Итоги столичной недели: Нурбол с ксивой или что делает с пиплом автоманна с неба

На прошлой неделе антология казахстанских анекдотов пополнилась историей про Нурбола с ксивой антикоррупционного ведомства: один молодой, да ранний уроженец Шымкента требовал у должностных лиц акимата Актау оформить на его имя земельный участок для размещения коммерческих объектов, представляясь сотрудником Антикоррупционной службы. Анекдот же состоит в том, что летом прошлого года этот же Нурбол Каримов уже представлялся антикоррупционщиком, когда его остановили сотрудники дорожной полиции в момент эфира в соцсетях за рулем. Тогда казахстанского лже-Дмитрия заставили публично принести извинения – и, видимо, тем дело и закончилось. Мораль сего анекдота: не работает наше гуманное законодательство в плане предупреждения более тяжких деяний со стороны ранее пойманных за руку Нурболов с ксивой.

Явление сына лейтенанта Шмидта на бреге Каспия

Новоиспеченного борца с коррупцией, который занимался вполне себе коррупционной деятельностью, задержали 19 мая - Нурбол Каримов, 1997 года рождения, выдавая себя за сотрудника Антикоррупционной службы, требовал у должностных лиц акимата Актау оформить на его имя земельный участок для размещения коммерческих объектов. Противоправные деяния Каримова, как отмечают в ведомстве, были своевременно пресечены. "Подозреваемый задержан и водворен в изолятор временного содержания Департамента полиции Актау. Согласно имеющимся данным, Каримов мог совершать аналогичные преступления и ранее", - сообщили в Агентстве по противодействию коррупции. Всех располагающих информацией по аналогичным фактам в Антикоре просят обращаться в службу по номерам: 1424, +7-778-783-93-01. Откуда у правоохранительных органов такая уверенность в том, что Нурбол ксивой пытался размахивать где-то еще, помимо акимата? Да все очень просто: Google, в отличие от нашего гуманного общества, помнит все, и в нем до сих пор имеется видео, датированное июнем прошлого года, на котором некий молодой человек, общаясь с полицейскими, представляется сотрудником Агентства по противодействию коррупции.

Как уже ясно, этот молодой человек – все тот же Нурбол Каримов, который вел прямой эфир в Instagram, сидя на заднем сиденье автомобиля. В какой-то момент машину остановили полицейские. Со словами: "Где моя ксива?", мужчина принялся искать что-то в своей сумке и вышел на разговор с правоохранителями. После чего, вернувшись в салон, заявил, что машину остановили, якобы, чтобы с ним лично поздороваться. Позже в Департаменте полиции Шымкента сообщили, что на водителя были составлены протоколы об административных правонарушениях по части 2 статьи 230 КоАП РК "Незаключение договора обязательного страхования лицом, обязанным в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном страховании заключить договор обязательного страхования" и части 2 статьи 593 КоАП РК "Несоблюдение правил пользования ремнями безопасности", а автомобиль был водворен на штрафстоянку. Ну, а "крутой" Нурбол с ксивой выложил в Тelegram-канале YEDILOV ONLINE видео следующего содержания: "Я, Каримов Нурбол, житель Талгарского района, хочу попросить прощения у всех казахстанцев за то, что прикрывался известными именами и фамилиями, а также у сотрудников Антикоррупционной службы. Признаю свою вину, искренне раскаиваюсь".

То, что Нурбол пошел на новое "дело" с все той же ксивой, свидетельствует лишь об одном – он отродясь не читал роман советских классиков Ильфа и Петрова "Золотой теленок", иначе бы знал, что многочисленные дети лейтенанта Шмидта, протягивающие руку за кислым исполкомовским рублем (читай – акиматовским тенге) рано или поздно прогорают на какой-нибудь мелочи. Он также явно не знаком с творчеством команды КВН "Камызяки", фронтмен которой, Азамат Мусагалиев, давно вывел принцип, согласно которому "второй раз не смешно". Но при всей смехотворности потуг Нурбола с ксивой второй раз втюхать региональным властям одно и то же, есть вопросы и к нашим законодателям: а может, стоить ужесточить ответственность за мошенничество и попытки выдать себя за представителя власти, не ограничиваясь публичными извинениями в соцсетях? Ну, чтобы детей лейтенанта Шмидта у нас плодилось поменьше, потому как среди наших граждан есть люди более доверчивые, чем сотрудники акимата Актау. И рано или поздно кто-то из них на ксиву очередного Нурбола поведется.

