Вы здесь
Главная ›Итоги столичной недели: Как экономика будет жить после "Черного января"
Январские события, которые президент страны Касым-Жомарт Токаев назвал "алматинской трагедией", обострили множество вопросов, как политических и социальных, так и экономических. Именно на последних мы заострим свое внимание в первом обзоре 2022 года, поскольку тема борьбы с радикалами и террористической атаки на страну уже подробно освещена за прошедшие две недели. А вот экономическое развитие страны – это та база, от которой зависит повторение или исключение повторения в будущем подобных инцидентов. Сразу оговоримся – пока в этом направлении все очерчено пунктирно, и делать какие-то выводы можно будет лишь после того, как новое правительство наполнит президентские предложения конкретными алгоритмами. То есть примерно к концу января – но общие очертания нового экономического курса (а он после таких событий не может оставаться в старом русле) мы попробуем очертить уже сейчас.
Сейчас, пока страна залечивает раны и отходит от шока, вызванного событиями этого января, экономические проблемы находятся на периферии сознания, но как только режим чрезвычайного положения будет отменен и люди вернутся к более-менее нормальной жизни, они выйдут на первый план. Мы это уже проходили во время предыдущего ЧП, связанного с борьбой с коронавирусом в 2020-м году, положительный момент заключается в том, что в "Ак Орде" это прекрасно понимают: в выступлении Касым-Жомарта Токаева в мажилисе на прошлой неделе экономическим вопросам и связанным с ними социальным проблемам было уделено как минимум не меньше времени, чем борьбе с экстремизмом и наведением правопорядка. Но мы все прекрасно знаем, что декларации высшего руководства страны – это одно, а их реализация на практике – это нечто совершенно иное! Иногда, это две - как говорится - большие, ну просто очень большие разницы... Проблема в том, что сейчас расхождение деклараций и их практической реализации – это вопрос уже не недовольства отдельных слоев населения, а жизни самого государства. Поэтому давайте рассмотрим, что казахстанцам предлагается в качестве дальнейшей парадигмы развития – и насколько эти планы осуществимы в реальности.
Главное, на что президент обратил внимание в своем выступлении – это катастрофическое расслоение казахстанского общества: богатые и бедные были и будут всегда и во всех странах, в Советском Союзе, несмотря на неукротимое стремление Кремля усреднить всех и вся, в том числе – и в достатке, расслоение тоже существовало. Но даже там между самыми богатыми и самыми бедными не лежала пропасть: на диком загнивающем западе, где человек человеку – волк, разрыв, безусловно, больше. Но там все это нивелируется тем, что разрыв определяется способностью самых богатых приобретать какие-то предметы роскоши, которым самым бедным сто лет не сдались – в вопросах же приобретения того, что именуется у нас "социально значимыми товарами и услугами" американский миллиардер и американский бомж, равно как и европейский богач и европейский люмпен-пролетарий примерно равны. Они, безусловно, лечатся в разных клиниках и жуют на завтрак разные круассаны, но качество медицинских услуг для европейского работяги таково, что ему в голову не приходит завидовать отдельной частной клинике, в которой проходит лечение его начальник. А круассан какого-нибудь французского сантехника вполне съедобен – и не имеет дурной привычки терять в весе при очередном повышении цен на муку, оставаясь доступным для массового потребителя в денежном выражении.
У нас же разрыв обуславливается не только невозможностью жены сантехника щеголять в таком же меховом манто, как у жены председателя правления какой-нибудь национальной компании (при том, что женам наших сантехников эти меховые манто даром не нужны), но и в том, что покупка самого дешевого китайского пуховика детям на зиму превращается для семьи в целое событие. Очевидно, что дальнейшее сохранение такого положения вещей в дальнейшем будет приводить к недовольству и его выплескиванию: пар из котла необходимо выпускать, иначе котел разорвет на мелкие клочки – это физика, с которой осмеливается воевать только Грета Тунберг, но Грета Тунберг – это клиника, а мы же сейчас говорим о более-менее адекватном мышлении. Предупреждать это выбросы пара можно только одним способом – сокращая образовавшийся разрыв в обществе. Именно сокращая, а не замораживая: индексация заработных плат на уровне инфляции сдерживающим фактором для этого разрыва уже не является. Но для этого сокращения необходимо топливо в виде денежных знаков, и теперь основным вопросом является – где наше правительство их будет брать? Это один из основных вопросов, на который новый кабинет министров должен будет ответить в течение ближайших двух недель – как будет выстроен новый алгоритм перераспределения создаваемой в стране добавленной стоимости к производимой или продаваемой продукции? И, самое главное, как в этот алгоритм будут вовлечены частные предприятия, которые до сих пор самостоятельно распределяли свою маржу внутри коллектива?
