Как сложен путь к центру Алматинской агломерации

  • Транспортная связность Алматинской агломерации – одна из задач, лежащих в основе гармоничного развития южной столицы и прилегающих к ней областных районов. Для обычных жителей агломерации, работающих в Алматы, в настоящий момент поездки в город – это ежедневный стресс, поиск удобного трафика и, как правило, много физкультуры. Корреспонденты «Вечерки» на личном опыте выяснили, чего стоит путь в Алматы. 

Две трассы на Каскелен

О том, какие пригородные автобусные маршруты курсируют в западном направлении, «Вечерке» рассказали в Управлении городской мобильности Алматы. Согласно представленной информации, на сегодняшний день данным ведомством организовано 24 пригородных маршрута.

По верхней трассе, то есть по улице Жандосова от улицы Саина в село Шамалган через поселок Жандосово и обратно курсирует маршрут № 212, пассажиров на нижней трассе, то есть Бишкекской, обслуживают маршруты 23, 78, 202 и 230. Три из них относятся к Каскеленскому автобусному парку, это 
№ 23, 78 и 230. Позвонив в этот автопарк, мы узнали, что по 78-му маршруту график в настоящее время пересматривается и интервал составит 12-13 минут. С конечной остановки на станции метро «Бауыржан Момышулы» в село Жалпаксай последний рейс отправляется в 21.45, но сотрудники автопарка советуют пассажирам стараться выезжать из города пораньше, потому что нередко случаются поломки автобусов. Корреспондент «Вечерки» регулярно пользуется этим маршрутом по будням, а в выходные и праздничные дни ездит за город на автобусе № 212, поэтому знает о проблемах общественного транспорта не понаслышке.

На вопрос, почему у 212-го маршрута очень большой интервал (нередко приходится ждать автобуса по часу), в Управлении городской мобильности ответили, что регулярность на нем в настоящее время низкая в связи с тем, что автобусы часто совершают сход с линии по техническим причинам. 

– В связи с этим акимат города Алматы в текущем году планирует приобретение новых автобусов в количестве 600 единиц. По мере поставки новых автобусов Управлением городской мобильности Алматы будет рассмотрен вопрос об обновлении подвижного состава на данном маршруте, – подчеркнули в ведомстве.

Альтернативой пригородным автобусам служат такси, ежедневно курсирующие между Алматы и Каскеленом либо селами Карасайского и Жамбылского районов области. Негласная такса за проезд до поселка Жандосово с одного пассажира, установленная на попутках, сейчас достигла 400 тенге. 

Из города до села Шамалган на «социальном» такси по нижней трассе можно добраться за 500 тенге, ими пользуются пассажиры, когда не хотят тратить время и нервы на общественный транспорт, ведь дождаться автобуса и суметь влезть в него, да еще в часы пик – тот еще квест. На остановках, особенно на конечных (на перекрестках Саина – Жандосова, Бауыржан Момышулы – Абая и других), постоянно можно наблюдать нелицеприятную картину, как толпа пассажиров штурмует подъехавшие автобусы. 

Услуги такси по приложению «Яндекс Go» из поселка Жандосово до Алматы обойдутся клиентам в кругленькую сумму: в утренние часы стоимость проезда составляет от пяти до семи тысяч тенге, время ожидания автомобиля – от 15 до 40 минут. С города в поселок примерно так же. 

Из Алматы можно попасть в Каскелен не только по нижней трассе, но и по верхней, если сесть в тот же 212-й автобусный маршрут и доехать до поворота на Каскелен, а оттуда пересесть на стоящие тут же такси местных бомбил. Стоимость проезда на одного человека составит примерно 250 тенге.

Талгар и Иссык

Талгар – город районного значения в 25 километрах от Алматы в восточном направлении. По последним данным численность населения в Талгаре составила 50 476 человек, а Талгарского района – 211 511. Больше половины жителей Талгара и близлежащих селений района (Кызылкайрат, Бельбулак, Бирлик, Бесагаш, Туздыбастау, Талдыбулак) работают в городе. 

Добраться из Талгара в Алматы можно тремя способами. Первый – 207-й маршрут, который обслуживает ТОО «Думан транс». До недавнего времени автобусы были семиметровые, но в начале апреля компания закупила 22 новых автобуса длиной в 11 метров и запустила их на 207-й маршрут. Интервал движения составил 7 минут. Посадочных мест в автобусе 30, общая вместимость 80 человек. Однако проблему это не решило. По словам одной из жительниц Талгара, люди не помещаются в автобусы.

– Раньше было хуже, конечно, автобусы совсем маленькие, битком набитые. Приходится ехать стоя все полтора часа до города. Сейчас стало немного свободнее, но тем не менее в Талгаре слишком много людей, которые ездят по утрам в город. На такси не наездишься – бьет по карману, – говорит Диана Ахметова.