Страдания по командировочным эконом-класса

Между тем, скандал с сыном лейтенанта Шмидта на прошлой неделе затмил слив информации о расходах в 9,6 миллиона тенге на двухдневную командировку заместителя премьер-министра - министра торговли и интеграции Бахыта Султанова в Алматы. Сумасшедшие деньги, как пояснили в минторговли, пришлось выложить за отдельный борт ввиду срочности вылета и отсутствия билетов в общей кассе: обычно Султанов летает эконом-классом – и даже в бизнес-класс билеты берет только при отсутствии талонов в эконом. Дорогостоящая поездка, о которой написал ранее ряд Telegram-каналов, была в феврале этого года. "Важно подчеркнуть, что в этом конкретном случае была необходимость вылета делегации, состоящей из представителей ряда заинтересованных госорганов для решения вопросов на месте. В связи с этим был использован специальный борт - литерный рейс государственной авиакомпании "Беркут", - пояснили в пресс-службе. Отмечается, что рабочая поездка в Алматы в феврале была обусловлена международными переговорами с правительством Кыргызстана и трехсторонними переговорами с делегациями Кыргызской Республики и Российской Федерации.

"Отметим, что в состав казахстанской делегации вошли представители ряда заинтересованных государственных органов. Казахстанскую сторону представлял заместитель премьер-министра – министр торговли и интеграции Бахыт Султанов, кыргызскую делегацию возглавлял Арзыбек Кожошев, первый заместитель председателя кабинета министров. Российская делегация также была представлена руководством таможенных и налоговых служб во главе с Алексеем Сазановым, статс-секретарем – заместителем министра финансов России", - пояснили в ведомстве. Участники посетили пункты пропуска на казахстанско-китайской границе "Нур жолы", СЭЗ "Хоргос – Восточные ворота" и МЦПС "Хоргос" для решения проблем с единой электронной очередью перевозки грузов. Ну, и в общем-то, с одной стороны, действительно было бы неудобно, если бы гости с Кыргызстана и России прибыли на место вовремя, а наш министр припозднился ввиду отсутствия билетов на эконом-класс. С другой, встречу наверняка не за день до ее начала намечали, так что день-другой на то, чтобы забронировать билеты в эконом-класс у ХОЗУ (хозяйственное управление) минторговли и иных заинтересованных в этой встрече госорганов было. А если ХОЗУ не в состоянии купить билет вовремя, то возникает вопрос о том, зачем это ХОЗУ тогда существует.

В любом случае, тот, кто слил информацию о дорогостоящем перелете, разворошил осиное гнездо: объясняться по этому поводу пришлось даже вице-премьеру Ералы Тугжанову, который во вторник яростно опровергал слухи о том, что члены казахстанского кабинета министров летают в командировки исключительно на частных самолетах. "Я в командировку буквально недавно в Жамбылскую область летал рейсовым самолетом – Scat, - сообщил вице-премьер.  - Я не знаю таких фактов, чтобы министры летали на частном самолете, такого нет. За каждым министром я не наблюдаю. Министры не имеют отдельных самолетов, поэтому они рейсовыми самолетами летают", - заверил вице-премьер. Ранее в соцсетях сообщалось, что на один полет членов правительства из бюджета страны расходуют около 10 миллионов тенге – сумма взялась, видимо, на основе данных о зафрахтованном в феврале самолете до Алматы. В итоге пресс-служба правительства в ответ на запрос агентства Tengrinews.kz заявила, что заместители премьер-министра Казахстана будут летать в регионы на спецбортах только в экстренных случаях. При этом, как отметили в пресс-службе, такой частный рейс заказывается только при условии полной заполняемости: на борту самолетов, помимо самих вице-премьеров, должны находится и другие представители делегаций и комиссий - руководители заинтересованных государственных органов.

