Возможности не безграничны, но пробовать стоит!

Рубрика: 

События на Украине, коллективное санкционное давление Запада на Россию сформировали совершенно новую реальность, изменившую динамику развития мировой экономики.

Во многих государствах эти изменения повлекли колебание национальных валют, а также всплеск цен на продукты и услуги.

Дальнейшие прогнозы экспертного сообщества по странам СНГ и, в частности, по Казахстану пока далеки от оптимистичных.

В числе наиболее ощутимых потерь для казахстанского бизнеса называется увеличение сроков поставки товаров и запасных частей из РФ. Стоимость многих видов продукции повысилась до 20%.

Повышение Нацбанком базовой ставки (до 13,5%) существенно ограничило доступность кредитов для малого и среднего бизнеса.

В условиях пандемии предпринимательская среда и ранее переживала не лучшие времена. Число закрывшихся к концу прошлого года торговых фирм, строительных компаний, обрабатывающих и сельхозпредприятий исчисляется тысячами.

Мнения и оценки сводятся к тому, что наша страна, являясь невольным «заложником» географической близости и тесной экономической интегрированности с Россией, обречена на поэтапное снижение качества жизни населения, инфляцию, деформацию социально-экономического уклада.

При этом, тяжесть последствий и рисков будет напрямую зависеть от интенсивности санкционных атак и ответной реакции российского политического руководства.

Между тем, среди всей палитры минусов можно и нужно находить открывающиеся новые плюсы и уникальные возможности для казахстанской экономики.

В первую очередь, это тренды «выпадения» России и Украины из системы мировой торговли, повлекшие образование дефицита на внешних рынках по целому ряду товарных позиций. Помимо энергоресурсов, в этот список входят злаковые культуры, удобрения, пестициды, мясная и другая продукция, в производстве и экспорте которых Казахстан практически на равных конкурировал с вышеуказанными странами.

В этих условиях востребована быстрая разработка Правительством стратегии продвижения отечественных производителей на высвободившиеся торговые ниши, включающие в себя

  • предоставление долгосрочного льготного финансирования экспортеров;
  • улучшение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг;
  • развитие экспортоориентированных производств;
  • и, конечно же — ревизию и приведение нормативной базы в соответствие с европейскими стандартами.

Слово «быстрая» в данном тезисе является определяющей, поскольку соседние страны уже борются за освободившееся рыночное пространство.

В повестке вполне реализуемых преимуществ Казахстана следует назвать и возможность расширения реэкспорта иностранной продукции.

Новизны здесь нет, реэкспорт — это часть стратегии многих, в том числе развитых стран мира. В Бельгии, Германии и США более 10% экспорта товаров состоит из реэкспорта.

Интересен опыт белорусских партнеров, сумевших наладить реэкспортную торговлю европейскими товарами с Россией, где многие европейские продукты были под «запретом».

Аналогичным образом Объединенные Арабские Эмираты реэкспортируют товары в Иран в обход торговых санкций США. И такие примеры не единичны.

Другой беспроигрышный аргумент — транзитный потенциал (через территорию РК проходят пять основных международных транспортных коридоров, которые позволяют значительно сократить расстояние и сроки доставки грузов на направлении «Восток — Запад»).

Нарушенные логистические цепочки поставок могут быть использованы для выстраивания собственных транспортных коридоров, в том числе проходящих по сопредельной территории.

Так, из-за санкций европейские компании отказываются от поставок в Россию и Беларусь. Аналогичные трудности испытывают и российские перевозчики, чье передвижение в европейской части света стало практически не возможным (европейские лизингодатели Volvo и Skania закрыли допуск россиянам к парку большегрузных автофур).

Переориентирование их маршрутов в Казахстан с последующим транзитом, как в Россию, так и в Европу устроило бы всех участников ВЭД, несущих сейчас немалые потери.

Весьма вероятно, что наибольшим выгодоприобретателем здесь окажутся казахстанские предприниматели. Они получат дополнительные логистические возможности для экспорта своих товаров на рынки стран Европы, Афганистана, Ирана, Пакистана, КНР и др., не говоря уже о России и соседей по Центральноазиатскому региону.

Развитие транзитного коридора также позволит снизить цены на импортируемые товары, как для оптовых сетей, так и для конечного потребителя (за счет оптимизации логистических издержек) и, тем самым, обеспечить стабильность продовольственного рынка.

Ускорению этих процессов могло бы послужить открытие на базе НПП «Атамекен» единого информационного «окна», способного в формате онлайн оказывать информационную поддержку российским МСБ (производители, логистика, таможенные процедуры, комплаенс-анализ возможных сфер сотрудничества).

Близкие к транспортному менеджменту специалисты озвучивают предложения о необходимости запуска госпрограмм льготного кредитования и модернизации логистической отрасли, вовлечения поставщиков грузовых автосредств в развитие лизинга в РК.

В сегодняшних стремительно меняющихся условиях игры, от Правительства требуется весьма оперативное реагирование, конечной целью которого видится создание реальной, а не номинальной или выборочной поддержки переориентации отечественного бизнеса и приспособления его к новым экономическим реалиям.

С.МАСЕЛОВ

TuranPress