Впрочем, к последнему вопросу государству стоит перейти после того, как оно с распределительными диспропорциями разберется внутри тех структур, которые находятся в его непосредственном подчинении. Политическая воля к этому есть: Токаев не исключил того, что фонд "Самрук-Казына" будет разогнан, если не сможет доказать целесообразность нахождения под его крылом двух третей экономики страны. Потому как с неэффективным экономическим управлением президент связал и январскую попытку госпереворота, зачинщики которого воспользовались протестами как раз против этого самого неэффективного управления. "Следует признать, что произошедшие трагические события во многом вызваны серьезными социально-экономическими проблемами и неэффективной, а точнее, провальной деятельностью некоторых государственных органов, - заявил глава государства в ходе выступления перед депутатами нижней палаты в парламенте. - Произошел заметный отрыв отдельных исполнительных органов от трудных реалий и потребностей граждан. У представителей властных структур сформировалось искаженное представление о жизни людей, их чаяниях и запросах. Обострилась и проблема неравенства. Она усугубляется из года в год, хотя средние показатели доходов населения вроде бы растут, по крайней мере на бумаге. Однако за приличными средними заработками скрывается сильное имущественное расслоение в обществе. Многие насущные проблемы граждан не решены. Обеспечение благополучия и качества жизни – главная задача государства. Эти слова следует перевести в плоскость реальных дел. Доходы всех групп населения должны расти по мере роста экономики. Это непреложная аксиома, которая в нашем случае не работает. Созданная в стране социально-экономическая система показала достаточную эффективность в обеспечении общего роста национального дохода, но при этом является неэффективной в его распределении, и вы это хорошо понимаете и знаете. Ключевыми выгодоприобретателями экономического роста стали финансово-олигархические группы. Сложившиеся олигополии серьезно ограничили развитие свободного рынка и снизили конкурентоспособность страны. Много справедливых вопросов вызывает эффективность и доступность мер государственной поддержки".
Ну, и следующая за этим фраза ноль первого: "…сложившаяся система ориентирована главным образом на обслуживание крупных структур по принципу: "Друзьям все, остальным – по закону", это даже не камень, а булыжник в огород как раз "Самрук-Казыны". Входящие в состав которой компании зарабатывать научились неплохо, но вот вкладывать заработанное в развитие производства в смежных сферах с тем, чтобы их средства работали действительно на всю страну, даже не пытаются. Больше того, торпедируют любые попытки частников зайти на свою "поляну" и пытаться конкурировать с собой. Ну, и замыкают всю государственную поддержку на себе и на "своих" структурах, на что указал Токаев: "Большие предприятия пользуются особыми привилегиями, подавляя конкуренцию и препятствуя проведению реформ. Например, Банк развития Казахстана, по сути, превратился в личный банк для избранного круга лиц, представляющих финансово-промышленные и строительные группы. Мы знаем всех пофамильно. Пользуясь доступом в высокие кабинеты, они получают привилегированные условия для реализации своих проектов. На эти проекты отвлекаются ресурсы государства, которые могли быть использованы для развития именно малого и среднего предпринимательства".
