Вы здесь
Главная ›Итоги столичной недели: Китайские кредиты на фоне прибыльности своих банков – что не так в экономике Казахстана?
На прошлой неделе жители Астаны, "пережившие" очередной наплыв иностранных делегаций в рамках мероприятий Шанхайской Организации Сотрудничества, задавались вопросом – а какой конкретный экономический "выхлоп" им от постоянно перекрытых на левом берегу Ишима автотрасс полагается? Выхлоп, между тем, был достаточно большой – одна только китайская делегация озвучила намерения нарастить закупки мяса в Казахстане, взамен увеличив поток туристов из КНР, которые будут тратить здесь свои юани в тенговом эквиваленте.
Также китайские товарищи обещают инвестировать в нашу энергетику свои финансы – намерение, безусловно, благое, и его однозначно следует приветствовать, но тут неизбежно возникает вопрос – а что с нашими внутренними инвесторами в лице казахстанских банков? Наша "кровеносная система экономики" упорно игнорирует нужды этой самой экономики, одновременно получая самые высокие оценки от зарубежных и отечественных экспертов – но кредиты на реальные промышленные проекты мы при этом почему-то вынуждены привлекать из-за бугра. То есть при наличии собственного инструмента распределения денежных средств по венам страны мы все время ищем забугорного донора – это ненормально ни с экономической, ни с медицинской точек зрения.
Итоги ШОС: Ирригация, туризм и общий рынок АПК
Заседания ШОС на различных уровнях принято оценивать с военно-политических позиций, между тем, экономическое значение этой организации также немаловажно, особенно с учетом того, что экономика в последнее время становится инструментом давления блока одних стран на блок других государств. С этой точки зрения для меня лично куда интереснее саммита ШОС, то есть встреч глав-государств, были встречи специалистов узкого, народнохозяйственного, как говаривали раньше, профиля: что участники ШОС готовы предложить Казахстану в части новых промышленных проектов? И тут, уж простите за приземленность примеров, спектр предложений оказался достаточно широким, а главное – актуальным: так, Иран готов предоставить Казахстану современные технологии полива посевных площадей. Это стало известно после встречи министра водных ресурсов и ирригации Казахстана Нуржана Нуржигитова с Чрезвычайным и полномочным послом Ирана в Казахстане Али Акбаром Джоукаром. Стороны обсудили обмен опытом и технологиями для сокращения потерь воды при транспортировке и поливе посевных площадей. "На сегодня мы начали масштабную работу по строительству и реконструкции водохранилищ и других водохозяйственных сооружений. Иранские компании обладают богатым опытом в этом направлении, разрабатывают эффективные технологии", - сказал Нуржан Нуржигитов.
Позже выяснилось, что компании из Ирана готовы предоставить Казахстану современные системы полива, использующие подземные воды, а также автоматические установки капельного орошения, подающие влагу напрямую к корням растений. Благодаря этим технологиям в Иране удалось значительно сократить расходы воды на выращивание риса, увеличив, при этом, урожайность этой культуры. "Сейчас в Жамбылской и в Туркестанской областях идет реконструкция ирригационных сетей. Поэтому хочу пригласить бизнесменов из Ирана в нашу страну для участия в конкурсах на строительство и ремонт водной инфраструктуры", – сказал министр водных ресурсов и ирригации Казахстана. Помимо этого, иранские компании могут построить в Казахстане масштабные гидротехнические сооружения – это выяснилось после встречи Нуржигитова с министром энергетики Ирана Али Акбаром Мехрабианом. Иранские инвесторы собираются реализовать в Казахстане проекты по типу ГЭС "Бахтиари" — одной из крупнейших плотин в мире, расположенной в Лурестане. Казахстанский министр напомнил, что после паводков весной этого года страна особенно нуждается в новых плотинах – и заинтересована в тесном и долгосрочном сотрудничестве с иранскими коллегами.
