wedding dress that you want .why not to purchase online?
Take the time to research online, and you can be sure to find the best options.If you are very busy and have no time to do this things .please allow me to introduce these sites to you.Because it is very useful for me .and i think it will be same to you.The first of all is the dress store --this is a wedding dress store,but also have a range of special occasion dresses,you will see hundreds of wedding dress that you can choose.and all of the wedding dress are very beautiful.The second one named Gsdresses and mldress,Both of them are wedding dresses stores,and the quality all very good.Any things all have two sides, advantages and disadvantages.maybe you should know the disadvantages,too.
When it comes to dresses for a wedding, there are some limitations with buying online. You can't see the dress, and you need to evaluate from what you see in the images. The good news is that the wedding stores online provide you with the information you need, to be able to select the best, and buy the best.It is a good idea to look at the return policy, and make sure that you can return it, if you are not happy.The next thing to think about is delivery. When ordering, make sure to look at the shipping options, and make sure that they deliver to your location.You can save a lot of money, when you buy a dress online, however, make sure to research, so that you can save money, while still also buying the best!Find the most amazing dresses! Go to beautiful wedding dresses and you may also want to go to best wedding dresses.The source for bliss!