Такси-попутка – еще один способ добраться до Алматы, а именно до «Саяхата» или Зеленого базара. Стоимость проезда до того, как поднялись цены на бензин, составляла 300 тенге – негласная установка талгарских таксистов и пассажиров. Сейчас многие водители просят за проезд 400, а то и 500 тенге. Талгарцы готовы платить в полтора раза больше привычной суммы, потому что по утрам в Алматы просто невозможно уехать. Многие опаздывают на работу из-за того, что долго ловят такси, а потом застревают в печально известных пробках по Талгарскому тракту. 

Иногда на помощь талгарцам приходят так называемые «спринтеры» – частные маршрутные такси, которые набирают людей по количеству сидячих мест. Точный интервал их движения сложно вычислить – он может составлять как 15 минут, так и все 40. Стоимость проезда на маршрутке – 300 тенге.

Сервис «Яндекс Go» рассчитан на людей с достатком: стоимость проезда в час пик может дойти до пяти-шести тысяч тенге. 

Иссык – районный центр Енбекшиказахского района Алматинской области, в 53 километрах на восток от Алматы. Из Иссыка в Алматы можно добраться тремя способами. Первый – 225-й автобусный маршрут, который обслуживает ТОО «BAS TRADE». Интервал движения – 8 минут. 

Жительница Иссыка Гайнижамал жалуется на работу этого маршрута – по ее словам, автобусы переполнены в час пик и иногда проезжают, игнорируя остановки.
Второй способ – такси-попутка. Стоимость проезда – 500 тенге. 

– Обычно по утрам поймать такси относительно несложно, проблема заключается в пробках на Кульджинском тракте, а именно – на аэропортовском кольце. Бывает так, что до кольца доезжаем за 25 минут, а на нем самом стоим 40 минут, а то и час, – рассказывает жительница Иссыка Надежда Дмитриевна.

Так же, как и в Талгаре, по маршруту Иссык-Алматы ездят частные «спринтеры», их стоимость – 500 тенге. 
Проезд на «Яндекс Go» от автовокзала «Саяхат» до автостанции «Есик» стоит около шести-семи тысяч тенге в час пик.

Северный маршрут

Илийский район – один самых близко расположенных к черте Алматы районов. На его территории насчитывается свыше 30 населенных пунктов. Расстояние от поселка Отеген батыр, районного центра, до «Саяхата» составляет 29,87 км. Время в пути, по словам таксистов, займет 45 минут. На общественном транспорте в час пик дорога занимает порядка 1,5 часа, иногда и больше.

Жители района отмечают, что в последние годы с запуском новых автобусов ситуация, конечно, намного улучшилась. Появился новый маршрут № 228, который следует через Зеленый базар; в автобусах стало чище, окна открываются, салоны хорошо проветриваются. Вместе с тем проблема переполненного общественного транспорта в час пик и километровых пробок остается. 

Жительница поселка Отеген батыр Гульмира Куанышева рассказывает, что поездка в город из района на автобусе напоминает ей гонки с препятствиями: долгая дорога, ужасные пробки, конфликтные ситуации изматывают людей, словом, пропадает желание ехать. 

– Каждое раннее утро тысячи школьников и студентов, взрослые добираются в город на занятия или работу на областном транспорте. Перед тем как в него сесть, необходимо запастись большим терпением, ибо день начинается с преодоления трудностей, независящих от тебя. В часы пик, это в 6–8 часов утра, автобусы № 228, 220 и 221 едут, как правило, переполненными до «Саяхата». Жители сел, доехав до границы с городом, часто вынуждены пересаживаться на 42-й или другой городской маршрут, чтобы хоть какую-то часть дороги проехать с комфортом – спокойно и без нервотрепок. На «Саяхате» мы пересаживаемся на метро или другие городские автобусы, – говорит она.

Женщина также добавила, что в поездке самое важное – быть готовым к любому повороту событий в дороге, так как за полтора-два часа езды случаются поломки или дорожные происшествия. Тогда приходится пересаживаться на другой автобус. На помощь приходит ежемесячный проездной стоимостью 7200 тенге. Но не каждый сельский житель может позволить приобрести его. 

Цены на попутное такси составляют от 300 до 500 тенге на одного человека в зависимости от договоренности с водителем. В ночное время и непогоду стоимость проезда в попутном такси резко повышается, это при том, что едешь вместе с другими попутчиками.   

– Вместе с тем днем автобусы из района ездят полупустые, без проблем можно доехать в любой конец города. Значит, надо увеличить число автобусов в часы пик, и кто-то должен строго контролировать, чтобы соблюдался соответствующий интервал между автобусами, а также продлить время работы общественного транспорта ночью с 21.00 до 22.30–23.00, – предлагает жительница района.

Статья опубликована в №60 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Все дороги ведут в…».