Итоги столичной недели: Жизнь правительства в ожидании осени не сахар

Главным событием минувшей недели стало расширенное заседание правительства с участием президента, на котором Касым-Жомарт Токаев пригрозил осенними отставками и даже обозначил круг возможных экс-министров. В этот круг на фоне сахарной истерии предсказуемо вошли министры торговли и сельского хозяйства, попутно в круг потенциально опальных неожиданно вошел глава министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусину с формулировкой "подводит премьер-министра". Министерство индустрии и инфраструктурного развития также не может спать спокойно, ибо главу государства перестало устраивать качество дорожного полотна даже в районе его резиденции – что уж говорить о дорогах в какой-нибудь аул. При этом эксперты уверенны, что Токаев за три года президентства собрал достаточное количество новых сил в кадровой колоде, так что осенние перестановки в кабмине неизбежны.

 

Эксперт об оценке президента: Тройка правительству за работу – это еще по-божески

"В целом работу правительства можно оценить как среднюю. Правительство пытается проявить настойчивость. Но на современном этапе расслабляться нельзя. Необходимо максимально усилить темп работы. Нужно использовать новые методы", - обратился к членам правительства Касым-Жомарт Токаев в ходе расширенного заседания кабмина в четверг.  По словам Президента, правительство должно быть не только оперативным штабом по быстрому реагированию, но и главным государственным учреждением, которое предлагает и проводит конкретные реформы. "В Казахстане много экономистов, предпринимателей. Образованных, одаренных. Но конкретных предложений у них мало, можно даже сказать, нет. К осени, возможно, придется принимать кадровые решения. Понятно, что в условиях особого кризиса это крайне необходимо, - продолжил Токаев. - Мы наблюдаем затяжной региональный кризис. Есть даже опасения, что эта ситуация приведет к глобальной стагнации. В этих условиях основной задачей правительства и Национального банка должна стать стабилизация инфляции и повышение доходов граждан. Также необходимо создать новые рабочие места", - добавил он.

И поставил правительству конкретные задачи по нескольким направлениям: стабилизация инфляции, цены на продовольственные товары, повышение доходов граждан, совершенствование денежно-кредитной и налогово-бюджетной политик, поддержка реального сектора экономики. При этом, по мнению политолога Данияра Ашимбаева, осенние отставки, продекларированные президентом, могут быть весьма масштабными, поскольку глава государства раскритиковал кабмин практически по всем направлениям - это и борьба с инфляцией, и отсутствие инвестиционных проектов, и угроза дефицита продуктов питания, нефтепродуктов и газа. "Если смотреть на выступление президента, то можно сказать, что "тройка" – это  даже завышенная оценка, - заявил эксперт в интервью ресурсу inbusiness.kz. - Добрых слов практически не прозвучало, объявлено три выговора и одно предупреждение. По сути, получается, что те вопросы, которые он ставил в первом квартале, во втором во многом остались невыполненными. Глава государства употребил термины "забалтывание" и "бюрократизация" и отметил нашу извечную проблему – высокий уровень коррумпированности и неэффективности. На данный момент видно, что правительство особенно не заморачивается по решению основных вопросов, ни системно, ни стратегически. Президент, конечно, дал небольшой срок – до осени разобраться, но мы понимаем, что нынешний кабинет министров до осени навряд ли с этим разберется. Поэтому я думаю, что вопрос об отставке в сентябре-октябре будет уже стоять достаточно остро", - отрезал Ашимбаев.

 

Кто первый в очереди на выход из правительства с вещами?

Выговоры в четверг получили заместитель премьер-министра - министр торговли и интеграции Бахыт Султанов, а также министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев за ситуацию с сахаром, министр экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали Брекешев - за ситуацию с геологической отраслью и волокиту вокруг будущего сайгаков. Также Токаев сделал замечание министру цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдату Мусину, отметив, что глава ведомства "подводит премьер-министра". Ну, и напоследок президент пообещал жесткие меры в отношении силовиков из-за давления на предпринимателей. Если разбираться с теми грехами, которые были инкриминированы всем им 14 июля, то первыми кандидатами на выход из кабмина являются Султанов и Карашукеев, потому что ситуацию с продажей сахара в казахстанских магазинах Токаев назвал позором. Причем начал копать предысторию вопроса достаточно глубоко – с провалов в производстве.