"На сегодняшний день в целях оптимизации бюджетных расходов принято решение о том, что заместители премьер-министра в рамках служебных командировок по Казахстану в приоритетном порядке будут использовать пассажирские рейсы коммерческих авиакомпаний. При этом перелеты на литерных рейсах будут возможны в экстренных случаях, требующих принятия оперативных мер по поручению руководства страны", - сообщили в кабмине. Если кто-то при этом в журналистских кругах рыдает от счастья, наивно думая, что заставил правительство пересмотреть свои подходы к командировочным расходам, то это очень наивный человек: по факту, пресс-служба правительства подтвердила то, что ранее говорила пресс-служба минторговли. Изложив сложившийся и ранее порядок использования литерных бортов – просто волшебная формулировка "на сегодняшний день в целях оптимизации бюджетных расходов принято решение" затуманила очи четвертой власти. Никто ведь не уточнял, когда этот "сегодняшний день" наступил на самом деле – есть подозрение, что экономить на перелетах по данной схеме правительство начало еще до коронавируса, то есть до 2020-го. Ну, а сейчас надо было что-то ответить – они и ответили, выдав давно действующий порядок за нововведение. Вернее, журналисты сами этот действующий порядок преподнесли как нововведение, исчерпав тему.

Пресс-службе правительства за такое рациональное решение вопроса – респект и уважуха, а по поводу стоимости перелетов членов правительства хочется сказать только одно: пусть они хоть 10 миллионов тенге стоят, хоть 110 миллионов, лишь бы с этих перелетов толк был. И спрашивать с правительства надо не за то, сколько денег оно потратило, а за то, принесли эти траты какой-то результат или нет. Но за результат с наших министерств и ведомств спрашивают крайне редко, поэтому они, как тот Нурбол с ксивой, норовят все время наступить на одни и те же грабли.

И не разверзлись хляби банковские, и не посыпалась манна автомобильная

Согласно тексту Священного Писания, пророк Моисей, уведя народ израильский на сорок лет в пустыню, вопрос с провиантом как-то не продумал. И когда граждане предсказуемо возроптали, пророк вознес молитву Всевышнему, в результате чего с неба на голодающих свалилась манна небесная. О том, что именно такое манна небесная – крупа или какой-то вид съедобного растения – теологи и ботаники спорят до сих пор, но выражение "ждать манны небесной", то есть чудесного решения всех насущных проблем, прочно вошло в обиход многих людей различных конфессий. В Казахстане манна небесная в последние годы неразрывно связана с кредитованием – люди постоянно ждут то кредитов под супернизкую ставку, то кредитную амнистию и списание этих кредитов, под какие бы супернизкие ставки они им изначально не выдавались.

То, что население, тридцать лет поварившись в кредитном котле, продолжает верить в бесплатные кредиты (а кредит, который спишут по амнистии, по факту частично или целиком становится бесплатным), характеризует не столько наивность самого населения, сколько инфантильность монетарных властей. Которые почему-то не торопятся разубедить население в его заблуждении насчет того, что кредиты и займы вообще могут быть бесплатными, ведь по факту за списанные кредиты все равно кому-то придется платить – чаще всего, государству из бюджета, то есть налогоплательщикам всей страны. Разубедить нашего человека в возможности кредитной халявы можно одним-единственным способом – никогда не проводить больше никаких массовых кредитных амнистий, благо, закон о банкротстве физлиц, позволяющих каждому индивидууму сугубо индивидуально решать свои проблемы с кредиторами, уже вроде как на подходе.  

Плюс у нас акции, связанные с кредитованием, просто никогда не продуманы до конца, причем всеми участниками этого увлекательного процесса – от заемщиков, берущих кредиты и не представляющих, как их потом возвращать, до банков, кредиты выдающие. И, что самое печальное, они же не продуманы теми органами, которые за процессами выдачи кредитов должны надзирать и их каким-то образом координировать. На прошлой неделе это впечатление было подкреплено автоманной, которая должна была просыпаться на головы казахстанцев, но не с неба, а от отечественных производителей автомобилей и банков, которые должны были обеспечить новую программу льготного автокредитования под 4% на срок до семи лет без первоначального взноса: по нынешним временам, все признаки манны небесной налицо.