Китай также порадовал своим размахом в намерении инвестировать в казахстанскую экономику, причем как прямым, так и косвенным образом. Косвенный образ – это увеличение туристического потока в Казахстан: число туристов из Поднебесной в Казахстан в прошлом году составило 367 тысяч человек, заявил на встрече с министром культуры и туризма Китая Сунем Ели глава Минтуризма Ермек Маржикпаев. По его данным, 311 тысяч казахстанцев посетили Китай, что вдвое превышает показатель 2022 года. Министр подчеркнул, что по маршруту Казахстан-Китай выполняется 44 рейса в неделю. "Для продвижения туристического потенциала страны, в рамках государственного визита председателя КНР в Казахстан, мы также подпишем меморандум о взаимопонимании с Медиакорпорацией Китая о сотрудничестве в области туризма", - отметил казахстанский министр. Тем временем, председатель правления АО "Самрук-Казына" Нурлан Жакупов встретился с заместителем председателя CCCC (China Communications construction company Ltd) Сунем Личаном и председателем Совета директоров CWE (China International Water & Electric) Цзяном Шоуго. "Стороны обсудили вопросы взаимодействия по проекту строительства гидроаккумулирующей электростанции (ГАЭС)", - говорится в сообщении пресс-службы "Самрука".
ГАЭС - это гидроэлектростанция, которая используется для выравнивания суточной неоднородности графика электрической нагрузки. Сейчас в Казахстане их просто нет, между тем, в условиях быстрого развития экономики и общества вопросы по созданию систем хранения энергии и нехватки электрической мощности в часы пиковых нагрузок становятся все более актуальными для страны. Причем строительство данной станции – это уже не просто намерения: 2 июля на полях Казахстанско-Китайского Делового Совета в Астане сторонами было подписано Соглашение о сотрудничестве по проекту строительству первой казахстанской ГАЭС. А китайская компания Shenzhen Energy предложила Казахстану убить двух зайцев разом – вырабатывать электроэнергию из бытового мусора за счет строительства в столице завода по его сжиганию. "Стоимость и сроки проекта пока неизвестны, вопрос прорабатывается совместно с акиматом Астаны. Проектная мощность завода - в день будет сжигать 1500 тонн бытового мусора для выроботки электроэнергии", - сообщил представитель компании Shenzhen Energy. Он отметил, что завод будет построен с применением самых последних технологий: компания имеет аналогичные проекты по всему миру.
Кроме того, в Костанайской области с участием Китая построят завод по глубокой переработке зерна, стоимость проекта - 50 миллиардов тенге. Китай предоставит для этого проекта технологии биоинженерии и современное оборудование. "На этом предприятии будут производиться уникальные для Казахстана продукты, в частности, лизин - это незаменимые аминокислоты в составе комбикорма для животных, которые сегодня Казахстан не производит", - пояснил гендиректор KazFoodProducts Алихан Талгатбек. Завод построят в течение двух лет, он сможет перерабатывать более 1200 тонн зерна в сутки. Всего же в ходе казахстанско-делового совета в рамках мероприятий ШОС в Астане было подписано 40 соглашений на сумму 3,7 миллиарда долларов. Также выяснилось, что под реализацию этих проектов китайские банки предоставят Банку развития Казахстана льготные кредиты на сотни миллионов долларов под оговоренные инвестпроекты. Так, Китайский строительный банк в Астане (China Construction Bank) предоставит БРК льготные кредиты на сумму 500 миллионов долларов, помимо этого, льготные кредиты на 250 миллионов долларов на 2 миллиарда китайских юаней предоставит БРК Государственный банк развития Китая. Средства также пойдут на финансирование инвестпроектов, один из них касается восстановления автодорог республиканского значения общей протяженностью более 5 тысяч километров.
Уточняется, что проект будет реализован на всей территории Казахстана и позволит развить транспортно-логистический потенциал регионов. Для этого БРК предоставил «КазАвтоЖол» кредитную линию в размере 450 миллиардов тенге. Кроме того, между БРК, China Power International Holding и Торгово-промышленным банком Китая в Алматы было подписано соглашение о намерениях предоставить синдицированный займ в рамках проекта по строительству ветрового парка общей мощностью 220 МВт в Акмолинской области. Помимо вышеуказанных участников, в синдикате планируется участие Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Данный инвестиционный проект предусматривает строительство пяти ветроэлектростанций: ВЭС Борей (100 МВт), ВЭС Energo Trust (50 МВт), Софиевская ВЭС (39 МВт), Аркалыкская ВЭС (17 МВт) и ВЭС JasilJel Energy (14,95 МВт), которые позволят обеспечить регион экологически чистой электроэнергией и снизить количество вредных выбросов в атмосферу. Этот проект соответствует планам Казахстана к 2060 году довести долю возобновляемых и альтернативных источников энергии до 80% от общего энергобаланса страны, говорится в релизе.