Банк Развития "удостоился" особого внимания – его деятельность правительство должно перестроить с тем, чтобы он мог финансировать как можно большее количество казахстанских предприятий, в первую очередь – находящихся в регионах. Помимо этого, "Самруку" уже предложено сократить основания, позволяющие заключать договоры по государственным закупкам способом из одного источника, то есть у одних и тех же "своих" структур. Наконец, "Самрук" решено лишить самостоятельности в принятии нормативно-правовой базы, которая регулирует его деятельность – по поручению президента, он теперь будет согласовывать свои правила и процедуры с министерством финансов и Агентством по защите и развитию конкуренции. Одновременно Токаев впрямую распорядился устранить один из главных раздражителей-монополистов в стране в последние годы – ТОО "Оператор РОП", которое собирало утилизационные сборы на авто и сельхозтехнику, являясь частной компанией. "Этим должна заниматься государственная организация, как в зарубежных странах, - заявил президент. - Что касается самих сборов, следует пересмотреть их ставки. Функции государства по утилизации, поддержке автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения никто не отменял. Нужно конструктивно обсудить данный вопрос с бизнесом и общественностью. Следует рассмотреть вопрос предоставления покупателям отечественных автомобилей и сельхозтехники ваучеров за счет утилизационного сбора. Проработайте и иные общественно полезные способы использования его средств", - поручил он новому премьеру Алихану Смаилову.
Тут надо пояснить, что "Оператор РОП", собиравший утилизационный сбор на авто, действительно мог стать поводом для новых митингов в стране – напомним, что эта структура с 2016 года по настоящее время занималась сбором утилизационного платежа с казахстанцев. По данным министра экологии Сериккали Брекешева, за пять лет в компанию поступило 691,8 миллиарда тенге. Из них отечественным автопроизводителям вернули 338,9 миллиарда тенге, на утилизацию автокомпонентов, упаковки, на оснащение регионов контейнерами и мусоровозами оператор потратил 102 миллиарда тенге, в виде налогов структура выплатила 49 миллиардов тенге. Оставшиеся собранные деньги в размере свыше 200 миллиардов тенге находятся в банках второго уровня на счету этой компании – и приносят неплохие дивиденды ее собственникам. Но эта компания создавалась вроде бы как не для того, чтобы размещать сотни миллиардов на депозитах, а строить мусороперерабатывающие заводы и ликвидировать исторические загрязнения – в общем, тот же случай "эффективного" менеджмента со стороны приближенных к чиновникам предприятий…
"Еще один вопрос, который сильно волнует, если не сказать, раздражает, нашу общественность, особенно жителей столицы, – это строительство LRT в столице: из обычного инфраструктурного проекта он превратился в серьезную проблему, которая вредит репутации страны, - привел еще один пример "творчества" наших чиновников Токаев. - Уже затрачены огромные средства, привлечены займы, приняты объемные контрактные обязательства перед зарубежными партнерами. Проект изначально был ошибочным, это надо признать. Причем это проект с сильным запахом коррупции. Теперь нужно принять оптимальное решение, потому что простой снос означает потерю времени и денег. У нас нет иного выбора, как пригласить отечественных и зарубежных архитекторов и урбанистов, которые определят возможные варианты использования данного проекта", - поставил он точку в истории этого долгостроя. И перешел к вопросу о том, где правительству брать деньги: денежное топливо в бюджет должен на первых порах поставить добывающий сектор, где на фоне высоких цен на сырье доходы предприятий значительно вырос. Взамен на повышение налоговых поступлений из этого сектора казахстанские власти готовы предоставить недропользователям широкие льготы для разведки и освоения новых месторождений. Также президент считает возможным изымать часть маржи производителей бензина и посредников рынка ГСМ посредством повышения акцизов, перерасчет которых должно произвести правительство.
