Вы здесь
Главная ›Итоги столичной недели: Правительство в ожидании, картофель – в ажиотаже
...Об отставке правительства Олжаса Бектенова говорить пока рано, поскольку совсем уж вопиющих просчетов оно не допустило, если не считать ценовое январское ралли такого социально значимого продукта, как картофель, который в среднем по стране подорожал на 50%, а в Астане – сразу в два раза без всяких разумных оснований, исключительно на ажиотаже. Отметим, что правительство Бектенова – не первый казахстанский кабмин, который ажиотаж не смог задушить в зародыше, так что картофельный взлет вряд ли станет причиной для отставки всего состава. А вот для "задушевного" разговора президента конкретно с минсельхозом и минторговли на расширенном заседании 28 января, скорее всего, эта тема подойдет в качестве отдельного пункта.
Неуловимые посредники и запрет на экспорт картофеля
Напомним, что с середины января Казахстан ограничил вывоз картофеля в третьи страны сроком на шесть месяцев для стабилизации цен на внутреннем рынке, не распространив эту меру, правда, на страны ЕАЭС. Ограничение было обусловлено тем, что в 2024 году экспорт картофеля из страны вырос в 1,5 раза в связи с возросшим спросом со стороны соседних стран, в особенности Узбекистана, и высокими экспортными ценами. Ажиотажный спрос оказал влияние на внутренний рынок – к началу прошлой недели был зафиксирован резкий рост цены у экспортоориентированных производителей (со 170 до 270 тенге). "В этой связи в целях стабилизации цен на картофель на внутреннем рынке на заседании межведомственной комиссии по вопросам торговой деятельности принято решение об ограничении вывоза картофеля в третьи страны сроком на 6 месяцев. Данная мера не распространяется на страны ЕАЭС, однако экспорт в этом направлении будет находиться под наблюдением", - говорилось в сообщении пресс-службы правительства.
С учетом ситуации, 16 января 2025 года была полностью остановлена выдача фитосанитарных сертификатов на экспорт. По данным казахстанского Минсельхоза, имеющихся запасов картофеля достаточно для полного покрытия внутренней потребности до раннего урожая 2025 года. Запасы, по состоянию на 19 января, составляют свыше 850 тысяч тонн без учета запасов в торговых сетях (600 тысяч тонн у ассоциации картофелеводов, 68 тысяч тонн в стабфондах, 200 тысяч тонн у мелких хозяйств), потребность страны до апреля, когда с юга пойдет ранний картофель, равна 675 тысяч тонн. В общем, запасов хватало с лихвой, экспортные направления прикрыли – так откуда ж в ценах взялась печаль, как выразился бы Виктор Робертович Цой? В Астане ведь в начале прошлой недели сыскать картошку дешевле 450 тенге за килограмм было весьма проблематично: Минсельхоз быстро обвинил в этом недобросовестных посредников, занявшихся спекуляциями.
"После Нового года многие овощехранилища не работали, из-за чего на рынке снизилось предложение, этим воспользовались перекупщики, которые подняли цены. Я не считаю это ценовым сговором, но разница между ценой у сельхозпроизводителей и в торговых сетях есть. Вопросы есть к недобросовестным посредникам", — заявил вице-министр сельского хозяйства Ербол Тасжуреков в кулуарах заседания мажилиса в середине недели. Это замечательно, что МСХ моментально и оперативно вычислил виноватых в ажиотаже, но хотелось бы знать немного другое: как, когда и какими розгами недобросовестных посредников высекут публично, чтобы впредь им было не повадно создавать панические настроения и обирать доверчивых сограждан, задирая цены вдвое по причине закрытых овощехранилищ. Кстати, по поводу последних тоже возникает немало вопросов: оно понятно, что все хотят отмечать новогодние праздники, но у большинства они длятся три – максимум пять дней, а для того, чтобы создать искусственный дефицит на прилавках розничных торговых точек, овощехранилища должны были праздновать неделю – другую.