Вот при всей моей "любви" к зеленой энергетике, о смутном будущем которой мы еще поговорим ниже, я бы сейчас сосредоточился не столько на деньгах на ветер, коими, на мой взгляд, являются ветряки, сколько на том обстоятельстве, почему инвестпроекты в нашей стране финансируют иностранные банки при наличии своей банковской системы. Китайским товарищам – респект и уважуха за льготные условия финансирования, но есть одна маленькая проблемка: основным подрядчиком и выгодополучателем при таком раскладе будут китайские же производители. И тут кричать о коварности иностранных инвесторов бессмысленно и глупо – с 90-х годов пора понять, что "Кто девушку ужинает – тот ее и танцует", следовательно, кто девушке ужин оплачивает, тот и диктует, какой танец она будет танцевать. Следовательно, если Поднебесная дает деньги на строительство мусоросжигающего завода в Астане, значит, и печки для этого завода будут изготавливаться китайскими предприятиями до последнего винтика. Хотите, чтобы на процессе стройки этого завода заработали ваши предприятия – входите деньгами в его финансирование, и тут выясняется, что желающих это сделать среди наших вроде бы патриотически настроенных банков просто нет.
Как Всемирный Банк "подставил" наши банки
Тут можно было бы предположить, что у наших банков второго уровня просто нет денег на такие "глупости", как мусоросжигающий завод в столице, однако ж на прошлой неделе свинью в этом смысле им подложил многоуважаемый Всемирный Банк, назвав их в своем ежемесячном отчете "одними из самых прибыльных в богатых ресурсами странах". По сведениям экспертов ВБ, рентабельность капитала банков Казахстана достигла многолетнего максимума в 34,8% в апреле, что было обусловлено высокими реальными кредитными ставками и ростом чистой процентной маржи (разница между средней процентной ставкой по кредитам и обязательствам). "Банки Казахстана уже давно имеют одни из самых высоких показателей прибыльности среди аналогичных стран, богатых ресурсами", – говорится в отчете Всемирного банка. А далее утверждается, что реальное кредитование с их стороны в мае выросло на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за счет потребительских кредитов, вклад которых составил 80% от общего прироста, тогда как доля кредитов бизнесу в общем росте осталась достаточно низкой и составила 20%. То есть наша кровеносная система экономики предпочитает раздавать деньги населению, а с реальным сектором экономики связываться не хочет. И поэтому промышленные проекты в стране по-прежнему будут финансировать иностранцы, а заказы на изготовление оборудования для них будут размещаться на иностранных же предприятиях.
Стоит ли удивляться тому, что у нас и экономический рост привязан к желанию/нежеланию иностранных инвесторов вкладываться в наше производство? Согласно тому же отчету ВБ, в январе инвестиции в реальный капитал в Казахстане сократились на 6,5% по сравнению с ростом на 17,2% год назад. Активность снизилась в основном из-за сокращения прямых иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность и инвестиций в жилье: инвестиции в горнодобывающую промышленность сократились почти на 30% год к году (13,4% годом ранее). Снижение инвестиций в жилье на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (+4,1%) объясняется исчерпанием средств пенсионного фонда, которые были разрешены к изъятию и использовались для покупки жилья, что обеспечило кратковременный рост рынка в 2022-2023 годах. "В целом слабая инвестиционная активность за последние 10 лет, снизившись с 28% ВВП в 2001–2009 годах до 17% ВВП в 2012–2022 годах, была доминирующим фактором, сдерживающим производительность и потенциальный рост", – отмечают авторы отчета. То есть если завтра иностранные инвесторы примут решение вообще в нас не инвестировать, то экономические показатели, намеченные правительством, мягко говоря, должны будут немедленно пересматриваться в сторону ухудшения – а как же кровеносная система экономики, которую более 30 лет держали в инкубаторе, создавая льготные режимы и не подпуская к внутреннему рынку иностранные банки? А она, судя по всему, кому должна – тому прощает, невзирая на обнаруженную ВБ рекордную рентабельность.
