Алшыны. Матрица родства

Алшыны составляли серьезную силу в Степи.

Алшыны — одно из известнейших племен казахов и тюрков, указываемое во многих летописях. В связи с этим можно даже сказать, что алшыны в своей совокупности и их отдельные роды повсеместны среди тюркских стран и народов. В связи с этим историческое имя алшынов и имена их родов характеризуются достаточно высокой упоминаемостью в различных летописных событиях.

Однако эта историческая известность не монолитна, она как бы «раздроблена». Ввиду этого предлагается введение термина «дробление родоплеменной памяти». Что собой представляет это дробление, можно посмотреть на примерах.

Например, в ранних исторических описаниях упоминается имя алшынов как племени или как имена беков этого племени, то есть, память зачастую ограничена упоминанием общего этнонима. А в других исторических событиях на передний план выступают имена их отдельных родов без упоминания общего этнонима. То есть, во втором случае, особенно в поздней историографии, «упоминаемость» алшынов раздроблена по отдельным родам и родовым союзам алшынов. Так, в поздней историографии весьма известны алшынские роды Адай, Шекты или объединение Алим (союз Алим-улы) времен Скифской степной войны с колонизаторами.

Итак, как ни парадоксально, но факт, что история многих алшынских родов весьма известна и прославлена, но при этом в историографии отсутствует какое-либо обобщающее академическое исследование по этногенезу и истории алшынов как отдельного этноса древности и средневековья.

Алшынские крылья и родовые имена

Алшынский племенной союз — одно из тех этнополитических объединений казахов и тюрков, чья история еще не обобщена во всей совокупности их родов как единого целого.

Углубленный взгляд на их этногенез позволяет увидеть суперэтнический массив, такой же по своей значимости как, например, исторические объединения кыпчаков или найманов. Но профессионального обобщения с изучением алшынской исторической общности нет. На это как бы не было запроса. Но вот именно сейчас положение дел изменилось в корне. Толчком стало последнее исследование генетики о том, что все роды алшынов — суть одно генетическое целое. Генетика показала. Алшыны — это: одна гаплогруппа — один предок — одна кровь — одна подлинно кровнородственная региональная общность…

Благодаря обобщению генетических данных выяснилось, что все алшынские роды являются прямыми генетическими родственниками. Но эти роды образовались не «абы как», они сложились в результате сложного генеза (имеющего древнюю предысторию). Причем тут мы дело имеем не просто с кровнородственной, а с этнополитической общностью.

Исторический генез алшынов выработал четкую структуру двух крыльев, в которые входят родовые подразделения. Сложная структура алшынов весьма напоминает кыпчаков или найманов, которые в древности и в средневековье, по сути, составляли очень развитые этносы, а в рамках своих каганских проектов — даже и суперэтносы. В связи с этим исторические кыпчаки и найманы являлись сложносоставными народами, включавшими в свой государственный состав другие этносы Великой степи. В их составе присутствуют условные «перво-этносы» — прародители и примкнувшие племена (а некоторые племена, по сути, были самостоятельными супер-племенами каганского уровня – это те же мини-этносы, как и перво-кыпчаки кимакского периода).

По своему военно-политическому весу алшыны были сравнимы с ними, но имеют четкую особенность — прямое кровное родство всех подразделений. Не случайно, что именно алшыны многочисленны своими родами. Они состоят из двух подразделений-крыльев, а именно, в алфавитном порядке: Алим-улы (Каракесек, Карасакал, Кете, Торткара, Чумекей, Шекты) и Бай-улы (Адай, Алаша, Алтын, Байбакты, Берш, Есентемир, Жаппас, Кызылкурт, Маскар, Таз, Тана, Черкеш, Ысык).

Здесь придется повториться, что вся эта многочисленная многородовая общность есть суть одно по своему прямому кровному родству. Вопрос о разности счета племен в составе Бай-улы: двенадцать или тринадцать, — пока оставим на будущее. Твердо отметим, что все алшынские роды — генетически родные братья. И хотя есть некоторые неокончательные данные о наличии вошедших в состав алшынов подродов «кирме», но в своей массе объединение Алшын создано не искусственным слиянием, а самым естественным образом — буквальным объединением кровной родни, или, скорее, даже разрастанием родовой группы. И это единение состоялось не в условиях мирной жизни обывателей на каком-либо райском острове, а в условиях буквально перманентной борьбы за существование. И здесь надежный «кирме» есть такой боевой побратим, который дороже и надежнее дальнего родственника.

