Обзор казпрессы: Время спешить... разумно

Аксакалы за предложенный курс

Мы не раз отмечали, что «Жас Алаш» – одно из самых жестких изданий по части критики властей. Но, как говорится, и на «старуху бывает поруха». В том смысле, что 21 апреля в газете вышел обширный материал, принадлежащий перу Умирзака Сарсенова, под длинным названием: «Қазіргі заманғы Қазақстанның парадоксы: асығу қажет… бірақ бәрін жайлап және ақылға салып істейік» – «Парадокс современного Казахстана: спешить необходимо… но медленно и разумно».

Автор статьи подходит под разряд тех граждан страны, которых принято называть аксакалами, т.е. старейшинами, ветеранами. Он являлся многолетним членом Политсовета партии «Нур Отан» (ныне «Аманат»), в свое время занимал большие посты в сфере народного хозяйства. Был организатором Народно-кооперативной партии, позже вошедшей в партию «Отан».

Из названия статьи следует, что она не очень типична для «Жас Алаша». Вместе с тем, можно смело сказать, что такие статьи в принципе большая редкость для современной казахской прессы. Она ясно и четко выстроена, написана легким, «незаумным» языком и в тоже время не видится калькой, скажем, официоза, коим обычно грешат такого рода статьи «про политику» что на казахском, что на русском. Тем более про политику «внутреннюю».

«У каждого гражданина нашей страны есть, что сказать по поводу Января-2022, у каждого были свои впечатления и выводы. Расскажу о своих. Самым главным для меня звонком, предвещавшим какие-то новые времена, стали слова Президента, сказанные им вскоре после 5 января — я никуда не уеду, буду с народом. За точность не ручаюсь, но смысл был таков. Было не просто тревожно после такого заявления, было непонятно лично мне, кто же в канун или уже в разгаре этих событий предложил Токаеву покинуть страну?! И кто же этот «кто-то»? Конечно, пока следствие не закончится, деталей об этом мы не узнаем. Но есть почему-то твердое убеждение в том, что об отъезде из страны намекали из самого ближнего окружения Первого Президента, которые с самого начала были против преемника в лице Токаева. Это первое.

Второе. Касым-Жомарт Токаев объявил народу, что возглавит Совет Безопасности. Это, казалось, было крайне неожиданное действие, тем не менее, оно вмиг закрыло целую эпоху в истории страны. Как вообще такое могло случиться? Ведь на тот момент главой Совбеза был сам Н. Назарбаев, и этот пост принадлежал ему по законодательству «навеки», пожизненно… Но в том все и дело – председатель Совбеза неоправданно затянул паузу, исчез с политического поля, не стал делать никаких шагов к урегулированию возникшей ситуации. И главе государства пришлось делать то, что должно было делать.

Действующий же президент не просто возглавил Совет безопасности, он взял на себя всю полноту ответственности — поступать жестко и решительно. Вплоть до чрезвычайного приказа в чрезвычайной ситуации: «Правоохранительным органам и армии мною дан приказ открывать огонь на поражение без предупреждения», – сказал он. Его бескомпромиссная позиция в условиях эскалации протестов, быстро превратившихся в кровавые беспорядки и уличные бои, погромы, оказалась верной и оправданной. Обращение за помощью к ОДКБ из этого же ряда. Сверхоперативное прибытие этих сил, взятие под охрану стратегических объектов Алматы, мобилизация собственных правоохранительных органов, верных присяге – это оказалось одним из главных причин сохранения государства. И это не преувеличение».

Безусловно, статья написана в поддержку президентского курса и некоторые тезисы как бы идут вразрез с той частью казахскоязычного общественного мнения, которое можно назвать фрондирующим. Причем фрондирующми без какой-либо твердой и логичной позиции, аргументации… Поэтому такие статьи сразу бросаются в глаза: «В недавнем прошлом мы следовали максиме «Сначала экономика, потом политика». На каком-то этапе даже были получены вроде бы позитивные плоды, добились определенной стабильности. Но это был тактический ход, и он слишком неоправданно затянулся — в итоге все обернулось в ущерб стратегическим целям, прежде всего в социально-экономической сфере. Между тем, именно при развитой политической конкуренции, в принципе, возрастает роль критического подхода ко всем сферам: тех же чиновничьих структур, финансово-банковского сектора. А это и есть та самая демократия, на пути к которой мы свернули к каким-то бесконтрольным химерам, вроде пожизненных постов в системе власти. Вроде бы простая истина, но, увы, должен был случиться Кровавый январь этого года, чтобы мы очнулись…