Сразу отметим, что это – палка о двух концах: повышение акцизов означает повышение стоимости топлива, и здесь государство должно либо установить предельные цены на литр бензина, солярки и мазута, либо добиться повышения зарплаты автолюбителей настолько, чтобы повышение стоимости ГСМ не ударило по их карманам. Единовременно добиться последнего государству оперативно сделать точно не удастся, а значит, нас ждет возвращение к госрегулированию цены на топливо. Тем более, что Токаев уже проговорил: повышение роста цен на ГСМ при увеличении акцизов допускать нельзя – так что мы на 100% возвращаемся к установлению предельных цен на топливном рынке. Отметим, что вскоре после этого поручения стал известно: в двух компаниях, работающих на рынке топлива, были освобождены от занимаемых должностей первые их руководители. В частности, в АО "Национальная компания "QazaqGaz" 14 января досрочно были прекращены полномочия в качестве председателя правления, Кайрата Шарипбаева, также покинул свой пост и супруг младшей дочери Нурсултана Назарбаева - Алии - Димаш Досанов, который являлся генеральным директором и председателем правления АО "КазТрансОйл". Так что за рынок ГСМ государство, похоже, взялось всерьез, и он достаточно длительное время будет находиться под микроскопом и в режиме "ручного" управления…
"Значительный потенциал в повышении доходов бюджета кроется в наведении порядка на таможне, особенно на границе с Китаем, - продолжил Токаев излагать возможные способы увеличить бюджетные притоки. - Самый настоящий бардак, творящийся там, общеизвестен. Машины не досматриваются, налоги и пошлины не платятся. Расхождения в "зеркальной" статистике с таможенными органами КНР достигают миллиардов долларов. Существуют некие "уполномоченные операторы", имеющие статус неприкасаемых. Страна теряет десятки миллиардов тенге в виде налогов. Так дело не пойдет. Поручаю Генеральной прокуратуре совместно с Минфином, Агентством по финансовому мониторингу и другими заинтересованными органами провести комплексную проверку и обеспечить порядок на таможенной границе", - добавил он.
Одновременно решено уменьшить и расходы бюджета – прежде всего, за счет пятилетнего моратория на повышение заработных плат членов Правительства, акимов регионов и депутатов. Административным госслужащим и бюджетникам заработные платы при этом будут увеличиваться по мере роста возможностей бюджета – и это первый шаг к построению новой парадигмы распределения материальных благ. Вторым шагом стало предложение президента создать общественный социальный Фонд "Қазақстан халқына", который будет заниматься решением реальных проблем в сфере здравоохранения, образования и социальной поддержки. Токаев подчеркнул, что этот фонд не будет функционировать при Администрации или Правительстве, им будет управлять авторитетный наблюдательный совет, во главе которого встанет "честный и ответственный руководитель". Накануне стало известно, что общественный совет этого фонда возглавил известный экономист и финансист Болат Жамишев – экс-министр финансов и экс-глава БРК. О Жамишеве в столице ходит следующая легенда: являясь президентом федерации конькобежного спорта страны, он как-то в выходные решил покататься на льду одного из спортивных объектов главного города страны – и подошел к кассе, чтобы расплатиться за предоставленную ему на час беговую дорожку.
Кассир деньги брать отказывался, поскольку до него донесли, что Жамишев является не просто высокопоставленным чиновником, но и главой союза конькобежцев страны: в итоге чиновник на лед не вышел, пока деньги за катание в полагающемся объеме с него не сняли, для чего (по слухам) дошел до кабинета начальника этого спортивного объекта. История для какого-нибудь европейской демократии непримечательная, ибо у них в порядке вещей, когда министр, глава федерации - да хоть сам Папа Римский - платит за лед наравне со всеми, но у нас даже высокопоставленному чиновнику приходится всех ставить на уши для того, чтобы все было по закону. Жамишев ради соблюдения духа и буквы закона способен поставить всех не только на уши, но и в другую, менее цензурную, позу, так что это его назначение руководителем специфической денежной структуры следует признать крайне удачным и разумным шагом. Напомним, что новый фонд будет выполнять задачи по оказанию благотворительной помощи населению Казахстана по вопросам дополнительного обеспечения сверх мер государственной поддержки в сферах здравоохранения, образования и социальной поддержки, культуры и спорта; оказанию помощи пострадавшему населению Казахстана при чрезвычайных ситуациях и при введении режима чрезвычайного положения; содействию в развитии и повышении доступности спортивной инфраструктуры для детей и нуждающихся из социально-уязвимых групп населения; поддержке семей сотрудников правоохранительных органов, специальных органов, военнослужащих, признанных погибшими при защите территориальной целостности и безопасности Республики Казахстан.
