«Молчаливый укор» буквы Ю

Каждый родитель в нашей стране неизбежно задает себе вопрос о важности, необходимости, качестве школьного образования для своего ребенка. Сентябрь чаще стал вызывать у родителей чувства тревоги и озабоченности, чем радости, счастья и надежд, которые школа вроде должна дарить детям и их родителям. Родители сталкиваются с реальной проблемой и сложным вопросом выбора школы, учителя, условий для обучения, которые неизбежно встают по причинам серьезных проблем. Вообще 2021 год стал уникальным, когда впервые появился 1 «Ю» класс, как «молчаливый укор» всей системе школьного образования в условиях и без того переполненных классов, нехватки школ в городах и малокомплетных школ в селах страны. Та же пандемия как хирург своим скальпелем показала, что происходит внутри на вид здорового и развивающегося организма по имени средняя школа. 

Интернет, СМИ, газеты полны различными сообщениями и тревожными новостями, которые могут повергнуть в шок и уныние каждого нормального человека. Многие в стране были шокированы событиями в регионах о насилии над детьми, опасных уличных туалетах для школьников, отсутствии финансов для систем охраны, дистанционного обучения, количеством суицидов среди детей из-за буллинга. Возможно именно действия СМИ, интернета и доступность информации стали виновниками озабоченности среди родителей по отношению к школьному образованию. Однако очевидно, что постоянные обращения руководителей страны к вопросам качества, доступности школьного образования, проекты развития и изменения образовательных программ и другие сообщения не появляются на пустом месте, что само-собой говорит о наличии серьезных задач, которые руководители страны, чиновники, сами родители должны совместно обсуждать и решать.

Долгое время самой сложной и обсуждаемой темой была постоянная чехарда проектов и программ обучения, которые вводили новые предметы и упраздняли прежние буквально каждый год. «Букварь» то появлялся, то исчезал из программы школьников. Наверняка можно посчитать, сколько из государственного бюджета было потрачено средств на такое ежегодное «щедрое» обновление учебников, программ, курсов для учителей. Можно быть уверенным что на подобные проекты было «съедено и растрачено» не одно количество не построенных школ, библиотек, компьютерных классов. Хочется видеть стабильность и устойчивость школьной программы, привычные предметы и задания, не только потому, что они являются «мостом» между поколениями людей, но и уверенностью, что из школьников выйдут образованные люди, поскольку образование сегодня это не только вклад учителей, но и понимание уроков самими родителями.

Содержание уроков, вопросы задач, обсуждаемые темы с родителями это отдельная тема, которая вызывает смешанные чувства у каждого, кто открывал и читал учебники. Конечно, отрадным является то, что в условиях цифровизации, влияния и силы социальных сетей, МОН РК быстро реагирует в настоящее время на конструктивную критику и обновляет литературу, содержание учебников, вопросы тестирования. Но все равно остается сложная тема большой нагрузки на детей, которые должны проходить темы и вопросы прежних старших классов. Никто не против изучения появления Казахстана и роли казахских ханов, но в 3 классе сложно объяснить «Жеті Жарғы» Тауке хана, отличия «Анракайской» и «Орбулакской» битвы. Очевидно, что государственная пропаганда, политика должны быть отражены в школьной программе в рамках прививания и развития патриотизма. Но сложно понять реальную образовательную необходимость для школьника 1 класса обсуждать и разъяснять неоднозначный вопрос «О чем бы ты спросил Томирис перед битвой и после битвы с персами» из учебника «Познание мира» 2021 года.

Каким-то странным образом многие казахстанцы привыкли к тому, что есть двухсменное и даже трехсменное образование, которое в реальности присуще только беднейшим странам, которые испытали проблемы войны, миграционного кризиса, где двухсменное образование воспринимается как кризисный и временный вариант. Но в Казахстане около 80% всех школьников обучаются в двухсменных школах и тенденция показывает ухудшение ситуации. Также растет количество трехсменных школ, которых в 2015 году было «всего» 87, а в 2021 году их число возросло до 130. Хотя можно легко найти в интернете обещания и проекты МОН РК сократить количество трехсменных школ в два раза уже в 2016 году. По разным оценкам через 4 года в Казахстане будет не хватать как минимум 500 000 школьных мест с условием, что уже сейчас дефицит составляет более 220 000 школьных мест и мало что делается для решения проблемы. В основном только стандартные, ежегодные сухие объяснения о демографическом росте среди населения, нехватке финансирования, неправильного планирования, что на самом деле подтверждает наличие общего кризиса государственного управления.

Нельзя не отметить другие серьезные вопросы отсутствия бесплатного питания для младших классов, отсутствие продленки, технические проблемы интернета, которые стали экономическим барьером для детей и их родителей. В таких условиях увеличивается разрыв доступа населения, детей к качественному и здоровому образованию. Вообще сложно говорить серьезно про качественное образование в условиях трехсменного обучения, слабого и медленного интернета, переполненности классов и нехватки учителей.

Неудивительно, что результатом подобных примеров в обычной школе являются опустевшие, малокомплектные школы в селах страны, когда родители переезжают в города и крупные поселки для получения доступа к более-менее качественному образованию. Очевидно, что без государственного, общественного внимания к проблемам школьного образования ворох проблем будет только увеличиваться, создавая напряженность и опасения за будущее не только детей, но и всей нации.

Шарип ИШМУХАМЕДОВ,  А+ Analytics.