"Из ранее введенных 7 сахарных заводов сегодня действуют только 4, в Алматинской и Жамбылской областях, которые загружены лишь на треть, на 31 процент. А минсельхоз планирует увеличить долю свекловичного сахара в 6 раз только к 2026 году, с 7 до 43 процентов, - сказал Токаев. – При этом за последние четыре года площади сахарной свеклы, выращиваемой внутри страны, сократились на треть. Мы на 90 процентов зависим от импортного сахара, здесь можно ссылаться на решение в рамках ЕАЭС, но в любом случае это серьезный просчет правительства. Значит, не защитили позицию государства. Это принципиальный вопрос, имеющий в том числе внутриполитическое значение. Мы сегодня видим, что происходит в магазинах. Позор! Поэтому я объявляю выговоры министрам Бахыту Султанову и Ерболу Карашукееву", - добавил он. Если кто-то только вчера вернулся с Марса и не в курсе, что происходит в стране с сахаром, то сообщим, что битвы покупателей за сахар в стране достигли своего апогея – в супермаркетах Караганды его теперь продают под надзором полицейских.

В шахтерской столице во вторник произошла очередная потасовка за сладкий песок, причем для того, чтобы разнимать желающих сварить варенье администрации супермаркета "Аян" пришлось вызвать наряд полиции. В Департаменте полиции Караганды сообщили, что 12 июля около 10:00 в дежурную часть Ново-Майкудукского опорного пункта управления полиции поступило сообщение, что в супермаркете покупатели устроили шум. Со слов администратора было установлено, что во время продажи сахара образовалась очередь, и некоторые покупатели пытались взять этот товар больше положенной нормы. В целях предотвращения конфликта продавец вызвала полицию. Жители Актау тоже регулярно устраивают давки из-за сахара по цене от 440–500 тенге (цены у перекупщиков доходят до 1000 тенге и более). В Шу сахар уже "замаскировали" под гречку (так следует из ценников под расфасованным в непрозрачные мешки продукт), чтобы народ не кидался в рукопашную при его виде. В июне стало известно, что кондитерская фабрика "Рахат" отказалась от производства популярных, но сахарозатратных конфет, в июле в Кызылорде был установлен антирекорд по стоимости сахара в Казахстане – рафинад по 2 283 тенге продавали в одном из местных торговых домов.

В Жанаозене сахар на полках еще есть только потому, что покупать его разрешают тем, кто приобрел других товаров на сумму не меньше 2 тысяч тенге – и на фоне всей этой сахарной "лихорадки" правительство продолжает убеждать всех, что сахара в стране с избытком. Кто-то еще сомневается в том, что министры торговли и сельского хозяйства – первые претенденты на выход из правительства с вещами даже без учета выговора от ноль первого?

 

Хлеб по 250 или берем пример с Нигерии

Жизнь правительству усложнил, впрочем, не только сахарный бум – кабмину в целом прилетело за рост цен на продукты питания: Касым-Жомарт Токаев упрекнул кабмин в том, что он пытается остановить рост инфляции по старинке. "Борьба идет не с причиной высоких цен, а со следствиями, хотя должно быть наоборот: правительство переложило всю ответственность на регионы, которые используют административный ресурс и ходят по магазинам. Других путей и новых идей нет. Такая работа никогда не была эффективной. Словом, нет новой позиции, отвечающей закону рынка", - заявил он. И вновь бросил камень в огород минсельхоза, заметив, что снизить рост цен без увеличения внутреннего производства в стране невозможно – мы сейчас вместе с продуктами импортируем инфляцию из России, Европы и других частей света. А стабилизационные фонды, по его словам, оказывают минимальное влияние на цены, поскольку становятся кормушкой для недобросовестных лиц ввиду того, что акимы давно утратили контроль за расходованием государственных средств.