Кредитовать должны были сразу четыре банка, но, когда граждане начали осаждать автосалоны, выяснилось, что к работе по программе финансовые учреждения приступили не в полном составе. Принимать заявки по программе начали только Банк Центр Кредит и Евразийский Банк: первый принял за день 1 010 заявок, второй - 1 210 заявок. А к пятнице стало известно, что Евразийский банк временно приостановил прием заявок по льготному автокредитованию, поскольку, по информации пресс-службы банка, за четыре дня с момента старта программы был достигнут выделенный государственном лимит: с 16 мая банк принял заявления свыше 9 тысяч человек. В будущем, дескать, планируется еще один транш от государства, после чего банк и сообщит о возобновлении приема заявок. О судьбе квот в остальных банках ничего пока не сообщается: то ли наши банковские Моисеи недостаточно жарко молились, и потому в их финансовых учреждениях манна сыпаться не начала, то ли в небесной канцелярии случился какой-то сбой – и манна в объеме 100 миллиардов тенге со счетов "Жасыл Даму" еще не повсеместно выпала.

В общем, когда глава мининдустрии Каирбек Ускенбаев заявлял журналистам, что в очередях в автосалонах и в ажиотаже в первый день работы льготной программы повинны сами граждане ("Понятно, что это наша культура, если бы мы не одномоментно подошли в 8 или 9 утра, то очереди бы не было"), это, конечно, правда. Но проблема в том, что это – только часть правды, вторая часть правды заключается в том, что механизм раздачи манны жаждущим проработан до точности швейцарских часов также не был. И кабмин получил новую порцию критики на ровном месте – причем если в случае со стоимостью перелетов министров и иже с ними эта критика была большей частью высосана из пальца, то в случае со льготным автокредитованием чиновники должны были предполагать очереди у автосалонов даже не с 8-ми или с 9-ти утра в понедельник, 16-го мая, а с 22-00 воскресенья, 15-го мая. И если банки не готовы были принимать заявки с утра понедельника, надо было объявлять старт программы тогда, когда все банки заявили бы о своей готовности.

Но у нас если доктор сказал: "В морг", значит, пациента везут в морг, даром, что пациент скорее жив, чем мертв. И если наши чиновники отчитались наверх, что 16 мая программа будет запущена, то назад никто не отыгрывает. Самое забавное заключается в том, что в казахстанских автосалонах в настоящее время нет даже того количества собранных автомобилей, которое желают приобрести по этой программе граждане, что признала в середине недели и Ассоциация Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ). "Казахстанцы смогут приобрести не только те автомобили, что есть в наличии, но и находящиеся в производстве. Для этого необходимо получить счет в автосалоне, а затем обратиться в банк, - говорится в сообщении организации. - Кредитование имеет револьверный характер – платежи от погашения действующих кредитов направляются на выдачу новых займов. В целом программа будет действовать в течение 30 лет, так что непременно автокредиты получат все желающие", - заверяют в ассоциации. В общем, Моисеи из наших чиновников еще те: у библейского пророка манна начала сыпаться сразу и на всех, у нас – выборочно и на протяжении 30 лет.

Причем претензия-то к нашим экскурсоводам по пустыне не в том, что денег и авто на всех сразу не хватило, а в том, что они этот дефицит в моменте не просчитали. Или просчитали – но побоялись о нем сказать вслух. Что из всего этого выйдет – будем посмотреть в течение следующих 30 лет, но пока можно констатировать, что ответственные за программу льготного автокредитования лица нужного кабмину имиджевого результата на старте этой программы не дали. А потому какие им 10 миллионов тенге на полет частным бортом? Нехай пешком в Алматы идут.

Кредитные зарисовки на пачках сигарет

На фоне всеобщего кредитного мракобесия лучом света в темном царстве выглядит предложение директора Конгресса молодежи Казахстана Тохтара Болысова, который заявил о необходимости увеличить возрастной порог для получения микрокредита с 18 лет до 21 года. Причем в своем интервью телеканалу КТК общественный деятель никакой Америки не открыл, аргументировав свою позицию тем, что слишком доступные займы у нас зачастую берут по достижении совершеннолетия игроманы, спуская все деньги на азартные игры. По данным главы Конгресса молодежи, в стране игроманией страдают 350 тысяч человек, большая часть которых - подростки. Достигнув совершеннолетия, они оформляют онлайн-займы, благо для этого достаточно иметь удостоверение личности и зарегистрированную на свое имя симку.