И все это от того, что все 30 с лишним лет банковская система в стране рассматривалась не как инструмент для построения экономики, а как некое культовое сооружение, которое выше самой экономики, на которую это сооружение должно, по идее, работать. Должно, но законодательно не обязано – а потому у нас и продолжается наращивание потребительских кредитов на фоне стагнации кредитов хозсубъектам. Оно понятно, что сейчас в одночасье банкам перекинуть все имеющиеся у них ресурсы на кредитование промышленности не прикажешь: они тут же сошлются на необходимость обслуживания депозитов населения, которые за счет строительства мусоросжигающего завода в Астане не пополнишь. Но существующий крен в кредитовании устранять надо, причем очевидно, что сделать это можно только директивными методами, по доброй воле наши банки на финансирование экономики не пойдут. Как это сделать? Да очень просто – у нас же перед автомобилесборочными предприятиями поставили условие по увеличению казсодержание в их продукции взамен на налоговые льготы, в результате один "Бобик" в Усть-Каменогорске сдох, зато два других, в Костанае и в Алматы, вполне себе с задачей справились. Вот и с банками можно действовать по тому же принципу – обязать их законодательно отправлять на кредитование промышленных проектов не менее определенного процента от их общего объема кредитования: да, есть риск, что и здесь будут свои сдохшие "бобики", зато оставшиеся научатся жить по средствам и гонять кровь по организму в требуемом режиме, а не так, как им хочется и удобно.
В ответ на возражение – а как же права клиентов этих потенциально "дохлых бобиков", открывших в них депозиты? Так их никто нарушать не собирается – в стране действует Казахстанский фонд гарантирования депозитов, который уже за несколько "дохлых бобиков" успешно рассчитался с их вкладчиками, клиенты не к ночи будет помянутого "Валют-Транзит Банка" соврать не дадут. Тут, правда, на прошлой неделе из Алматы пришла не слишком радующая весть о том, что средства Казахстанского фонда гарантирования депозитов начали передавать в доверительное управление частным управляющим компаниям. "Передача средств осуществляется в рамках стратегии Национального Банка Казахстана по развитию рынка ценных бумаг и постепенному отходу от управления активами дочерних организаций", - отметили в главном банке страны, подчеркнув, что пока частникам передана только часть активов. А председатель КФГД Адиль Утембаев заверил, что предпринимаются все меры по обеспечению сохранности передаваемых активов. "Мы оценили риски и разработали инвестиционную политику для частных компаний, согласно которой инвестирование будет осуществляться только в надежные финансовые инструменты, такие как государственные ценные бумаги Республики Казахстан, облигации субъектов квазигосударственного сектора и международных финансовых организаций со сроком погашения до трех лет, а также операции обратного РЕПО", - сказал он.
По его словам, при возникновении рисков в договоре для КФГД предусмотрена возможность его одностороннего расторжения с провинившимся "частником". Директор департамента монетарных операций НБК Нуржан Турсунханов отметил, что на площадке Казахстанской фондовой биржи разработан и запущен индекс государственных ценных бумаг для целей индексного управления активами КФГД. "Передача активов даст существенный импульс отечественному рынку ценных бумаг, будет способствовать развитию рынка частных управляющих компаний за счет возможности увеличения объема активов под управлением, а также повышению эффективности управления переданными активами за счет усиления конкуренции среди управляющих", - сказал Турсунханов. На сегодняшний день размер активов спецрезерва КФГД составляет 1,2 триллиона тенге, на первоначальном этапе будет передано 200 миллиардов тенге, то есть шестая часть от общего объема. Дальнейшая передача активов будет осуществляться поэтапно, в зависимости от показателей эффективности частных управляющих компаний, но особого энтузиазма эта новость не вызывает: как показывает практика, у нас откуда бы государство не уходило, ему туда рано или поздно возвращаться приходится. Просто потому, что, каким бы неэффективным управленцем государство бы ни было по завершениям "рыночников", без его контроля в любой отрасли все становится только хуже – ЕНПФ, в котором пришлось аккумулировать в итоге все пенсионные накопления, раскиданные ранее по частным фондам, тому наглядная иллюстрация.
Оно понятно, что все в этом мире когда-нибудь случается в первый раз – и наши частники со средствами КФГД могут сотворить какое-нибудь доселе невиданное чудо в их преумножении, но это тот самое исключение из правил, когда лучше приятно удивиться результату, чем получить вполне ожидаемый результат. Видимо, в Нацбанке думают ровно также, а поэтому и передают в доверительное управление не всю сумму накоплений сразу, а лишь шестую ее часть – что ж, посмотрим, что из этого эксперимента выйдет.