Возвращаясь к мартовскому посланию президента нашей страны, можно смело подчеркнуть, что в нем четко определена та самая насущная задача, которую надо незамедлительно решать. Это настройка системы подлинной политической конкуренции, и, соответственно, это и будет переходом на рельсы политической модернизации. И если мы выходим из политической стагнации, значит, мы и впрямь начинаем строить Новый Казахстан. Время всегда являлось невозобновляемым ресурсом. И если человек, общество, государство и, что немаловажно, государственный деятель не делают определенных шагов к прогрессу, к чему-то новому, то последующий временной отрезок, как правило, приносит фиаско, топтание на месте, одним словом, неуспех. А время не ждет. Времени осталось в обрез. Но как говорили древние – «Спеши… медленно». И, похоже, в русле этой мудрости и двигается вперед наш Президент».

«Ауыз ашар» – от Ак Орды до тюремных камер

Прошедшая неделя была последней полной неделей священного месяца Рамадан, в течение которого верующие мусульмане держат Уразу. Так называется у мусульман Пост. В этом году он начался 2 апреля и заканчивается 1 мая.

Основой поста является воздержание от употребления пищи и питья в светлое время суток. На самом же деле это понятие гораздо шире: в него входит добровольный отказ не только от приёма пищи, но и от греховных деяний, совершаемых глазами, руками и языком, а также от некоторых действий. Находясь в состоянии держания уразы, верующий должен чётко осознавать, что он делает это ради своего Создателя, и не иметь при этом каких-либо иных намерений – сообщают на религиозных сайтах.

Разумеется, сведения об Оразе, в целом внимание СМИ к исламу, заметно повышается именно в период Рамадана. Есть такой ритуал, когда люди накрывают стол и после захода солнца приглашают держащих пост на так называемы «ауыз ашар» (буквально – «отворение рта»). Тот, кто это делает (обычно те, кто не держит Уразу) – считается, что совершил благое, богоугодное дело...

Вот, например, многие сайты печатных изданий и чисто онлайновых изданий сообщили о том, что министр образования пригласил к себе несколько столичных учителей: «Асхат Аймағамбетов мұғалімдерге ауызашар берді» – «Асхат Аймагамбетов дал «ауыз ашар» учителям».

Комментировать тут особо нечего, если не иметь в виду маленькую (или большую) деталь. Дело в том, что буквально несколькими сутками ранее прошла новость (и не только на казахском языке) что президент Касым-Жомарт Токаев принял у себя в Ак Орде ряд представителей духовенства, общественности. И – как нетрудно догадаться, дал «ауыз ашар»…

Газета же TÚRKİSTAN сообщает о том, что в Актау местном СИЗО, где на тот момент (26 апреля т.г.) содержалось 200 человек подследственных, был дан «ауыз ашар» для 110 мусульман. Благое дело в свой актив записали департамент МВД, общественники и областная мечеть святого Бекета-Ата...

Данная мечеть так же недавно провела большую акцию с участием нескольких тысяч человек, которые провели ритуал, посвященный просьбе к небесам дать дождь… Эта новость была одной из топовых не только в казахскоязычных источниках.

Но другая новость о том, что местный учитель отругал родителей своих учеников за то, что их дети держат Уразу и потому вялы на уроках… Заголовок гласит фразой учителя: «Им же не 60 лет? Зачем им держать Уразу?»…

Ислам активно пускает корни и людей, начинающих читать намаз (молитву), посещающих мечети и, наконец, раз в год держащих Уразу, становится объективно все больше и больше. Порой кажется, что неофитов, т.е. людей, решивших обрести веру, довольно большая армия. Отсюда и вопросы новоявленной паствы к имамам, знатокам Корана (Книга мусульман).

Портал Aiqyn опубликовал видеоответ имама мечети «Орбита-3» (микрорайон в Алматы – Прим.) на один из вопросов «Оразаның уақытында ерлі-зайыптыларға жақындасуға бола ма?» – «Можно ли супругам держащим Уразу иметь сексуальный контакт?». Как выясняется, это таки грех и более того, обоим супругам, «которые сблизились во время поста придется держать т.н. «каффарат» – это пост в течение шестидесяти дней без перерыва. Это считается наказанием за содеянное. Следовательно, наказание само по себе тяжкое», – пояснил представитель религии.

TuranPress