Казахстанские СМИ: время начинать сначала

Казахстанское информационное поле как зеркало проблем Второй Республики.

Война в Украине и ее последующее освещение на телевидении, интернет-порталах, в социальных сетях, обнажили большие проблемы и недостатки информационного поля Казахстана. Результаты пропаганды, односторонней подачи информации о событиях в Украине каждый может увидеть на примере своих родственников, друзей и коллег. Опасный раскол в обществе проходит не просто по конкретным семьям и коллективам, но и по регионам и городам.

Несмотря на формально суверенное информационное поле, наличие массы отечественных СМИ, неоднократно высказанную официальную позицию руководства Казахстана о недопустимости использования военной силы для решения межгосударственных противоречий, казахстанская общественность показывает все признаки раздробленности. Налицо примеры первых негативных «откликов» в социальных сетях на события в Украине, выражающихся в поддержке чужой войны, споров насчет решения регионального провайдера «Ремстройсервис» по блокировке зарубежных каналов, пропагандирующих военную агрессию, антивоенной позиции газеты «Уральская неделя», митинга в поддержку мира и Украины в Алматы, всенародного сбора гуманитарной помощи в столице и т.д.

Еще предстоит провести массу социологических исследований об идеологических границах внутри казахстанского общества, но очевидна опасность ситуации, обусловленной отсутствием единого информационного поля в Казахстане. Согласно закону РК «О национальной безопасности» от 2012 года, важной частью общего комплекса казахстанской безопасности признается информационная безопасность. Согласно указанному документу, информационная безопасность, это «состояние защищенности информационного пространства РК… от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается устойчивое развитие и информационная независимость страны».

Сложно переоценить силу и влияние «четвертой власти», которая может стать оружием «массового поражения», поражающим единство и сплоченность общества вокруг своего государства, руководства и лидеров. С момента появления средств массовой информации стали заметны их влияние и власть на умы и мнения населения. Все современные революции ХХ века проводились с обязательным вниманием к теме освещения в СМИ, захвата органов СМИ. Долгое время была надежда, что с приходом интернета, появлением современных технических средств, гаджетов, соцсетей, открытость и доступность данных позволит простым гражданам получать достоверную информацию из разных источников. Честная конкуренция между телеканалами, интернет-сайтами, журналистами за свою аудиторию, в целях распространения правдивой, проверенной информации должна была стать механизмом общего блага и мира в обществе и между странами.

Однако современные реалии и примеры конфликтов в Украине, Сирии, конкуренция между мировыми информационными агентствами, показывают, что СМИ, интернет-пространство, журналистика теряют свои традиционные функции передачи правдивой информации, образования населения, продвижения идей мира и сотрудничества. Вместо честной конкуренции между СМИ за аудиторию и высокие рейтинги, телевизионные каналы, интернет-сайты, журналисты все чаще становятся оружием, солдатами нового вида информационной войны.

Современные конфликты и войны сегодня включают в себя не только танки, самолеты, но и борьбу СМИ друг с другом на всех коммуникативных площадках. Несмотря на разные методы и средства, целью остается та же самая победа и контроль над территорией иностранного государства и настроениями общества с помощью пропаганды, манипулирования информацией и тривиального обмана.

Казахстан как независимое государство с достаточно большим населением, территорией и самостоятельной политикой также должен контролировать и защищать свои национальные интересы, собственное информационное поле и уверенно отстаивать свою точку зрения. Однако реалии информационного поля Казахстана показывают наличие множества проблем, заметных любому наблюдателю. Засилье иностранных телевизионных каналов, низкий рейтинг и слабый интерес населения по отношению к государственным телеканалам Казахстана, отсутствие рейтинговых аналитических и новостных проектов, недостаток авторитетных и известных журналистов, большое количество низкосортных программ и передач на государственных каналах, «забивание» свободного времени каналов сериалами, концертами, все это — современные реалии отечественных СМИ, при этом список можно продолжать очень долго.

Слабая защищенность информационного поля Казахстана поднимает вопрос обеспечения информационной безопасности страны от пропаганды иностранных государств и иностранных СМИ. Информационное поле является таким же важным элементом безопасности, как экономическая, продовольственная, военная независимость. 

Нескрываемая поддержка «специальной военной операции» вооруженных сил России в Украине, отсутствие казахоязычных новостных интернет-порталов все чаще становятся обыденным явлением в некоторых регионах нашей страны. Все это говорит о нарастающей тенденции неспособности оберегать и контролировать суверенитет информационного поля в Казахстане на должном уровне.

Очевидно, что информационное поле Казахстана продолжит оставаться открытым и прозрачным по объективным правовым, экономическим, геополитическим причинам. Невозможно просто закрыть деятельность иностранных СМИ одним документом или «силовыми»  методами заставить телезрителей смотреть только государственные каналы. Нужны различные меры и механизмы строительства суверенного информационного поля Казахстана и баланс «кнута и пряника» в данной сфере.

Вопрос укрепления суверенного казахстанского информационного пространства требует решения многих текущих и стратегических задач. Очевидно, что нельзя построить суверенное информационное поле Казахстана без изменения отношения государства, руководителей страны к роли СМИ, журналистов, социальных сетей, блогеров. События «кровавого января» также еще раз показали отношение населения к местным телевизионным каналам, зданиям, оборудованию, которых стали объектом атаки и агрессии.

Можно подытожить, что построить самостоятельное и автономное информационное пространство тяжело, заинтересовать и привязать зрителя голимыми «убеждениями» невозможно. Однако другого пути, чем развивать собственные СМИ, повышать профессионализм и авторитет журналистов, растить своих узнаваемых медиа лиц, вкладывать средства и поддерживать журналистов, не существует.

Во Второй Республике, после 30 лет независимости, фактически придется начинать сначала строительство реально суверенного информационного поля. Конкуренция требует не только разносторонних мер поощрения, но и внимательного отношения госорганов к теме цензуры, «запрещенки», которые при правильном подходе могут привлечь внимание население к государственным СМИ.

Шарип ИШМУХАМЕДОВ

Spik.kz