"Студенты берут кредиты у микрокредитных организаций, чтобы сыграть в очередную азартную игру. Однако в дальнейшем они впадают в зависимость, и родители расплачиваются за их долги. Поэтому мы просим увеличить возраст выдачи микрокредитов с 18 лет до 21 года", - объяснил смысл инициативы исполнительный директор ОЮЛ "Конгресс молодежи Казахстана". Тут можно сказать, что общественник утрирует, и что даже если все 350 тысяч игроманов взяли кредиты, то общее количество должников в стране гораздо больше этих 350 тысяч. Но проблема в том, что потребительские кредиты, взятые на приобретение новой модели смартфона, по сути своей мало чем отличаются от кредитов, взятых на участие в азартных играх. А если хорошо подумать и все просчитать, то и потребкредиты на "умные" пылесосы и холодильники, а также на навороченные плазменные панели от трат игроманов мало чем отличаются.

Мне лично политика наших монетарных властей в плане просвещения населения о сути кредитов напоминает политику министерства здравоохранения в вопросе борьбы с табакокурением: минздрав добился, чтобы на каждой пачке сигарет были запечатлены страшные и разрушительные последствия курения, но вот остановки табачных заводов наши медики добиваться не собираются. Возможно, еще и потому, что многие из них сами дымят в курилках, как паровозы в немом кино, но большей частью потому, что табак и алкоголь практически во всем мире являются подакцизными товарами. То есть товарами, приносящими казне дополнительный доход – кто ж даст резать курицу, несущую гарантированные акцизные яйца? Тут вопрос не в том – запрещать или не запрещать, тут вопрос в честности этого выбора: если не запрещаете производство и ввоз в страну товаров, которые сами же провозглашаете вредными для здоровья, хотя бы озвучьте настоящую причину такого раздвоения вашей позиции. А не рассказывайте сказки о том, что боитесь оставить без работы 2-3 тысячи сотрудников табачной фабрики – и только поэтому, якобы, сигареты не сняты с производства.

То же самое и с нашим потребительским кредитованием: Нацбанк сначала радостно докладывает о его новом росте как о свидетельстве нормальной работы банковской системы и оживлении деловой активности в стране, а через время заявляет о росте токсичных кредитов, который первоначальной версии о нормальной работе банков никак не соответствует. И все это повторяется постоянно, напоминая все тот же анекдот про Нурбола с ксивой в акимате Актау: понятно, что токсичные активы будут всегда и в любой банковской системе, но, когда эти токсичные активы плодятся по одним и тем же причинам (вспоминайте выдачу кредитов на автобусных остановках, которую теперь заменили кредит онлайн), а зачастую еще и одними и теми же физическими или юридическими лицами, в качестве ассоциации всплывает бессмертная уже теперь для Казахстана фраза любителя наступать на одни и те же грабли: "Где моя ксива?".

Кто-то возразит, что без массового кредитования банки не смогут массово же давать прибыль по депозитам – и это действительно так, но тогда не надо на токсичность кредитов и на несознательность заемщиков постоянно жаловаться: как справедливо говорит в таких случаях мой сосед-украинец, "Бачили очи, що купували- теперь ижте, хоч повилазьте ". В переводе на русский это означает: "Видели глаза, что покупали – теперь ешьте, хоть лопните". Так что Болысов полностью прав: либо увеличивайте возрастной ценз выдачи кредитов и ужесточайте прочие требования к заемщикам, либо прекращайте бесконечный плач Ярославны по поводу невозврата денег. Либо снимайте сигареты с производства, либо не рассказывайте об онкологических последствиях, зачастую еще и сами смачно затягиваясь сигаретой. В общем, "либо трусы наденьте, либо крестик снимите" – по-другому все ваши задушевные рассуждения разбиваются о ваше же поведение.

Маловодие и неверие премьера в МСХ

Вообще же ажиотаж вокруг автокредитов свидетельствует о том, что в Казахстане в экономическом плане сейчас ситуация намного лучше, чем во всем остальном мире. Остальной мир готовится к глобальной продовольственной проблеме и дефициту энергоносителей, мы же собираемся покупать новые авто – и жечь эти самые энергоресурсы назло лорду Керзону. Хотя проблемы с обеспечением продовольственной безопасности актуальны и для Казахстана, поскольку цикл маловодия в бассейне трансграничной реки Сырдарья, питающей наше сельское хозяйство на юге, продолжается и в этом году. Этот вопрос обсудили на заседании водного совета с премьер-министром Алиханом Смаиловым: в ходе обсуждения повестки было отмечено, что страны бассейна принимают согласованные действия по нивелированию возможных негативных последствий сложной водохозяйственной обстановки. Так, удалось стабилизировать ситуацию с накоплением воды в Токтогульском водохранилище, Казахстан и Узбекистан согласовывают с Таджикистаном режим работы водохранилища "Бахри Точик" в пик вегетационного периода. Данные меры позволят обеспечить подачу поливной воды фермерам верхнего и среднего течения реки Сырдарья, а также Жетысайского и Мактааральского районов Туркестанской области по каналу "Достык" на уровне прошлого года - порядка 550 миллионов кубических метров в июне-августе.