Финансирование Фонда будет осуществляться из частных источников, из средств международных благотворительных организаций, из обязательных отчислений оператора лотерейной деятельности, центра учета ставок и других монополистов, регулярных отчислений со стороны крупного бизнеса, средств на благотворительность, в том числе квазигосударственного сектора. Тут стоит отметить, что 200 миллиардов тенге, скопленных "Оператором РОП" на банковских счетах, вполне можно было бы отправить под начало Жамишева в этот фонд – не исключено, что так сделано и будет. Помимо этого, крупному казахстанскому бизнесу уже прозрачно намекнули на то, что он обязан стать донором данного фонда. "Конечно, мы ожидаем значительные и регулярные, я подчеркиваю, регулярные отчисления в Фонд со стороны крупного бизнеса. Благодаря первому президенту – Елбасы в стране появилась группа очень прибыльных компаний и прослойка людей, богатых даже по международным меркам. Считаю, что пришло время отдать должное народу Казахстана и помогать ему на системной и регулярной основе. Уверен, Фонд может стать еще одним инструментом консолидации общества, укрепит в гражданах чувство социальной справедливости", - заявил Токаев, поручив правительству определить круг компаний-доноров и согласовать с ними размер их ежегодных взносов в "Қазақстан халқына". И добавил, что ожидает активного участия в наполнении фонда и от тех лиц, которые, фактически обладая огромными средствами, находятся в тени…
Но надеяться на то, что один только новый фонд решит все проблемы в стране, не стоит: эксперты уверены, что в основе дестабилизации ситуации в Казахстане находятся проблемы регионов, в особенности тех, которые дают бюджету "огня", то есть регулярно наполняют его, а их социально-экономические проблемы, не решаются. В частности, такой точки зрения придерживается начальник отдела аналитики Исследовательского центра Международной торговли и интеграции (ITI) Вячеслав Коломин. "Первая проблема страны – это недовольство в нефтедобывающих регионах: львиная доля добычи нефти сосредоточена на западе страны - прежде всего в Мангистауской и Атырауской областях, очагах протеста вследствие перераспределения доходов из этих областей, - отмечает эксперт. - Ранее в этих регионах также проходили протесты нефтяников, недовольных условиями труда. Вторая проблема – региональные диспропорции. В некоторых случаях разница валового регионального продукта достигает разрыва в 10 раз и больше. Наиболее бедными являются регионы юга страны: Южно-Казахстанская, Жамбылская, Алматинская, Кызылординская области, которые вместе с тем имеют наибольший естественный прирост и наибольшую в стране долю сельского населения. Можно предположить, что именно эти люди прибывали в Алмату в период дестабилизации", - считает он. По его словам, без устранения этих региональных диспропорций государство не сможет обезопасить себя от повторения протестных выражений – и на этот аспект также обратил внимание Токаев в своем выступлении в парламенте.
"Общеизвестно, что регионы Казахстана развиваются неравномерно: диспропорции создают предпосылки для социального дискомфорта, роста миграционных настроений, - сказал президент. - Последние события показали острую проблему с занятостью в западных и южных регионах. Там высока рождаемость, а экономика не поспевает с созданием рабочих мест. Поэтому системная индустриализация, содействие малому и среднему бизнесу, развитие сектора услуг в этих областях являются не региональным, а национальным приоритетом. Нельзя забывать о культурной, образовательной составляющей развития. Образованные граждане более конкурентны в масштабах страны, имеют больше шансов на успех и достойную жизнь. Поручаю Правительству разработать для данных регионов отдельные направления в рамках программ "Ауыл – Ел бесігі", "Дорожной карты бизнеса" и других. Не секрет, что зачастую уровень поддержки региона зависит от "веса" конкретного акима, а не от реальных потребностей жителей. Это ведет к диспропорциям в развитии и недовольству граждан. Многие из них, особенно жители сырьевых регионов, считают, что их области заслуживают большего внимания при распределении бюджетных ресурсов. Данные области, являясь донорами бюджета, отстают по многим параметрам социально-экономического развития. Поэтому подходы нужно постепенно менять. Назрела основательная реформа межбюджетных отношений. Поручаю Правительству подготовить пакет законодательных изменений в этой части", - добавил он.