"Правительство предлагает увеличить объем "оборотной схемы" финансирования торговых сетей, чтобы они фиксировали цены, до 100 миллиардов тенге. У меня вопрос: просчитан ли ожидаемый эффект? Логичнее было бы кредитовать не торговые сети, а напрямую производителей. Сейчас не жду ответной реакции правительства. Нужно обдумать конечное решение с точки зрения эффективности", - сказал Токаев. Отдельно президент выделил вопрос повышения доходов граждан и развитие человеческого капитала: он отметил, что доходы населения в Алматинской, Атырауской, Кызылординской, Мангистауской и Туркестанской областях не достигают среднереспубликанского уровня. В мае этого года показатель реальных доходов граждан снизился почти на три процента, что тоже стало поводом для замечаний от президента.  "Такого падения не было давно, и я еще раз предупреждаю: оценивая работу руководителей регионов, мы придаем большое значение этому показателю. Создание рабочих мест напрямую влияет на социальное положение людей. От этого зависит и устойчивое развитие экономики. Поэтому правительству совместно с акимами необходимо проанализировать, как эта задача выполняется", - сказал глава государства.

Тем временем, эксперты в Казахстане считают, что в ближайшее время расходы казахстанцев на продовольствие вновь возрастут – в частности, ожидается резкий рост цен на хлеб из-за скачка цен на муку, которая с начала лета подорожала в Казахстане на 3%. "Хлеб будет дороже, чем 250 тенге, - говорит экономист Айман Турсынкан. – Виной всему комплекс проблем: нерешенные проблемы утильсбора на сельхозтехнику, нерешенные проблемы разграничения торговой политики между странами - участницами Таможенного союза, нерешенные проблемы по целеполаганию и проверке на конфликт интересов и приводят к тому, что у нас накачивается гигантский спекулятивный пузырь в цене на эти продукты. Поэтому не удивляйтесь, что цена хлеба увеличится". Тем временем, казахстанские мукомолы и зернопереработчики говорят, что высокие цены на муку не их вина. Дело в излишнем экспорте - зарубежные трейдеры давно закупают не готовый продукт, а сырье, перерабатывая его у себя в стране и ввозя обратно в Казахстан в виде готового продукта. А казахстанским мукомолам нечего перерабатывать. "На июль 2022 года из 2300 мукомольных компаний в Казахстане осталось всего 174. Они работают почти только на себестоимость, рентабельность всего два процента", - заявил директор мукомольной компании Дос-Мукасан Таукебаев.

На фоне этих проблем с мукой и сахаром Казахстану впору брать пример с Нигерии, где местные пекарни из-за рекордного подорожания муки и сахара начали использовать пюре из сладкого картофеля (батата) и апельсинов, чтобы удешевить продукцию, передает РИА Новости со ссылкой на местную газету Premium Times. "Рынок существует, потому что людям очень нравится этот хлеб", - приводит газета слова пекарей. По данным газеты, Нигерия потребляет 4,7 миллиона тонн пшеницы в год, а производит лишь 1% от нужного количества. Продовольственная инфляция в Нигерии достигла своего 15-летнего максимума в апреле 2021 года, при этом максимальный рост цен был зафиксирован, главным образом, на зерновые и хлеб. В мае 2022 года уровень инфляции достиг 16,82%. У нас апельсины, конечно, не растут, да и картофель не сказать, чтобы сладкий, но, если наше правительство будет и дальше не замечать проблемы сельскохозяйственной отрасли, мы к опыту Нигерии обязательно прибегнем. Тем более, что президент поручил обеспечить поддержку социально уязвимых слоев населения, а им не привыкать к хлебу, мягко говоря, странного качества. Ашимбаев, кстати, не уверен, что смена правительства – полностью или частично – даст какой-то эффект.

"Если мы вспомним многочисленные послания Нурсултана Абишевича народу Казахстана, то мы увидим, что там практически были одни и те же вопросы: снятие адмбарьеров, повышение инвестиционной привлекательности страны и регионов, борьба с инфляцией, поддержка МСБ, борьба с безработицей, - говорит эксперт. - Эти вопросы перетекали из послания в послание. Госаппарат, вместо того чтобы заниматься работой по их воплощению, организовывал что угодно – конференции, флешмобы… Отдачи не было. То же касается и нынешнего состава. Они способны забалтывать любую проблему, но профессионально решать ее не в состоянии. Конечно, здесь проблема не только кадровая, но и системная: у нас постоянно меняются базовые законы, регулярно правятся бюджетные программы, нет отчетности и общественного контроля. Когда государство само часто меняет собственные планы и правила игры, понятно, что ни о какой работе, ориентированной на результат, речи нет. Помимо кадровых вопросов, надо решать вопросы с организацией системы госуправления", - убежден он. В общем, ситуация складывается, как в анекдоте про АвтоВАЗ, на который завезли японских рабочих с тем, чтобы повысить качество продукции, но те, пообщавшись с местными, начали через месяц штамповать все те же ведра с болтами. После чего директор сказал главному технологу: "Я ж тебе говорил, что место проклятое, а ты заладил: "Руки не из того места растут, руки не из того места растут…".