Аграрии всего ЕАЭС (и ШОС), объединяйтесь
Кстати, Китай внес свою лепту в развитие и нашего аграрного сектора, заявив о намерении закупать у нас до 20 тысяч тонн свинины ежегодно. Кроме того, Поднебесная намерена реализовать в Казахстане сразу несколько проектов по глубокой переработке кукурузы, передает "АПК Новости". Представители бизнеса и госструктур Казахстана и Китая на встрече с китайской корпорацией "Myande Group", агропромышленным холдингом Казахстана "KazFoodProducts", Казахстанским фондом прямых инвестиций и "Baiterek Venture Fund", состоявшейся в Астане, заключили соглашение о модернизации соответствующего производства в стране. По информации пресс-службы Нацкомпании KAZAKH INVES, китайская компания проведет модернизацию действующего в Алматинской области завода "АзияАгроФуд". В результате проведенных работ, мощность производства увеличится с 200 до 300 тонн кукурузы в сутки или до 100 тысяч тонн в год. Между тем, Китай проявляет интерес к новым предприятиям переработки в целом, и кукурузы в частности. Как сообщили порталу LS в Минсельхозе, китайская компания намерена построить новый завод по глубокой переработке кукурузы стоимостью 150 миллионов долларов, на котором наладят выпуск тиамулина для лечения свиней и птицы.
Что касается новых производств кукурузы, то одно из них уже строится в Туркестанской области. Одновременно министерство сельского хозяйства Казахстана сообщило о том, что в ЕАЭС появится общий аграрный рынок, в результате казахстанские сельхозпроизводители смогут получать кредит под залог складского свидетельства в других участниках Евразийского Экономического Союза (раз у себя не кредитуют!!!) и продавать свою продукцию на их рынках дистанционно. Помимо этого, в Минсельхозе на прошлой неделе прокомментировали информацию о зараженном мясе, которое якобы завезли из Кыргызстана в Казахстан: напомним, что ранее рассылка в мессенджере WhatsApp напугала казахстанцев, поскольку автор аудиосообщения утверждает, что в Казахстан из Кыргызстана завезли мясо скота, зараженного бешенством и якобы его уже используют в местах общепита. В Минсельхозе данную информацию назвали фейком, сообщает Telegram-канал STOPfake.kz. "Ввоз сельскохозяйственных животных, а также говядины, баранины и свинины с территории Кыргызстана в Казахстан не осуществляется в связи с ограничением, введенным в 2011 году по ящуру сельскохозяйственных животных", — цитирует издание сообщение МСХ. По данным ведомства, если подтвердится попытка контрабандного провоза мяса, будут приняты меры по усилению контроля на границе.
Ранее аналогичное аудиосообщение распространялось в WhatsApp в 2021 году, так что кто-то запустил второй волной "проверенный" с точки зрения посевов паники слух. От фейков, кстати, на прошлой неделе отбивался не только Минсельхоз, за несколько дней до него казахстанский Минздрав опроверг информацию о новом вирусе, который массово "подкосил" жителей Караганды. Такие слухи появились из-за видео, в котором говорится о необычной затяжной простуде у карагандинцев, что до запуска фейка о зараженном мясе из Кыргызстана, то он циркулировал на фоне официального сообщения министерства торговли и интеграции о результатах проверок торговых точек на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологических требований. "Во всех регионах было закуплено 583 вида продукции. Наибольшее количество закупленных видов пищевой продукции в городе Шымкент – 74, в области Улытау – 50 и в Актюбинской области – 41… Из общего количества 583 видов продукции, по 304 видам или 52,1% выявлены нарушения, в том числе, в части отсутствия информации на государственном языке 271 нарушений или 89,1%, в части нарушений санитарно-эпидемиологических требований 33 или 10,9% (несоответствие по составу, реализация товара с истекшим сроком годности, отсутствие соответствующих документов)", — говорится в распространенном ведомством сообщении.
Отбор импортной продукции для проверки при этом проводился 26 общественными объединениями во всех регионах страны, активное участие в работе также приняли депутаты маслихатов, члены партии "Аманат", общественных советов при акиматах, а также неравнодушные потребители в рамках проводимой информационно-просветительской работы среди населения и плана-мероприятий дорожной карты концепта "Сапалы Өнім" ("Качественная продукция"). Для проведения экспертиз в регионах продукция направлялась в основном в филиалы республиканского госпредприятия "Национальный центр экспертизы" министерства здравоохранения, а также в "Национальный центр экспертизы и сертификации" и в "Центр санитарно-эпидемиологической экспертизы". По выявленным нарушениям 108 предпринимателей привлечены к административной ответственности за продажу без документов и нарушения в области санитарно-эпидемиологических норм. Кроме того, по 12 видам продукции по переданным материалам комитетом технического регулирования и метрологии отменены и приостановлены декларации соответствия в Актюбинской, Туркестанской, Западно-Казахстанской области и областях Жетису и Улытау.