Алихан Смаилов поручил держать эту работу на контроле и конкретизировать формат реализации обязательств Казахстана в рамках межгосударственного сотрудничества. Выступая по вопросу консолидации функций водоснабжения и водообеспечения в одном государственном органе, министр экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали Брекешев отметил, что в настоящее время реализация государственной водной политики находится в компетенции разных государственных органов. Так, функции, связанные с водообеспечением граждан и отраслей экономики, а также использованием и охраной водных ресурсов, находятся в ведении трех разных министерств - экологии, геологии и природных ресурсов, сельского хозяйства, индустрии и инфраструктурного развития. В рамках исполнения поручения Главы государства предлагается консолидировать в Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов основные функции, связанные с управлением водными ресурсами, водоотведением, обеспечением водой граждан и отраслей экономики, а также поддержанием водных экосистем. "Премьер-министр РК сделал ряд замечаний по предлагаемым подходам и поручил дополнительно проработать их с учетом усиления межведомственной координации", - говорится в сообщении.

Тут интересно упоминание поручения Главы государства, которое на практике было не поручением, а разносом в начале мая: на заседании Высшего совета по реформам под председательством президента Касым-Жомарт Токаев 5 мая отметил, что в Центрально-Азиатском регионе вопрос обеспечения водными ресурсами всегда стоял очень остро, а сегодня ситуация стремительно усугубляется и становится глобальной проблемой. Как сообщил президент, сокращение внешнего притока воды усугубляется проблемами неэффективного ее использования. По его мнению, необходимо усилить государственный мониторинг состояния водных ресурсов. "Функционирует всего 310 гидрологических постов для изучения водного режима водотоков и водоемов при необходимых 800. Отсутствует полноценный государственный водный кадастр. Это не позволяет вести мониторинг за количественным и качественным состоянием водных ресурсов и иметь достоверный баланс водообеспеченности отраслей экономики", – указал на проблемы глава государства. Токаев также подверг критике слабую межведомственную координацию в сфере водопользования, отметив, что "водохозяйственная инфраструктура находится в ведении разных госорганов, что зачастую осложняет проведение эффективной политики в отношении водных ресурсов".

"Фокусировка на вопросах текущего характера не позволяет принимать системные меры для нормализации ситуации в секторе. Отсюда и слабая переговорная позиция Казахстана по вододелению трансграничных рек. Без сильной внутренней водной политики невозможно выстроить эффективную водную дипломатию с соседними странами", – сказал 5 мая президент. Теперь сравните эти слова главы государства с выступлением министра экологии, геологии и природных ресурсов на заседании водного совета в конце прошлой недели, найдите хотя бы одно принципиальное отличие – и задайтесь вопросом: почему слова министра экологии повторяют то, что говорил Токаев, а не президент, ссылаясь на профильное ведомство, рассказывает о проблеме? Иными словами, почему наши госорганы молчат в тряпочку о всех своих проблемах, пока о них не скажет вслух президент? Прикол ведь в том, что такая картина наблюдалась и предыдущие 30 лет Независимости, теперь мы, вроде как, строим Вторую республику и президент в рамках этой стройки собирается передавать часть своих полномочий исполнительным властям. Это замечательно, но пусть сначала научатся говорить сами, а не ждать, когда их носом в проблему ткнут – в противном случае, наши госорганы так и останутся телятами на привязи, ждущими, что вот сейчас Касым-Жомарт Кемелевич, как ранее Нурсултан Абишевич, задающего направления пинка дадут, и вот тогда-то мы двигаться начнем.