Если это действительно так, то овощехранилища должны получить свою "минуту славы" наряду с недобросовестными перекупщиками. Еще одна тема для предметного разговора – это оперативность раскупоривания наших стабфондов, которые выразили намерение поставлять картошку на рынки по цене 115-130 тенге: намерение благое, только его, наверное, следовало бы начать осуществлять сразу после того, как цена на картошку в середине января поползла вверх, а не тогда, когда картошка стала персоной №1 в казахстанских СМИ и в соцсетях. Тогда, глядишь, в Астане стоимость килограмма просто не успела бы доползти до 450 тенге – жаропонижающее ведь человеку дают при температуре свыше 38 градусов, а не тогда, когда у него на градуснике уже под 42. Ну, и, наконец, отдельная песня – это дружно выраженное нашими торговыми сетями намерение закупать картошку напрямую у фермеров и овощехранилищ, минуя посредников. Тут вспоминается волк из украинского мультика "Жил-был пес" с его бессмертным вопросом: "Шо, опять?!".
Торговые сети Казахстана "Магнум", "Смолл", "Анвар" и другие сети заявили, что готовы законтрактовать 1,5 тысячи тонн картофеля у производителей, сообщили в Минторговли. При этом, по словам первого вице-министра Айжан Бижановой, они готовы сами вывезти картошку в свои магазины. Она поручила региональным властям представить потребности как свои, так и по торговым сетям, "чтобы оперативно удовлетворить спрос на рынке". Комиссии на местах должны более активно расследовать посреднические схемы, добавила она. Также первый вице-министр поручила проработать вопросы с сельхозтоваропроизводителями для недопущения необоснованного роста отпускных цен на картофель и другие продукты. Это сообщение вызывает ощущение дежа вю, то есть где-то мы это уже слышали: а слышим мы про намерение сократить посреднический змеевик каждый раз, когда у нас в торговых сетях возникает дефицит какого-нибудь товара, после чего цены на него лезут вверх на глазах у изумленной публики.
Так было, к примеру, во времена сахарного бума в 2022-м – и тогда торговые сети клялись и божились, что готовы закупаться напрямую у производителя, чтобы сбить цены. Ну, то есть логистической составляющей поставок того или иного товара наша торговля начинает заниматься тогда, когда ее очередной жареный кочет дефицита в известное место клюнет. Такая рассеянность с ее стороны не является преступлением, но у нас в структуре правительства имеются как минимум два ведомства, в задачу которых входит следить за этой ветренной девицей и постоянно напоминать ей, что о логистических партнерах необходимо не только мечтать, но и заводить их. Это, опять же, минсельхоз и минторговли – и почему наши оптовые сети до сих пор никто не обязал заключать договора непосредственно с производителями, отсекая непродуктивных посредников, это вопросы к данным ведомствам.
Просто рассказы про непродуктивных посредников как основной причины роста цен мы слышим постоянно, про что бы речь не зашла – про сахар, про уголь, теперь про картошку. Непонятно, почему зная корень проблемы, наши госорганы упорно не ищут путей радикального искоренения этого сорняка, поскольку рассказы про непродуктивных посредников на товарных рынках республики напоминают анекдот про Неуловимого Джо, который неуловимый потому, что "а кому он сдался?!". В результате мы каждый год получаем на ровном месте ажиотаж то по одному продукту, то по другому – и, судя по тому, что схема ажиотажа всегда примерно одна и та же, с причиной его никто не борется. Речь не идет о том, чтобы собрать посредников, задравших цены, и всех посадить, речь не идет даже о том, чтобы их ободрать штрафами, как медведь цветущую липу – речь идет о том, чтобы заставить те же самые супермаркеты под чутким государственным надзором наладить наконец постоянную систему прямых поставок от производителей. А заодно объяснить частным овощехранилищам, что люди хотят есть и в праздники, поэтому затягивать с отдыхом в январе – не самая лучшая идея.