 

Почему правительство не в состоянии попасть в шарик

Тут нельзя сказать, что правительство совсем уж ничего не делает и не пытается ситуацию исправить – пытается, только выходит все как у Винни-Пуха с Пятачком, когда Винни попросил своего лучшего друга сбить воздушный шарик, на котором завис сам: "Не то, чтобы ты совсем не попал, Пятачок, просто ты не попал в шарик". Вот буквально за пару-тройку дней до разноса от президента премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов провел совещание по теме роста цен на продукты питания, привлечения инвестиций и решения актуальных социальных проблем в регионах, отметив на нем, что с начала года цены на социально значимые продовольственные товары выросли на 17,4%. Наибольший рост цен зафиксирован на лук, сахар, морковь, картофель, гречку, рожки, муку и капусту – и если апельсины в Казахстане, в отличие от Нигерии, не растут, то уж лук, морковь, картофель и капусту автор этого опуса вместе с родителями на даче под Павлодаром в 80-90-е годы растил под открытым небом. В общем, было бы желание, а с финансовыми возможностями нашего кабмина этими четырьмя позициями можно не только весь Казахстан накормить по приемлемой цене, но и соседям в неурожайные для них годы продавать в изрядном количестве.

Растут эти овощи в Казахстане и сейчас, однако на местах никак не могут их довести от производителя до прилавка напрямую – наладить цепочку поставок, минуя всяческих посредников: Смаилов так и признал – слабая, говорит, у вас контрактация в регионах. Но вместо того, чтобы заставить акиматы организовать транспорт, который урожай с полей возил бы прямиком в супермаркеты за счет бюджета, предложил "обеспечить наполняемость запасов стабилизационных фондов" и "вести мониторинг розничной торговой надбавки", а агентству по защите и развитию конкуренции – усилить контроль за ценовыми сговорами и антиконкурентными действиями оптовых поставщиков. Ну, в общем, предложил все ровно то, за что правительству потом от президента и прилетело, когда он говорил о заезженных и неэффективных схемах решения проблем продовольственной безопасности. Причем их неэффективность ведь была очевидна до того, как Касым-Жомарт Кемелевич списал эти схемы с парохода современности, однако правительство продолжало вести себя как мышь из того анекдота, где животное плакало, кололось, но продолжало жрать кактус.

Зато, как только президент сказал бороться не со следствием, а с причинами, правительство, а в особенности – минсельхоз, прозрело и тут же сообщило, что в этом году с целью поддержки фермеров холдинг "Байтерек" решил удвоить финансирование весенних полевых и уборочных работ с 70 миллиардов до 140 миллиардов тенге. Теперь минсельхозу остается молиться до осени, чтобы эти увеличившиеся деньги пошли куда надо и принесли богатый урожай. Тем временем, не сидится спокойно на заслуженных депутатских каникулах мажилисмену Аманжану Жамалову, который накануне президентского разноса опубликовал в соцсетях пост, где заявил, что рост цен остается главной проблемой экономики страны, поэтому нужны решительные меры, чтобы инфляция не "съедала" доходы казахстанцев. В качестве основного объекта депутатской критики выступили торговые сети: по его мнению, товары на прилавках достигли уровня "бешеных" цен, и правительству необходимо срочно разработать "вакцину от бешенства" для нашей торговли.

Депутат указал на то, что на "оборотную схему", когда торговым сетям дают бюджетные средства для закупа товаров, в обмен на что они фиксируют цены, уже потратили 81 миллиард тенге, а ощутимого эффекта не наблюдается. Он отметил, что в "оборотной схеме" участвует ограниченный список товаров, который заранее оговаривается, - например, цены сдерживаются только по 19 социально значимым товарам. "Невозможно посчитать реальный эффект "оборотной схемы", поскольку нет данных, какая доля товаров из общего объема была продана по льготным ценам: один и тот же товар может реализовываться как по льготной, так и по рыночной цене. В результате продукция с льготными ценниками раскупается быстро и ее хватает на непродолжительное время торговли", - указал депутат в своем посте в соцсетях. Кроме этого, Жамалов указал на то, что законом установлена предельная наценка на социально значимые товары не более 15%, но торговые сети обходят это ограничение с помощью так называемых "ретробонусов".

