Главному муфтию от правды не убежать

В последнее время внимание общественности так или иначе приковано к религиозным личностям, которые находятся на командных постах в ДУКМК РК и мечетях многих городов республики. Предлагаем вниманию статью известного обозревателя Т.Кусаинова по вышеозначенной теме. Это перевод статьи  «Бас мүфти шындықтан қашып құтыла алмайды» с сайта kznews.kz.

***

Спецпредставитель муфтията вместо того, чтобы вынести уроки из обоснованной критики в адрес имамов ДУМК и Главного муфтия, и заняться исправлением недочеты, не устает давать туманные ответы. Это напоминает поведение маленького ребенка, который еще не умеет говорить, и на вопрос: «Где голова?» показывает свои уши. Нет ни малейшего уважения к веским доводам. В связи со статьями, опубликованными в прессе мною и другими авторами, представитель муфтия дал поверхностные ответы по четырем вопросам. Как говорится, дело поручили собаке, а она – своему хвосту. Как бы там ни было, он тверд в намерении оградить Главного муфтия, который в ответе за религиозную сферу.

Например, в первой части своего ответа на критические статьи представитель муфтията кратко отметил: «Раньше не возникало вопросов относительно работников Духовного управления, их религиозных убеждений и взглядов. На службу принимаются только те, кто прошел оценку Экспертной комиссии при ДУМК».

В таком случае, рассмотрим возможности некоторых членов экспертной комиссии. Это даст ответ на животрепещущий в сегодняшних реалиях вопрос: «Может ли комиссия провести справедливую и всестороннюю проверку кандидата на религиозную должность?».

Всю работу экспертной комиссии курирует Нурбек Есмаганбет, заведующий Отделом по делам религий и анализа ДУМК. Все имамы и другие священнослужители в муфтияте утверждаются Нурбеком Есмаганбетом. Его решение окончательно: как скажет, так и будет. Наверное, никто не сможет этого опровергнуть. Как сообщает источник, наиболее информированный об интригах в муфтияте, стиль работы Нурбека Есмаганбета заключается в вынуждении путем угроз и запугивания неугодных ему священнослужителей к подаче заявления «об увольнении по собственному желанию», в чем он и является мастером. Таким же образом он «расправился» с имамами Жанаозенской и Туркестанской областей, Ордабасынского района, села Тортколь. Разумеется, преследуемые имамы обратились в суд, но «дело Есмагамбетова» было оставлено без рассмотрения на том основании, что «религия отделена от государства».

«Эксперт» Нурбек Есмаганбет также не смог добросовестно выполнять обязанности имама

В его бытность имамом Центральной мечети в городе Алматы, казна мечети была истощена, и в результате мечеть утратила свой красивый облик и пришла в упадок. Мусульманская община Алматы вспоминает его как «самого худшего имама в истории мечети».

Согласно правилам ДУМК, руководитель крупного отдела и лицо, неформально возглавляющее экспертную комиссию, должны находиться в главном офисе муфтията в столице. Однако Нурбек Есмаганбет продолжал оставаться в Алматы. Почему? Источник в муфтияте называет три причины.

Во-первых, Нурбек Есмаганбет происходит из Младшего джуза, приходится родственником Главному муфтию Наурызбаю Таганулы.

Он занимается выполнением секретных поручений муфтия в Алматы, которые не должны быть известны непосвященным, иными словами, является «глазами и ушами» хазрета в предгорьях Алатау. Поэтому Нурбек Есмаганбет «не обязан» сидеть в головном офисе ДУМК, как того требует служба.

Во-вторых, до 2007 года Нурбек Есмаганбет был главным имамом Каркаралинского района Карагандинской области. В то время Наурызбай Отпенов был полномочным имамом Карагандинской области и главным имамом центральной мечети города Караганды. Эти двое тесно общались друг с другом, почти как братья, поэтому он оведомлен о тайнах и множестве неприглядных дел нынешнего Главного муфтия, тщательно скрываемых от общественности...

Как и Главный муфтий, Нурбек Есмаганбет не в силах перебороть укоренившийся в нем трайбализм. Н.Есмаганбет, возглавляя экспертную комиссию, устроил своих одноклассников, сородичей, приятелей и знакомых во многие мечети города Алматы и Алматинской области.

 

Кто такой Ершат Онгаров?