Ну, и, наконец, первостепенной задачей нового правительства будет восстановление казахстанского бизнеса, пострадавшего от массовых беспорядков: здесь по состоянию на пятницу, 14 января, общая сумма ущерба достигла 217,7 миллионов долларов, большая часть этих средств (213 миллионов долларов) приходится на Алматы. Правительственная комиссия совместно с национальной палатой предпринимателей "Атамекен" уже разработала механизм возмещения имущественного вреда, который, по утверждению НПП, в ближайшие дни будет утвержден. "На сегодня с бизнес-сообществом детально обсуждается методика определения суммы к возмещению ущерба, которая будет наиболее объективной, подтверждаемой и оперативной. Также определяется порядок работы оценщиков: сроки, роль, алгоритм действий", - уточнили в палате предпринимателей. Больше всего от рук погромщиков пострадали объекты торговли, также значительный ущерб нанесен банкам и заведениям общепита. Напомним, что предпринимателям предлагается направить заявку о возмещении через InfoKazakhstan.kz, заявка подписывается ЭЦП. Далее заявку рассматривает региональная комиссия, которая вынесет решение о выделении суммы возмещения ущерба из госбюджета. Расчеты суммы к возмещению будут производиться по трем видам нанесенного ущерба: недвижимость (здания и сооружения), движимое имущество и оборудование, похищенные товары.
Помимо этого, владельцы микро-, малого, среднего и крупного бизнеса могут получить отсрочку по кредитам с 5 января 2022 года на период, который определит та или иная кредитная организация по согласованию с заемщиком. Как сообщается на сайте НПП "Атамекен", Агентство по регулированию и развитию финансового рынка разработало и утвердило приказом порядок предоставления отсрочки платежей по займам физических и юридических лиц, которые пострадали от введения режима ЧП 5 января 2022 года. "Порядок распространяется на банки второго уровня, микрофинансовые организации, в том числе ломбарды и кредитные товарищества", - говорится в сообщении. При рассмотрении заявлений предпринимателей БВУ и микрофинансовые организации будут обращать внимание на факты, подтверждающие ухудшение финансового состояния или нанесенного ущерба. При решении в пользу предпринимателя будет утвержден новый график платежей согласно предоставленной отсрочке, включающий в себя выплату основного долга по кредиту и процентам в полном объеме, но без начисления пени и штрафов; увеличение срока кредита, равного сроку отсрочки или с сохранением срока, но перерасчетом и увеличением ежемесячного платежа, либо иной способ погашения, указанный в договоре займа или в заявлении заемщика. При этом гарантируется сохранение положительной кредитной истории и отсутствие комиссий за предоставление отсрочки.
Предприниматели, которые намерены получить отсрочку, могут подать заявление в свободной форме в обслуживающий банк или микрофинансовую организацию в срок до 31 января 2022 года. Отметим, что это действительно те шаги, которые новому кабмину необходимо было предпринять в первую очередь, поскольку без помощи разгромленному бизнесу и без предоставления ему отсрочек по кредитам многим алматинским предпринимателям точно пришлось бы закрывать свой бизнес. Пока, правда, неясно, как сработают кредитодатели в отношении претендующих на отсрочки бизнесменов: вот здесь центральным и региональным властям точно стоит взять рассмотрение запросов предпринимателей под свой контроль и работать с ними в ручном режиме. Потому что без контроля со стороны банки и микрофинансовые организации точно будут стремиться минимизировать свои потери – и не потому, что они плохие и жадные, а потому, что это их бизнес: соответственно, государству стоит сейчас в этом секторе "власть употребить" наравне с тем, как оно это намерено сделать на рынке ГСМ.
В целом же массовые беспорядки не сильно ударили по макроэкономике страны, считают иностранные эксперты: по их мнению, экономика Казахстана абсолютно здоровая, республика имеет положительное сальдо торгового баланса, а основная проблема заключается в том, что "страна не справилась с демографией и с внутренним перераспределением богатств", вслед за президентом страны повторяет директор Института социально-экономических исследований, доктор экономических наук Алексей Зубец. "В последние годы идет серьезный рост населения – плюс более чем 4,3 млн людей с 2001 года. Много бедных людей, более 60% расходов населения – это траты на еду. Проблема низкой платежеспособности – способность людей что-либо купить сегодня остается на уровне 2016 года. Все это привело к "низовому брожению" - это локальная история, не привязанная к макроэкономике стране. Как итог, главной проблемой является высокое неравенство среди населения", - отмечает эксперт. По его оценке, больше половины населения республики получает зарплату менее 340 долларов в месяц, что приводит к естественному росту недовольства. "Таким образом, налицо совпадение нескольких "нежелательных факторов", приведших к массовым волнениям, к которым как всегда в таких случаях присоединяется вооруженный криминалитет, а возможно и происламисткие силы, и властям необходимо устранить эти факторы", - заключает эксперт.