"Это "разбойничий" инструмент, придуманный торгашами. Он заставляет производителей отдавать плоды их труда за ничтожную плату и принуждает покупателей брать эти товары по гораздо более высокой цене. Фактически это плата производителей магазину за продажу товара, чтобы товар вообще мог попасть на полку. Если учитывать эти бонусы, то наценка в торговых сетях составляет почти 40% вместо установленных законом 15%", - утверждает он. Жамалов считает необходимым для начала проанализировать эффект от применения механизма "оборотных схем" – какой объем товаров в общем потреблении продается по льготным ценам. Если эффект окажется низким, объем финансирования нужно увеличить. "Конечно, невозможно обеспечить всех покупателей товарами по низкой цене. Но цены на товары, продаваемые по "оборотной схеме", должны служить "маяком" для торговых сетей и магазинов. Они должны заставить их ориентироваться на эти цены и, учитывая конкуренцию, не задирать цены на товары. Для этого нужно также анализировать цены и объемы у других ритейлеров", - пояснил депутат.

Он также предложил подумать над расширением перечня товаров, изучить систему "ретробонусов" и принять методологическое решение относительно контроля наценки товара с их учетом. Затронул он и тему важности разработки стандартной маркировки льготных товаров, субсидируемых государством. Мажилисмен подчеркнул, что наиболее эффективным инструментом поддержки социально уязвимых слоев населения являются адресные меры. Поэтому льготные товары лучше продавать именно социально уязвимым слоям населения. Для этого, по словам депутата, существуют различные экономические инструменты: например, продовольственные карточки, когда человек может предъявить карточку и купить товар по сниженной цене. Тогда поддержку получат именно те, кто в ней нуждается, заключил народный избранник. И вот теперь поневоле думаешь – может быть, нам нужно правительство на какой-то срок отправить в парламент, чтобы оно там передохнуло, собралось с мыслями, взглянуло на ситуацию со стороны, пока Жамалов и К занимаются его работой? Ну, потому что нынешний кабмин не то, что в шарик, он уже и в медведя под шариком не попадает…

 

Где и кем надо работать в Казахстане, чтобы на жизнь хватало

На прошлой неделе Министерство труда и социальной защиты Казахстана подытожило данные, полученные за полгода на электронной бирже труда. И в результате выяснилось, что самые высокие зарплаты ожидают соискателей следующих профессий: помощники инженера по подготовке производства – 5 миллионов тенге в месяц, звукорежиссеры – 2,1 миллиона тенге, директора по инвестиционным проектам – 1,9 миллиона тенге и профессора вузов в области гуманитарных наук – 1,8 миллиона тенге. Глядя на последнюю строчку, я лично, как выпускник филологического факультета, пожалел о том, что в свое время не пошел в аспирантуру и не стал грызть сухарь гуманитарной лингвистики с тем, чтобы сейчас зарабатывать до 1,8 миллиона тенге в месяц. Но профессура для таких, как я раздолбаев – это такая же фантастика, как нигерийский апельсиновый хлеб в Казахстане, поэтому обратим свой взор на более прозаические и реальные профессии.

"Наиболее высокооплачиваемыми вакантными рабочими местами, представленными на электронной бирже труда, являются риелторы (в среднем 900 тысяч тенге), главные строители (824 тысячи тенге) и инженеры по объективному контролю (800 тысяч тенге)", – отметили в Минтруда. Вот вы не находите, что у нас ценовой перекос имеется не только на полках магазинов, но и на рынке труда? При всем уважении к звукорежиссерам, профессорам-гуманитариям и даже, не побоюсь этого слова, особо глубоком уважении к риелторам, профессия прорабов выглядит как-то солиднее и должна оплачиваться соответственно. Потому что если в стране не будет прорабов, то где и в каких помещениях звукорежиссеры будут настраивать свое оборудование, профессора – читать лекции, а самое главное – что риелторы в этом случае будут продавать? Тут ведь "веселуха" еще и в том, что по сравнению с началом года количество вакантных позиций на электронной бирже труда увеличилось в 1,8 раза, тогда как среди соискателей наблюдается спад активности: количество резюме с начала года снизилось с 70,2 тысячи до 59,9 тысячи. То есть народ голодает – но работать не хочет. Или не может – в силу низкой квалификации.

