Обзор казпрессы: Можно ли девушкам заниматься кокпаром (козлодраньем)?

Знание казахского языка необходимо регулировать сертификатом на манер TOEFL

Не секрет, что казахскую интеллигенцию, особенно близкую к масс-медиа, к сфере культуры, науки, гуманитарного направления (прежде всего специалистов казахской филологии) всегда волнуют судьбы казахского языка. Особенно это напряженная забота заметна в истекший 31 год Независимости. И на то есть причины. Ведь даже 30 лет, даже тучные годы – это когда нефтяные доходы заставили говорить о Казахстане по всему миру – не принесли удовлетворения относительно темпов, качественных прорывов в развитии и упрочении госязыка. Катастрофы. Нет – скорее наоборот, но вот определенное беспокойство о состоянии казахского языка есть.

Но процесс идет, в том числе и по части новых идей как сделать, чтобы уже окончательно государственный язык стал таковым не только де-юре, но и прежде всего — де-факто. Каковы же эти идеи?

Как всегда, очень веско по этому поводу высказался в «Жас Алаш» один из главных спикеров по этой теме, известный общественный деятель Дос Кошим. Толчком для появления очередного интервью с Д.Кошимом по озвученной теме стало известие о том, что на обучение… депутатского корпуса (напомним, основную массу которого составляют именно лица казахской национальности!) государство отпускает 27 000 000 тенге.

Отвечая журналисту Кайрату Матрекову гражданский активист сильно поругал нерадивых депутатов, до сих плохо знающих родной казахский язык. И предложил пойти по западному пути – а именно, ввести сертификацию на знание госязыка

«Мы ведь все знаем, что существует в той же Америке программа TOEFL, требующая знание определенного объема знаний английского языка. Чтобы, допустим, поступить в учебное заведение надо достичь определенного уровня, который определяется по системе TOEFL. Никому и в голову не придет назвать это нарушением прав или что-то в этом духе. Или вот французский язык – там точно такие же требования, если вы не изучили французский до уровня «С» или «С+», ваши документы, допустим, в знаменитый университет Сорбонны в Париже, тоже не примут. Короче, на первый план должны выйти условия, требующие реального знания языка, а не обязывание. Причем не исполняемое, через голый закон».

А вот некий Темирхан Момбекулы предлагает другой путь, способствующий успешному изучению казахского языка, прежде всего самими… казахскими школьниками. Газета «Qazaq uni» — к ней, напомним, имеет прямое отношение известный журналист и депутат Казыбек Иса – опубликовало пост из Фейсбука вышеназванного Т.Момбекова. В чем же его суть?

Реплика/пост «Аралас мектеп жау дайындайды» — «Смешанные школы готовят врагов». Поначалу можно было бы подумать, что автор очередных посильных мыслей по спасению и укреплению казахского против того, что в одном классе учатся мальчики и девочки. Однако речь о другом и начинается она с напоминания, что казахи когда-то были беспощадно колонизированы. А колонизаторам этим нехорошим было нужно только одно и главное – обрусение казахов. И вот однажды сам Кауфман (причем Темирхан Момбекулы точно не говорит, что это был за Кауфман-колонизатор, но скорее всего речь идет о губернаторе-колонизаторе)…

И вот однажды этот Кауфман заходит в класс, где учат казахов. На русском. А потом он видит на перемене, что выйдя из класса казахские дети начинают между собой общаться… на родном казахском языке. Непорядок сей колонизатор замечает и потом появляется приказ вести смешанное обучение. В классе чтобы были вместе с казахами и русские (дети). В общем, такая хитрая технология получилась.

И она продолжается уже без кауфманов. Если в классе кто-то говорит на русском, то и дети начинают шпарить на русском. Вывод: надо прекращать такую практику и не надо никаких русскоязычных учеников в казахском классе (а казахских в русскоязычных?..). Попахивает сегрегацией.

 

Я не лесби!

Какие новости проходят «на ура», что называется легко «заходят» и имеют свою очень устойчивую аудиторию?! Это новости об известных людях. А это обычно звезды эстрады, кино и т.д. Такими новостями, будоражащими любителей светских с перчинкой, пруд пруди. Что слышно на этом фронте? Да много чего: например, известная певица и актриса кино, которой удаются комедийные роли, Айгуль Иманбаева похоже беременна.

Красивая уже зрелой, «взрослой» красотой женщина сама сообщила об этом и тут же прикусила свой язык: «Больше я ничего не сообщаю, боюсь еще что-нибудь выболтать». Интрига тут одна – кто же отец (возможно) будущего ребенка?..

А вот Әйгерім Дәлиева – звезда жуткого, но люто залетевшего в массы, и не только казахстанские, веб-сериала Salem Social Media под названием «5:32» выдала на всеобщее обозрение короткое видео в стиле «ню». Все очень лапидарно и пошло… но «ню». Казахский знаменитый «уят» сработал и здесь. Отклики вроде «Мәссаған!». «Қазақ қызына жараспайды». «Ұят-ай» насыпали актрисе полный короб.

Одна из современных кинодив, популярная Асел Сәдуақасова, наделавшая недавно много шума своим заявлением о переезде в Москву (на фоне последних событий как бы не совсем логичный переезд...) снова стала ньюсмейкером.

Несмотря на привлекательную внешность, определенный возраст, который по казахским традициям считается уже перезрелым для брака, актриса в амурных отношениях с кем-либо не сотсоит, по крайней мере, публика в неведении про личную жизнь своего кумира. В связи с чем, как водится, поползли слушки (намеки в соцсетях...), что де ей мужчины не нужны… Видимо устав от таких сплетен Асель высказалась в том духе, что она не «лесбиянка» и вполне себе сторонница традиционных половых отношений.

 

Девушки и древняя забава на новый лад

Косвенными образом коснулся вопроса, что было не присуще казахским девушкам народный писатель Казахстана Дулат Исабеков. Причем, предмет разбора оказался довольно оригинальным. Дело в том, что на юге Казахстана стали известны случаи, когда девушки участвовали в кокпаре. Это когда за тушу барана борются несколько десятков конных джигитов. Это древняя забава существует веками у конных народов, в массе своей которые были кочевниками. Состязание довольно силовое и не каждому даже джигиту по плечу. Так вот, Дулат Исабеков твердо сказал, что в древности казашки в таких состязаниях никогда не участвовали… И что вообще в таком безобразии участвовать не надо! А это уже запрет.

Возможно, Дулат-ага и прав, но запретить он уже не в силах. Почему он не учел простой вещи, лежащей на поверхности. Казахские девушки сегодня боксируют, дерутся в так называемых универсальных единоборствах (в простонародье: «бои без правил» — Ред.), толкают штангу, давным-давно играют в хоккей и футбол. А почему нельзя участвовать в «козлодрании»?!.. Ведь это воистину национальный вид спорта!..

Turan-Press