При этом в Минторговли заверяют, что повторные проверки не выявили аналогичных нарушений, то есть наши предприниматели понимают все с первого раза, если не запускать процесс проведения таких рейдов. Тем временем, минсельхоз обещает уменьшить количество импортной молочной продукции на наших прилавках за счет удвоения объемов производства отечественного молока в два раза к 2027-му году, с 600 тысяч тонн до 1,2 миллиона тонн благодаря увеличению объемов льготного финансирования. Об этом рассказал министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров на международном форуме по молочному животноводству и переработке "PRO Milk.’24": он напомнил, что в 2023 году государство выделило 35 миллиардов тенге субсидий на снижение стоимости производства молока, а также семени при искусственном осеменении и на приобретение племенного поголовья. Также в прошлом году была запущена льготная программа кредитования общим объемом 100 миллиардов тенге со ставкой 2,5% годовых на строительство 65 молочно-товарных ферм. По словам министра, производство молока на специализированных фермах за последние три года выросло на 20%, до 600 тысяч тонн, а переработка продукта достигла 2,1 миллиона тонн.
"В ближайшие три года по льготной программе кредитования будет реализовано 118 проектов, что позволит вдвое увеличить объемы производства молока и довести их до 1,2 миллиона тонн", – сказал Сапаров. Чтобы снизить стоимость кормов (до 70% в себестоимости сырья), Минсельхоз работает над повышением урожайности, диверсификацией посевов и развитием орошения. К примеру, в 2024 году был утроен объем льготного кредитования посевных и уборочных работ, до 580 миллиардов тенге. Это, по словам Сапарова, позволит охватить 9 миллионов га или 38% посевов. "Площадь под кормовые культуры доведена до 3,2 миллиона га. Всесторонняя поддержка со стороны государства оказывается не только производителям, но и предприятиям переработки продукции АПК", – добавил министр сельского хозяйства. Кроме того, ведомство разработало и приняло Комплексный план по развитию переработки сельскохозяйственной продукции до 2028 года. В его рамках государство выделит более 370 миллиардов тенге в ближайшие пять лет, из этой суммы 222 миллиарда тенге предназначены на пополнение оборотных средств действующих предприятий, которым в банках наших ничего не светит.
И вот глядя на все это, хочется немного подискутировать с господами рыночниками, которые утверждают, что государство не может быть эффективным менеджером: не спорю, у нас действительно достаточно много бюджетных средств тратится бездумно, а то и вовсе разворовывается путем приписок – за примером далеко ходить не надо, тот же Минсельхоз буквально в начале июля обновил статистику в сфере животноводства, после чего "надутые" регионами показатели производства молока сократились на 2 миллиона тонн, численность овец — на 14%, коз — на 20%, свиней — на 34%, домашней птицы — на 22%, производство мяса в живом весе — на 15%, куриных яиц — на 10%. Но, во-первых, минсельхоз (читай – правительство) сам пошел на устранение "потемкинских деревень", признав, что до сих пор не все было ладно в его вотчине. А, во-вторых, каким бы неэффективным менеджером не было бы наше государство, оно деньги на субсидии АПК выделяет ежегодно в отличие от наших сверхэффективных банковских структур, которых в сельское хозяйство на аркане не затащишь. И, сравнивая отдачу для сельчан от "неэффективных" государственных вливаний и того жалкого финансового ручейка, который в АПК идет из частного финансового сектора, поневоле вспомнишь неприличную народную поговорку про "всю разницу" между двумя субъектами, один из которых только дразнится. Так что иногда сторонникам "свободного рынка" лучше жевать выращенную нашими сельчанами с помощью госсубсидий продукцию, чем говорить…
Почему петиция по "народным тарифным советам" вполне себе здравая
Между тем, yа прошлой неделе ресурсе epetition.kz обнародовал новую петицию с предложением создать в Казахстане "Народные советы по тарифам". По задумке ее автора, в регионах необходимо создать советы по тарифам для того, чтобы граждане сами могли участвовать в процессе формирования тарифов и отслеживать освоение получаемых от потребителей средств. "Есть пассионарные участники рынка – потребители в регионах. Это общественники, журналисты, активные граждане, профильные эксперты. Из их числа, считаю, надо формировать советы народного контроля. Механизмов работы таких советов может быть много, в том числе с посещением или без посещения объектов. Это будет организованный общественный контроль. Тот, кто мог бы заниматься контролем освоения тарифных денег, этого не делает на должном уровне. Поэтому надо строить общественный контроль снизу", - прокомментировал свое предложение корреспонденту издания inbusiness.kz автор петиции Сергей Агафонов. В петиции вновь поднят вопрос приостановления лицензии частных энергоснабжающих организаций, которые прекратили свою работу 1 апреля 2024 года: по мнению автора документа, на рынке энергетики должна быть конкуренция там, где это возможно, в том числе – и среди энергоснабжающих организаций. Одно из предложений, озвученное в петиции, касается формы собственности ТЭЦ – ее автор предлагает все региональные теплоцентрали вернуть в госсобственность.