Но если кадров не хватает в силу низкой квалификации, то тут возникает вопрос к министерству образования – кого оно все это время готовит? Можно, конечно, строить на подоконнике в три ряда министра сельского хозяйства, но факт остается фактом – на полях работать зачастую некому, потому что по итогам первого полугодия больше всего вакансий разместили предприятия секторов сельского хозяйства (10,8 тысячи вакансий). На втором месте – вакансии в сфере строительства нежилых и жилых объектов (9,8 тысячи вакансий), на третьем … вы будете долго смеяться, но там оказался сапожник без сапог, то самое министерство образования, системе которого не хватает 6,6 тысячи различных специалистов. То есть наш минобр не в состоянии воспроизвести сам себя – может быть, с него и начать перестановки в правительстве? Ну, чтобы министерству сельского хозяйства спихивать ответственность за нехватку кадров было не на кого. "На протяжении последних месяцев сохраняется высокий спрос на подсобных рабочих, охранников, водителей, санитаров, учителей, врачей и медицинских сестер", – поделилась своей болью управляющий директор АО "Центр развития трудовых ресурсов" Александра Молчановская. Наряду с ними к наиболее востребованным профессиям относятся: охранники, водители, повара, электромонтеры, маляры, воспитатели, учителя, кухонные рабочие и другая трудовая интеллигенция.

Зато хватает желающих идти в структуры фонда "Самрук-Казына", которому вновь досталось от президента страны, за сохранность значительных административных расходов в национальных и квазигосударственных компаниях. Президент заявил, что нужно пересмотреть базовые нормативы для обеспечения нормального функционирования фонда. "Вместо выстраивания эффективной операционной среды и корпоративного управления "Самрук-Казына" по-прежнему напрямую вмешивается в операционную и закупочную деятельность, кадровую политику портфельных компаний, - заявил президент. - О каком корпоративном управлении, о каком IPO можно говорить в данном случае? Я поручаю Агентству стратегического планирования совместно с правительством и фондом подготовить конкретные предложения по дальнейшей реформе квазигосударственного сектора", - добавил глава Казахстана. А Данияр Ашимбаев чуть позже объяснил, что мешает Токаеву просто разогнать "Самрук".

"На мой взгляд, "Самрук-Казына" в своем нынешнем виде является нереформированной структурой в силу бессмысленности своего существования. Ее на плаву поддерживает гигантская задолженность, которая иначе ляжет напрямую на бюджет. Практически две трети активов "Самрука" находятся в залоге, компания перекредитована. Эффективность этих кредитных линий малоизвестна. Мы знаем, что долговая проблема есть и в "КазМунайГазе", и в КТЖ. На фоне объявленного IPO "КазМунайГазом" можно вспомнить, что 10% компании в 2015 году было практически передано Нацбанку в обмен на транши из Нацфонда. То есть эффективность квазигоссектора, она, мягко говоря, не поднимается выше нуля. Сами нацкомпании работают, но даже новые команды в КТЖ, в КМГ сталкиваются с тем, что на компаниях висят долги, которые с учетом макроэкономической ситуации оперативно закрыть невозможно. Поэтому проблема в том, что с "Самруком" нужно что-то делать и достаточно революционно, но как это сделать, никто не знает. Весь менеджмент оказался в сложной ситуации: с одной стороны, есть те, кто хочет поменять, а с другой стороны мы видим, что управленческое звено "Самрука" изначально формировалось не под эффективность, а под освоение бюджета. Есть ли смысл замены и кто заменит – разобраться с долгом надо, а потом уже ставить вопрос об упразднении или его переориентировании", - считает политолог.