Слава Богу, задающие направления пинки теперь раздает не только президент, но и премьер-министр: Алихан Смаилов на последнем заседании правительства напомнил министерству сельского хозяйства, что кормить надо не только человека, но и скотину, потребовав увеличить посевные площади кормовых культур и модернизировать инфраструктуру отгонных пастбищ. По словам премьера, в Казахстане из 19 социально-значимых продуктов по четырем остается импортная зависимость. Это мясо птицы, колбасные изделия, молоко и молочная продукция. "Для эффективного развития животноводства требуется соответствующая кормовая база. В стране ежегодно производится кормов практически в 2 раза меньше от зоотехнической нормы. Дефицит кормов ведет к их удорожанию. Необходимо также учитывать климатические факторы. В этой связи министерству сельского хозяйства совместно с акиматами регионов необходимо увеличивать посевные площади кормовых культур, модернизировать инфраструктуру отгонных пастбищ. Важно обеспечить финансирование данного направления в приоритетном порядке", - заявил глава правительства. Он также отметил, что ежегодно реализуются проекты по переработке животноводческой продукции, однако в стране все еще наблюдается недозагруженность данных предприятий.

Для решения этой задачи премьер поручил стимулировать сельхозпроизводителей на создание сети заготовительных организаций, связывающих мелких производителей с перерабатывающими предприятиями. "Задача министерств сельского хозяйства, торговли и местных исполнительных органов – создание условий по интеграции всех участников рынка, от производителей до переработчиков", - отметил Смаилов. Также глава Кабмина поручил повысить интеграцию науки с производством: министерствам сельского хозяйства, образования и Нацпалате предпринимателей "Атамекен" Смаилов поручил подготовить дорожную карту по внедрению инноваций в отрасль. Все эти поручения касаются самих собой разумеющихся вещей, которые агроведомство должно реализовывать без накачки сверху, но, как следует из недозагрузки молочных и мясокомбинатов сырьем, минсельхоз даже куплю-продажу животиной внутри страны организовать нормально не может. Можно, конечно, предположить, что все это оттого, будто нашим министрам неких полномочий не хватает, но что-то мешает поверить всерьез в эту версию: отсутствие полномочий может помешать решить проблему, однако для того, чтобы публично обсуждать проблему и требовать ее решения от того, кто такими полномочиями наделен, никаких особых полномочий не требуется. И если наши госорганы способны только за кем-то повторять перечень своих отраслевых проблем, то, какими полномочиями их не наделяй, фуража у буренки от этого не прибавится.

Как научить правоохранителей бизнес любить

Президент страны, тем временем, провел в Акорде встречу с представителями отечественного бизнеса, где высказался, в числе прочего, по поводу покровительства предпринимателей и рейдерства бизнеса в Казахстане. "У нас в стране не должно быть никаких так называемых крыш и рейдерства. Если бизнес готов работать честно, если он креативен, по-современному привлекателен, нужно поддержать его, помочь ему встроиться в новую модель национальной экономики", - заявил Токаев. Первым шагом на пути к этому он предложил принять системные меры по снижению репрессивного характера деятельности контролирующих органов: по его сведениям, за последние пять месяцев прокуроры защитили права около 100 тысяч предпринимателей – это почти столько же, сколько за весь 2021 год. Данные факты, по словам главы государства, означают, что следственные органы настойчиво втягивают бизнес в орбиту уголовного преследования.

"Масштабной также является практика признания предпринимателей в качестве подозреваемых, тогда как на деле – это лишь имущественные споры. Сегодня любое зарегистрированное заявление автоматически означает возбуждение уголовного дела. Это парализует деятельность предпринимателя, останавливает инвестиции, бросает тень на деловую репутацию. Причем досудебное расследование может растянуться на долгие годы: это не случайность, а система, работающая на интересы нечистых на руку сотрудников правоохранительных органов. Правоохранительные органы должны направить усилия прежде всего на раскрытие фактов мошенничества, отмывание средств, незаконное обналичивание, строительство финансовых пирамид. Нужно решительно бороться с теневой экономикой. Мы достаточно жестко регламентировали деятельность гражданских проверяющих. Введены система управления рисками, проверочные листы, профилактический контроль. Почему это не делается в отношении правоохранительных органов?" – задал Токаев риторический вопрос представителям генпрокуратуры, которые принимали участие в этой встрече.