С последним предложением нельзя не согласиться хотя бы потому, что "эффективные менагеры" в нашей энергетике себя уже показали во всей красе, а апофеозом их деятельности стало падение трубы на Петропавловской ТЭЦ в марте 2022-го года. Обращает на себя внимание тот факт, что петиция по "народным советам" появилась в аккурат под обсуждение идеи увеличения стоимости проезда в общественном транспорте в ряде городов страны. Так, в Алматы могут повысит стоимость проезда в общественном транспорте со 100 до 120 тенге, сообщили в пресс-службе городского акимата. Соответствующий проект постановления акимата города опубликован на сайте "Открытые НПА" для обсуждения общественностью. "В Управлении городской мобильности отметили, что тариф в 80 тенге не менялся с 2011 года и только в прошлом году был увеличен на 20 тенге. В настоящее время в Алматы стоимость тарифа на общественном транспорте установлена в размере 100 тенге при оплате безналичным способом и 200 тенге при оплате наличными", - говорится в сообщении. В ведомстве подчеркнули, что в текущем году средний тариф за проезд на общественном транспорте составляет 310 тенге, а на некоторых маршрутах достигает 400 тенге (тут нужно пояснить, что на самом деле речь идет не о тарифе, а о реальной себестоимости поездки одного пассажира по версии акимата).
"В этой связи ежегодно растет размер субсидий, выплачиваемых перевозчикам. Если в 2023 году им было выделено 68,7 миллиарда тенге, то в 2024 году прогнозная сумма субсидий выросла до 97,3 милларда. Таким образом, при нынешнем тарифе размер субсидирования будет все время увеличиваться, что может стать непомерным для местного бюджета", - заявили в градоуправе. Кроме того, проект предусматривает отмену оплаты за проезд наличными, чтобы не отвлекать водителей на сборы денег. "В Управлении городской мобильности подчеркнули, что при новом тарифе прогнозируемый объем субсидирования в 2024 году сократится более чем на 7 миллиардов тенге. Это позволит направить дополнительные средства на повышение привлекательности поездок на общественном транспорте с учетом требований горожан", - говорится в сообщении. Также в акимате отметили, что в текущем году начата реализация мастер-плана Транспортного каркаса, предполагающего развитие скоростного общественного транспорта – BRT и LRT. Предполагается, что к 2030 году в городе будут созданы 42 транспортных скоростных коридора протяженностью порядка 300 километров, что позволит охватить три четверти жилых территорий города. Также будет разработано новое тарифное меню с большим количеством вариантов оплаты проезда и бесплатной пересадки (видимо, с автобуса на LRT и наоборот).
Тут вот какое дело: LRT – вещь красивая и (теоретически) полезная, поскольку возвышается над забитой пробками автострадой и позволяет гражданам плевать на эти пробки в прямом и в переносном смыслах. Однако у нас один LRT-долгострой уже имеется – в Астане, и он изначально был обречен стать долгостроем хотя бы потому, что трассу под него выбрали нерентабельную, между аэропортом и новым железнодорожным вокзалом в столице. Дело в том, что большинство из потенциальных пользователей этого маршрута – люди, мягко говоря, не самые бедные и способны поэтому из аэропорта до Нурлы Жола доехать на такси, благо, непроходимых и дремучих пробок именно на этом отрезке столицы пока не наблюдается. А потому столичные составы LRT ходили бы полупустыми, за что идеологов "воздушной" железной городской дороги неоднократно критиковал бы президент страны Касым-Жомарт Токаев. Так вот, прежде чем начинать вбивать столбы под LRT в Алматы (а это дело долгое, увеличивающее пробки на дорогах на весь срок строительства – поверьте на слово жителю города, в котором эти сваи вбивались!), неплохо было бы ознакомиться с маршрутами, намеченными для нового транспорта с тем, чтобы понять: будут они окупаться на самом деле или LRT станет дорогостоящей игрушкой. Это во-первых.