Алшынское войско казахов

Младшая орда составляла две пятых казахского народа, о чем сказал еще М. Тынышпаев. Его данные основаны на статистических подсчетах именно по родовым волостям. И нет оснований думать, что сейчас алшынов стало меньше по численности, чем 40 процентов. Подкрепим это предположение выводами демографа Максата Имандосова о том, что рождаемость Актобе гораздо выше рождаемости Санкт-Петербурга. Если в Питере с его 5,4 миллиона населения родилось 53,5 тысячи детей, то в меньшем в 10 раз Актобе в 2021 году (555 тысяч человек) родилось 13,6 тысячи младенцев, то есть, меньше всего лишь в четыре раза. Конечно, в Актобе проживают не только алшыны, но и в Питере тоже – не сплошь великороссы.

И поэтому неудивительно с исторической точки зрения, что на данный момент Алшынское объединение составляет добрую четверть, а при подтверждении гаплогруппы C2a1a2 у других казахских родов — даже и треть всех казахов. Это и есть казахская алшынская множественность в хорошем смысле слова. И потому, даже если «частично исключить» из численности Алшынской орды объединение Жетыру, новообразованное при Гази-Абулхаир-хане, то на данный момент племя Алшын в Казахстане составляет порядка трех-четырех миллионов человек из двенадцати-тринадцати миллионов казахов в стране!

Этот вывод подтверждается последними данными генетики о том, что: «Две трети (76 процентов) Y-хромосомного генофонда трех кланов западных казахов представлены гаплогруппой С2, причем в двух кланах (Алимулы и Байулы) доминирует ветвь C2a1a2 (77 процентов и 71 процент соответственно), в третьем клане Жетыру ее частота составляет 29 процентов».

А если к этому приплюсовать то, что алшынский кластер присутствует и в других казахских родах северных, южных и восточных регионов, то налицо происхождение от единого Предка и нынешних алшынов, и других родов, не включенных в состав «алшынов»! К предполагаемому примеру приведем то, что в племени Найман численное превосходство принадлежало кара-кереям, бура-найманам, балталы и баганалы. Вместе с тем, в составе найманов существует род Торткара. Тут возникает резонный вопрос о том, кто по крови найманские Торткара – кирме от алшынов или тезки по антропониму?!

В своих прежних работах я уже писал на примере скифов, кыпчаков и других, что древние народы не появляются из исторического «ниоткуда» и тем более не исчезают в историческое «никуда»! Однако, о перво-предках алшынов поговорим в следующих публикациях.

А теперь вернемся к исторической многочисленности. Множественность, то есть количество, всегда означает силу. Ведь согласно всем известному выражению: Бог дарует победу тем, у кого «большие батальоны»! А алшыны и составляли эти «большие батальоны» и даже целое войско, способное автономно удержать северо-западный и юго-восточный казахский фронт. Численность всегда давала значимость в степных спорах. И эта значимость подтверждается исторически. Алшыны составляли серьезную силу в Степи. Они смогли самостоятельно без мобилизации общеказахского войска отбить у вооруженных из российских арсеналов калмыков золотоордынское левобережье Волги, а у туркмен – древнее кыпчакское ханство Мангышлак. Далее, сохранив боеспособность и имея во главе Великого воителя Гази-Абулхаир-хана, алшыны пришли в Жетысу и выбили имперских джунгар за реку Или.

Откуда же они взялись в такой численности и боеспособности! Ответ прост – алшыны всегда были достаточно многочисленны, но они не были сорганизованы в единое войско казахского запада до появления такого великого хана, как Гази-Абулхаир-хан.

P.S. В продолжении цикла «Алшыны» проекта «Turanian» – «Матрица Евразии…»

Марлен ЗИМАНОВ

Spik.kz