 

Новость недели: как Ахметов стендап-комика разоблачал

Старая гвардия, которую нещадно критиковал на расширенном заседании правительство президент, на прошлой неделе показала зубы: аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов ответил на грязные инсинуации стендап-комика, выходца из Усть-Каменогорска Евгения Чебаткова, который выступал с программой под названием "Стальной воздух". Программа была посвящена загрязнению воздуха Усть-Каменогорска, а сам ныне российский комик шутил, что приезжая в Усть-Каменогорск, всегда спрашивает у местных друзей, стал ли чище воздух. В ответ на что те утверждали, что воздух в металлургическом центре Восточного Казахстана стал чуть светлее – и завели подметные разговоры о необходимости экологических надбавок к средней зарплате в этом городе в 262 тысячи тенге.

Ахметов в ответ заявил, что не стоит "переворачивать цифры", потому что означенная средняя зарплата имеется не в Усть-Каменогорске, а во всем регионе, включая депрессивное, как и повсюду, село. В отрасли металлургии, как отметил аким, среди отдельных профессий зарплаты составляют до 4 миллионов тенге, средняя зарплата врача в ВКО - свыше 300 тысяч тенге, врача в поликлинике - около 420 тысяч тенге. "Теперь по стендап-комику: пусть идет, смотрит. Но здесь есть один позитивный фактор - он отмечает неумолимое улучшение ситуации. Я бы ему рекомендовал: я три года работал в Москве, пусть он проедет 70 километров от Москвы. Поверьте, Усть-Каменогорск ему покажется раем. Или пусть проедет в соседний Барнаул. Поверьте, Усть-Каменогорск покажется абсолютно европейским городом. Поэтому каждому свое. Я, к моему сожалению, про этого стендап-блогера почему-то ничего не знаю. Наверное, это мое упущение, но я обязательно сейчас посмотрю", - пообещал аким ВКО журналистам.

После чего озвучил размер собственной зарплаты, сообщив, что зарабатывает свыше двух миллионов тенге в месяц. По его словам, базовый оклад у всех региональных акимов одинаковый, а дополнительные доплаты идут за стаж. "Мой стаж работы – опять будете критиковать в социальных сетях, но он составляет 48 лет. На государственной службе - 33 года. Я не буду рассказывать свою биографию. В отличие от многих своих коллег я пришел, имея достаточно большую производственную базу. Поэтому мой оклад свыше двух миллионов тенге", - сказал Ахметов. В общем, наверное, с таким должностным окладом жить неплохо и в Усть-Каменогорске, но проблему с ростом цен должностной оклад одного отдельно взятого акима не отменяет. А вообще забота наших чиновников о населении хорошо видна на примере министерства индустрии и инфраструктурного развития, которое в конце недели обсудило вопросы подготовки к предстоящему отопительному сезону. Там был представлен план потребности угля для бюджетных организаций и населения на 2022-2023 годы, согласно которому, объем потребления составит порядка 9,5 миллиона тонн, из них коммунально-бытовой сектор потребит 2,8 миллиона тонн. И потребителям в частном секторе порекомендовали покупать уголь как можно скорее, во избежание ситуации прошлых лет, когда в сентябре за ним выстраивались километровые очереди на железнодорожных тупиках.

Ну, и как после этого избежать драк за сахар, когда наша исполнительная власть вместо того, чтобы драконовскими методами навести порядок на товарном рынке, заставив перекупщиков с него уйти, говорит открытым текстом населению о том, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих? Вот наши люди и устраивают потасовки за лишний килограмм, потому что знают: если правительство говорит, что чего-то в стране достаточно, это значит, что страну ждет дефицит.

 

В чем польза президентских нагоняев для правительства

Тут надо отметить, что кое в чем разборки на расширенном заседании пошли правительству на пользу – например, практически не замеченным прошел ответ премьер-министра Казахстана Алихана Смаилова группе сенаторов, которые предлагали облагать налогами поставленные на временный учет в Казахстане иностранные авто для пополнения казны. А канцелярия премьера выслала им ответ, в котором пообещала ограничить ввоз иномарок в Казахстан: в прежние времена такой ответ вызвал бы в стране бурное обсуждение, но сахар все переплюнул. К тому же в канцелярии премьера, видимо, свои ответы иногда перечитывают – вот и сейчас, перечитав первоначальную вариацию, решили, что слишком круто взяли и надо бы объясниться с народом. "Накануне в ряде СМИ вышли публикации об ограничении ввоза в Казахстан автомобилей из ближнего зарубежья, основанные на ответе главы Правительства на депутатский запрос. В этой связи пресс-служба премьер-министра РК считает необходимым дать поясняющий комментарий", – говорится в сообщении. Далее поясняется, что в настоящее время участились случаи ввоза в страну иностранных транспортных средств с нарушением законодательства, выявляются факты эксплуатации автомобилей, находящихся в угоне или залоге, оснащенных подложными номерами. В прошлом году по итогам сверки с правоохранительными органами других стран установлено, что более 35 тысяч автомобилей, ввезенных в Казахстан, имели банковские и юридические ограничения. Свыше 600 автомобилей на момент ввоза разыскивались правоохранительными органами стран-участниц ЕАЭС.