А во-вторых, перевозчики Алматы уже требуют повысить тариф за проезд в автобусах до 180, а не до 120 тенге. В Ассоциации предприятий пассажирских перевозчиков утверждают, что только при таком тарифе алматинские автопарки смогут себе позволить покупку комфортных электрических автобусов с кондиционерами. "Предлагаемые 120 тенге не решают проблем автопарков. При среднем тарифе на маршруте в 310 тенге стоимость проезда должна составлять хотя бы половину, то есть 180 тенге как минимум. Все хотят ездить на новых автобусах с кондиционерами, но за качественные услуги должна быть соответствующая оплата. Акимат ставит нам условие покупать электрические автобусы, которые стоят минимум 170 миллионов тенге, — отметил директор ТОО City-Bus Абылай Остемир. – К тому же количество маршрутов в южном мегаполисе только увеличивается, для их обслуживания нужны водители, а им надо платить конкурентную зарплату. Поэтому данное повышение не решит проблем", - резюмировал он. Опять же, доводы резонные, но их нужно изучать с лупой в руках, причем желательно, чтобы эта лупа находилась не только в руках чиновников. В общем, петиция о народных советах появилась весьма вовремя – можно спорить о том, кто в их состав должен входить (например, нужны ли там журналисты и блогеры), но здравое зерно в этой идее в виде подключения граждан к формированию тарифов имеется. Так что надеемся, что петиция наберет требуемые 50 тысяч подписей – и попадет на рассмотрение правительства, а там уже будет проработана детально и насчет состава советов, и насчет их полномочий при обсуждении и утверждении тарифов.
Андрей ЛОГИНОВ, Астана
- 1482 просмотра
Поиск
Опрос
Рубрики
Регион
- #Караганда#КызылОрда#Павлодар
- USA
- «aralmigrant»
- Абайская область
- Азербайджан
- Акмолинская обалсть
- Актау
- Актауская область - Жанаозен
- Актобе
- Актюбинская область
- Алма-Ата - Швейцария - тюрьма
- Алма-Ата
- Алматинская агломерация
- Алматинская обалсть и Щучинско-Боровская курортная зона
- Алматинская область
- Алматинская область и Щучинско-Боровская курортная зона
- Алматы - город республиканского значения
- Алматы
- Алматы и Алматинская обалсть
- Алматы-Атырау
- Арал
- Аркалык
- Астана - Актобе
- Астана
- Астана окраинная
- Астана праздничная
- Атырау
- Афганистан
- Байконыр
- Балтийские страны
- Бишкек
- Ближний Восток
- Бурятия
- Восточный Казахстан
- Газа
- Дальний Восток
- Джетысу
- Евразия
- Европа и Азия
- Жамбыл Улытау Павлодар
- Жамбылская область
- Жезказган
- Жетысуская область
- ЗКО
- Западно-Казахстанская область
- Западный Казахстан
- Казахстан
- Караганда
- Карагандинская область
- Каспий
- Каспийское море
- Китай
- Конаев
- Костанай
- Кызыл - Орда
- Кызыл-Орда
- Кызыл-Ординская область
- Кыргызстан
- Кыргызстан. Бишкек
- Мангистау
- Мангыстау
- Манистау
- Меркенский район
- Монголия
- Москва
- Москва-Европа-США
- Нур-Султан
- Павлодар
- Петропавловск
- Постсовок
- Пятая республика Париж
- РФ
- РФ Санкт-Петербург
- Республика Узбекистан
- Россия
- Россия. Индия.
- СКО
- СУАР
- США
- Санкт-Петербург
- Северная Америка
- Северо-Казахстанская область
- Семей
- Синьцзянь
- Соединённое Королевство
- Талдыкорган
- Тараз
- Театр СВО и Европа с США
- Узбекистан
- Украина
- Улытауская область
- Центральная Азия
- Шымкент Кызыл-Орда
- Шымкент
- ЮКО
- Япония
- вынужденная миграция
- город Талдыкорган область Жетісу
- город республиканского значения Алматы
- город республиканского значения Шымкент
- планета
- экологические беженцы
- экологические мигранты
- южная столица