Согласны эксперты и с тем, что сейчас двигателем внутреннего перераспределения должно стать сырье – уран и нефть, тем более, что на фоне беспорядков в Казахстане в мире резко подскочили цены на уран, также на фоне опасений перебоев с поставками из республики растут цены на нефть. По оценкам Всемирного банка Казахстан занимает десятое место в мире по доле невозобновляемого природного капитала (нефть, газ, металлы, минералы), в 2020 году более половины всего товарного экспорта Казахстана пришлась на сырую нефть. Помимо этого, Казахстан обладает 12% мировых запасов урана и занимает долю более чем в 40% от мирового производства урана, что ставит республику на первое место в мире по его экспорту. "Цены на уран в последние дни выросли и для этого имеются вполне фундаментальные долгосрочные причины, поскольку ряд стран рассматривают атомную энергетику в качестве приоритетного направления для достижения углеродной нейтральности, - говорит аналитик ФГ "ФИНАМ" Алексей Калачев. - А на фоне энергетического кризиса и подорожания природного газа с августа прошлого года - еще до казахстанских событий - фьючерсы на уран подскочили в цене в полтора раза. Сейчас спотовые цены на уран резко возросли на фоне опасений возникновения дефицита, однако, по информации "Казатомпрома", крупнейшего в мире производителя урана, производство и экспорт остаются стабильными".
То есть рассчитывать на долгий рост цен на уран не стоит, хотя казахстанский уран и имеет стратегическое значение для долгосрочных планов по декарбонизации мировой экономики. А вот рост цен на нефть может растянуться по времени на несколько месяцев, считает аналитик фингруппы "ФИНАМ" Андрей Маслов (вечером 12 января стоимость марки Brent впервые с 10 ноября превысила $85 за баррель). "Однако дальнейшее удорожание нефти может вызвать негативную реакцию со стороны крупнейших стран-импортёров, что может привести к скоординированному высвобождению нефтяных запасов для снижения давления цен на нефть, что уже происходило осенью ушедшего 2021 года. В ближайший месяц цена на черное золото, вероятно, будет находиться в коридоре $80-83 за баррель, хотя возможны и кратковременные пробития указанных уровней", - говорит эксперт. Напомним, что в целях стабилизации ситуации в стране правительство Казахстана ввело временные предельные уровни цен на бензин, дизельное топливо и сжиженный газ, диверсифицировав их по регионам государства. Но теперь Токаев требует стабилизации цен не только на нефтепродукты, но и на остальные товары – перед Нацбанком вновь поставлена задача снизить инфляцию, причем существенно, до 3-4% в год. Правда, в трехлетней перспективе, к 2025 году.
"Устойчивый экономический рост невозможен без обеспечения стабильности на валютном рынке. На фоне произошедших событий и режима чрезвычайного положения возникли серьезные риски спекулятивного давления на национальную валюту. Поручаю Национальному банку и Агентству по регулированию и развитию финансового рынка обеспечить стабильность валютного рынка до полного восстановления доверия к тенге со стороны внутренних и внешних участников рынка. С целью повышения благосостояния казахстанцев мы неоднократно поднимали зарплаты и пенсии, но каждый раз сталкиваемся с неконтролируемым ростом цен. На протяжении многих лет высокая инфляция остается ключевой проблемой нашей экономики. Она снижает эффективность экономической и социальной политики. Пришла пора поставить точку в этом вопросе, стабилизировать цены и инфляционные ожидания населения. Нужна планомерная работа по снижению инфляции. Целевой коридор – 3-4% к 2025 году. Правительству совместно с Национальным банком и Палатой "Атамекен" предстоит разработать комплекс мер по контролю инфляции. Он должен включать в себя меры по снижению импортной зависимости, снижению избыточного посредничества и инструменты денежно-кредитной политики", - сказал президент в парламенте.