Досталось на встрече и Верховному суду, который не озадачивается обобщениями уголовных дел, возбужденных в отношении предпринимателей – и поэтому не дает казахстанским судьям возможности пользоваться прецедентами выводов по таким делам. Причем к работе над таким обзорами – темниками, которыми судьи могли бы руководствоваться в своей повседневной практике президент порекомендовал активно привлекать самих предпринимателей. "Гарантия судебной защиты частной собственности и интересов является базовым условием для развития экономики и привлечения инвестиций, то есть обеспечения общего прогресса страны. В Казахстане признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность – это положение закреплено в Конституции. Однако зачастую на практике у нас в приоритете защита интересов отдельных государственных органов, которые иногда ошибочно понимают как интересы государства. При отправлении правосудия не может быть иных принципов, кроме справедливости и беспристрастности. Необходимость реформирования судебной системы назрела. Мы слышим эти призывы от иностранных инвесторов, наших предпринимателей и сограждан. Поэтому в ближайшее время мною будут объявлены конкретные масштабные меры в данном направлении", - пообещал Токаев.

А потом фактически признал то, о чем говорилось выше: наши государственные органы практически не имеют своего видения развития тех отраслей, которые они курируют, отсюда и все проблемы и нашего предпринимательства, и всей страны. "На прошлой встрече я поручил разработать Новую экономическую политику. Не могу сказать, что эта работа проходит успешно. Наблюдается дефицит мыслей и идей. Это касается и антикризисных мер. Мною было поручено создать Рабочую группу при Правительстве с приглашением предпринимателей и экономистов, проявляющих повышенную активность в блогосфере и высказывающих различные критические замечания. Но этих людей надолго не хватило, с идеями и конкретными предложениями, как мне доложили, тоже напряженка. Тем не менее от Правительства и Администрации Президента ожидаю доктринальный документ, включающий в себя основные компоненты всех экономических политик: макро-, налоговой, бюджетной, денежно-кредитной", - сказал президент. Но как не быть напряженке с идеями насчет казахстанского НЭПа, если наши министерства и ведомства о текущих проблемах самостоятельно заикнуться боятся, все время ожидая, что вот сейчас Токаев фарватер проложит – и по нему будем дружной толпой двигаться?

Иными словами, у нас во власти наблюдается огромный дефицит людей, способных брать на себя ответственность не только за какие-то кардинальные сдвиги и перевороты в той или иной отрасли, но даже за сиюминутные, ситуативные решения. И этот дефицит сам собой в ближайшее время не решится, тем более, что у нас проблема не только с управленцами, но и с качественными исполнителями. На прошлой неделе председатель сената Маулен Ашимбаев заявил, что более 40% казахстанской молодежи с дипломом о высшем образовании работает не по профессии: в связи с этим, по его словам, возникают вопросы по поводу эффективности использования бюджетных средств, направляемых на создание рабочих мест и молодежную практику. Но есть и еще одна сторона этой проблемы: а кто тогда занимает те рабочие места, на которые не приходит до 40% дипломированных выпускников вузов – и не только вузов, но и профтехучилищ? Может быть, именно поэтому у нас регулярно всплывает проблема с лифтами, которые нормально ремонтировать никто не может: на прошлой неделе депутат сената Рыскали Абдикеров напомнил, что в 2012 году в Казахстане отменили лицензирование лифтовой отрасли, в результате регулярно стали возникать аварийные ситуации, приведшие к травмам и гибели людей.

"По данным министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, за период с 2018 по 2022 год в стране зарегистрировано 13 чрезвычайных ситуаций из-за неисправности лифтов, 8 из которых закончились трагедией. На сегодняшний день в многоэтажных жилых домах страны более 30 тысяч лифтов, из них более 4 тысяч требуют ремонта или замены, - сказал Абдикеров на пленарном заседании сената. - Прежде всего, необходимо сделать акцент на развитии отечественного производства, в том числе добиться эффективности работ по монтажу и обслуживанию лифтов, выделить кредиты на замену аварийных лифтов, ужесточить соблюдение стандартов и, в случае несоответствия им, разрешить акиматам штрафовать такие лифтовые компании", - добавил он. Так вот, вряд ли кто-то кинется сейчас возвращать лицензирование лифтовых компаний и станет их штрафовать. Потому что в фарватер сказанного Токаевым в Ак Орде эти действия не вписываются, а против течения у нас никто грести не умеет. Ну, кроме Нурбола с ксивой – но это тот случай, когда лучше бы он был как все…

Андрей ЛОГИНОВ, Нур-Султан