По полученным данным, Ершат Онгаров, «правая рука» и заместитель Наурызбая Таганулы, также активно участвует в работе экспертной комиссии. В отношении образования и религиозной позиции данного человека также имеется много вопросов. Несмотря на то, что он долгое время получал образование в арабских странах, его арабский язык оставляет желать много лучшего, а его религиозную грамотность можно оценить как «ниже среднего».

Ершат Онгаров был слушателем двухгодичного курса обучения в Египте. Есть информация, что по возвращении в Казахстан он осуществил перевод с арабского на казахский язык и нотариальное заверение сертификата о прохождении курса, где указал: «окончил магистратуру». С помощью этого поддельного документа он окончил докторантуру КазНУ им. аль-Фараби. В настоящее время является членом диссертационного совета Университета Нур-Мубарак, доктором наук. Если вышеприведенное утверждение окажется правдой, то докторская степень наиб-муфтия незаконна, а высокопоставленный священнослужитель – настоящий лжец. А если это не соответствует действительности, тогда г-н Ершат Онгаров должен опубликовать оригинал диплома об окончании магистратуры и тему магистерской дипломной работы.

Есть еще более вопиющий факт относительно Ершата Онгарова. Он один решает, кто выступит перед джамаатом от имени муфтията и как реагировать на критику в адрес ДУМК в прессе. Во время учебы в Египте он попал под влияние хабашитов – представителей суфийского течения шафиитского мазхаба. Будучи студентом Ершат Онгаров проживал в 8-м районе Каира и посещал лекции ливанского шейха по имени Ахмет и считал своим духовным наставником Абдуллу аль-Харари, основателя хабашитского течения. По имеющимся сведениям, в архивах КНБ хранятся данные, доказывающие, что его сознание было отравлено учением хабашитов.

Если одним крылом религиозных радикалов в исламском мире являются салафиты, то вторым – хабашиты. Как известно, в 2006-2008 годах власти Египта массово арестовывали хабашитов. Египетские спецслужбы также подвергли задержанию и следствию казахов, примкнувших к хабашитам. Тогда Ершату Онгарову удалось избежать ареста, спешно уехав в Казахстан. Есть и другие интересные факты о личности Ершата Онгарова, который оказывает прямое влияние на экспертную комиссию ДУМК и держит в своих руках механизм назначения имамов. Мы опубликуем их в свое время.

 

Похоже, муфтият завоеван выходцами из одного региона (жуза)

В работе экспертной комиссии ДУМК в качестве юриста участвует человек по имени Сагитжан Даулетияр. Может, это совпадение или что-то еще, но он тоже выходец из Младшего джуза…

Нужно много времени, чтобы полностью перечислить таких служителей религии, заполонивших ДУМК. Их образование и религиозные убеждения, несовместимые с ханафитской школой, являются темой отдельного разговора. Поэтому имеются все основания для написания статей с заголовками «Трайбализм в муфтияте», «Главный муфтий окружен религиозными радикалами» и критики в адрес ДУМК.

В биографиях соратников Главного муфтия указано, что они окончили колледж Тайба, признанный пристанищем салафитов. Верно и то, что решением суда колледж религиозного образования был признан радикальным, закрыт и запрещен. Это зафиксировано в реестре судебных решений.

Разве неправда, что когда Нурлан Рамазанов работал в мечети Хазрет Султан, то украл новую пару обуви Марата Бектазинова, такого же как и он сам наиба-имама, которую тот снял у входа в мечеть?!

И почему муллы и прихожане прозвали этого священнослужителя «имамом-тапочками»?!

Невозможно просто так отрицать наличие инцидента, который был зафиксирован камерой видеонаблюдения мечети.

Неужели экспертная комиссия способна справедливо оценивать знания и умения религиозных служителей, когда ее возглавляют люди с сомнительной биографией и образованием, которые отравлены радикальными взглядами, в частности, погрязли в протекционизме и трайбализме?!

Разве это не то же самое, что поручить волку пасти овец?!

Муфтият всегда дает уклончивые ответы на критику и стремится скорее отделаться. «На работу принимаются только те лица, которые прошли оценочный тест экспертной комиссии при ДУМК», - сказал он, полагая, что общественность поведется на эту ложь. Человека можно несколько раз одурачить, но Создателя обмануть невозможно. Потому что Истина – это одно из проявлений Бога. Известно ли Главному муфтию Наурызбаю Отпенову, что от правды ему не уйти?...

Турарбек КУСАИНОВ (перевод)