"Для исключения рисков появления "проблемного" автотранспорта в Казахстане и улучшения администрирования в целом ведется разработка Правил ввоза транспортных средств, включая временный, где будут предусмотрены механизмы усиления контроля в части таких автомобилей, вплоть до ограничения их ввоза в страну", – пояснили в пресс-службе премьер-министра. Данные меры не коснутся автомобилей, зарегистрированных в иностранных государствах, ввезенные и эксплуатируемые на территории Казахстана без нарушений законодательства, подчеркнули авторы сообщения то, что нужно было подчеркивать в ответе сенаторам. Тогда бы и "некоторые СМИ" не стали бы инсинуировать на этой скользкой теме, которая, к счастью для правительства, в разнос на расширенном заседании не вошла. Ну, и закрывая тему разносов, отметим еще двух их фигурантов – силовиков и Багдата Мусина. Силовикам прилетело, в общем и целом, превентивно, в качестве острастки: "… необходимо исключить любые перегибы и злоупотребления по отношению к добросовестному бизнесу. А такие факты у нас имеются - на местах то и дело продолжается давление на предпринимателей. Если так будет продолжаться, примем жесткие меры в отношении самих сотрудников правоохранительных органов".

А вот с Мусиным ситуация куда загадочнее – Токаев сделал ему всего лишь замечание насчет того, что процессы цифровизации в стране идут медленнее, чем Ак Орде хотелось бы. Но если правительство в общем заработало от президента "трояк", то вот эту самую медленную цифровизацию президент оценил на неудовлетворительно. "Я поручал улучшить работу национального холдинга "Зерде", который подвергся критике Счетного комитета. Премьер-министру как куратору цифровизации следует обратить особое внимание на этот вопрос. Министру я делаю замечание. Я считаю, что вы неудовлетворительно работаете, подводите премьер-министра", - сказал Токаев Мусину на расширенном заседании правительства. Но говорят, что цифровизация – не главная причина, подкосившая акции главы министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, куда большие последствия для него может иметь объединение с антимонопольщиками по вопросу продажи сотового оператора Kcell, который сейчас входит в группу компаний "Казахтелекома". Министр это предложение антимонопольного ведомства поддержал давно, после чего акции Kcell пошли вниз – и с полутора тысячи тенге в апреле спикировали до 1 095 тенге к настоящему времени.

Вот если бы антимонопольщики с Мусиным сразу привели и показали лицом потенциального покупателя, этого падения, возможно, не было бы совсем. Ну, или оно было бы куда менее значительным – но проблема в том, что Kcell оказался в подвешенном состоянии: компания сама не знает, что с ней будет дальше, оставят ее в "Казахтелекоме" или продадут, и если все-таки продадут, то когда и кому? Тут ведь весь цимус в том, что европейские инвесторы в ближайшее время едва ли придут на наш рынок (ну, по крайней мере до тех пор, пока их правительства свои отношения с соседними Россией и Китаем не устаканят), а это значит, что купить такой крупный актив, как сотовая компания, в ближайшее время могут либо россияне, либо китайцы. Покупка казахстанского оператора российскими инвесторами – это угроза подпасть под вторичные (третичные и так далее до бесконечности) санкции, а Kcell, как и другие наши мобильные операторы, оборудование закупает в основном за бугром. Про покупку стратегического актива китайскими инвесторами лучше вообще промолчать, памятуя земельные беспорядки пяти-шестилетней давности. Не исключено поэтому, что Мусин вызвал недовольство Ак Орды своим действительно непродуманным заявлением насчет Кселла несколько месяцев назад, а цифровизация стала всего лишь предлогом для обозначения его одним из претендентов на выход. Так ли это, узнаем уже нынешней осенью.

Андрей ЛОГИНОВ, Нур-Султан