Пока не совсем понятно, какими инструментами будут решаться эти задачи: свой "пожарный шланг" для тушения валютного курса Нацбанк уже применил, когда совершил валютные интервенции 12-го и 13 января в объеме 240 миллионов долларов или около 50% от всего объема торгов в те дни. "Действительно, с учетом почти недельного отсутствия торгов по валютам образовался накопленный спрос на иностранную валюту как со стороны бизнеса, так и со стороны населения. Ситуация усугублялась тем, что на фоне последних событий и неопределенности с курсом тенге число продавцов валюты было резко ограничено. Поэтому Нацбанк провел валютные интервенции. На фоне возросшего спроса на иностранную валюту курс тенге ослаб на 0,5%, составив 433,67 тенге за доллар. На текущий момент функционирование финансового рынка полностью восстановлено, операции проходят в штатном режиме", - заявили в Нацбанке. Но тут следует понимать, что заливать спрос на у.е. страновыми сбережениями долго не получится, поэтому от Нацбанка наравне с правительством хочется услышать в ближайшие три недели четкую программу действий со всем инструментарием, помимо валютных интервенций. Токаев, напомним, поставил кабмину срок до начала февраля для того, чтобы министры подготовили Программу действий Правительства на 2022 год – этот документ будет рассмотрен и утвержден на расширенном заседании кабмина, там же свои соображения выскажет и Нацбанк. Остается дождаться этих выступлений – и надеяться на то, что они будут детальными, поскольку в деталях (вернее, в их отсутствии) всегда и кроется дьявол…
Андрей ЛОГИНОВ, Нур-Султан
- 2920 просмотров
Поиск
Опрос
Рубрики
Регион
- #Караганда#КызылОрда#Павлодар
- USA
- «aralmigrant»
- Абайская область
- Азербайджан
- Акмолинская обалсть
- Актау
- Актауская область - Жанаозен
- Актобе
- Актюбинская область
- Алма-Ата - Швейцария - тюрьма
- Алма-Ата
- Алматинская агломерация
- Алматинская обалсть и Щучинско-Боровская курортная зона
- Алматинская область
- Алматинская область и Щучинско-Боровская курортная зона
- Алматы - город республиканского значения
- Алматы
- Алматы и Алматинская обалсть
- Алматы-Атырау
- Арал
- Аркалык
- Астана - Актобе
- Астана
- Астана окраинная
- Астана праздничная
- Атырау
- Афганистан
- Байконыр
- Балтийские страны
- Бишкек
- Ближний Восток
- Бурятия
- ВКО
- Восточный Казахстан
- Газа
- Дальний Восток
- Джетысу
- Евразия
- Европа и Азия
- Жамбыл Улытау Павлодар
- Жамбылская область
- Жезказган
- Жетысуская область
- ЗКО
- Западно-Казахстанская область
- Западный Казахстан
- Казахстан
- Караганда
- Карагандинская область
- Каспий
- Каспийское море
- Китай
- Конаев
- Костанай
- Кызыл - Орда
- Кызыл-Орда
- Кызыл-Ординская область
- Кыргызстан
- Кыргызстан. Бишкек
- Мангистау
- Мангыстау
- Манистау
- Меркенский район
- Монголия
- Москва
- Москва-Европа-США
- Нур-Султан
- Павлодар
- Пакистан
- Петропавловск
- Постсовок
- Пятая республика Париж
- РФ
- РФ Санкт-Петербург
- Республика Узбекистан
- Россия
- Россия. Индия.
- СКО
- СУАР
- США
- Санкт-Петербург
- Северная Америка
- Северо-Казахстанская область
- Семей
- Синьцзянь
- Соединённое Королевство
- Талдыкорган
- Тараз
- Театр СВО и Европа с США
- Узбекистан
- Украина
- Улытауская область
- Центральная Азия
- Шымкент Кызыл-Орда
- Шымкент
- ЮКО
- Япония
- вынужденная миграция
- город Талдыкорган область Жетісу
- город республиканского значения Алматы
- город республиканского значения Шымкент
- планета
- экологические беженцы
- экологические мигранты
- южная столица