Ну, и, наконец, пора завязывать с либерализмом в сфере посредничества в торговле – и вводить там хоть какое-то подобие государственного контроля вроде лицензирования. В том смысле, что лицензии на осуществление посреднической деятельности первоначально выдавать всем желающим без всяких бюрократических проволочек, но при этом безжалостно отзывать лицензию у лиц, попавшихся на спекуляциях, с занесением их в некий черный список, который не позволит им дальше трудиться на этой нелегкой, но благодатной с точки зрения извлечения прибыли ниве. Без этих мер мы и дальше будем слушать анекдоты про Неуловимого Джо каждый год – полтора, после каждого нового ценового всплеска. Но для того, чтобы правительство, наконец, осознало, что времена беззаветной веры в невидимую руку рынка, которая сама все урегулирует, ушли вместе с Джозефом Робинеттом Байденом, ему, видимо, кто-то должен об этом сообщить. Хочется верить, что 28 января Касым-Жомарт Кемелевич поставит наших министров перед этим неприятным для них фактом, из которого следует, что за рынками им таки следить придется, причем иногда переходя на реально ручной режим управления ими.
Собственно, определенную подготовку к перестройке своей работы кабинет министров уже провел – в пятницу в правительстве на заседании под председательством премьер-министра Олжаса Бектенова рассмотрели готовность госоорганов реагировать на кризисные угрозы в связи с внешнеполитической обстановкой. "Рассмотрены прогноз макроэкономических показателей и различные сценарии развития ситуации. Обсуждены меры минимизации влияния возможных неблагоприятных факторов, а также использования имеющихся преимуществ", - отмечено в сообщении пресс-службы кабмина. Руководством министерств национальной экономики, финансов, энергетики, Фонда национального благосостояния "Самрук-Казына" были представлены расчеты и сценарии влияния развития мировой экономики на Казахстан. Министерству национальной экономики совместно с заинтересованными государственными органами и организациями дан ряд поручений – и хочется верить, что они касаются не только внешних угроз, но и внутренних причин роста цен и дефицита на ровном месте.
Расторопность Сулейменова и эксперимент Нысанбаева
Тут надо сказать, что кое-кто из участников будущего заседания успел побывать на аудиенции у президента еще на прошлой неделе – речь идет о главе Национального Банка Тимуре Сулейменове, который отчитался в Ак Орде об итогах реализации Национальным банком денежно-кредитной политики в 2024 году и планах монетарного регулятора на 2025 год. А также проинформировал главу государства о ситуации в экономике и финансовой системе Казахстана, деловой активности, факторах инфляции, а также о мерах, принимаемых в целях стабилизации цен и достижения среднесрочной цели по инфляции в 5%. По словам Сулейменова, по итогам 2024 года инфляция сформировалась в пределах прогнозного диапазона Национального банка и составила 8,6% - пока о "картофельном" давлении на инфляцию никто не говорит, однако к концу января у Нацбанка наверняка будут какие-то данные по январскому росту цен, и наверняка они будут не слишком приятными для имеющих отношение к торговле продуктами ведомствам.
Также Сулейменова представил Токаеву информацию о состоянии активов Национального фонда, золотовалютных резервов и ЕНПФ: в 2024 году доходы от управления активами Нацфонда составили 4,5 млрд долларов, или более 7,5%; валовые золотовалютные резервы Нацбанка достигли 45,8 млрд долларов, увеличившись на 27,4%; инвестиционный доход от управления пенсионными активами ЕНПФ составил 3,4 трлн тенге, а доходность превысила инфляцию более чем в 2 раза и достигла 17,8%. "Сулейменов проинформировал о ситуации на валютном рынке и реализуемых мероприятиях для обеспечения стабильности тенге. Токаев подчеркнул важность стабилизации инфляции, продолжения тесной координации макроэкономической политики Национального банка и правительства, а также поставил ряд задач по деятельности Нацбанка", - сообщает пресс-служба главы государства. В общем, можно с изрядной долей уверенности предположить, что к Нацбанку вопросов во время расширенного заседания кабмина будет меньше всего, и они будут не слишком острыми.
А вот к правительству вопросы будут не только по картошке: в стране набирают обороты прения со штрафами за долговременный прогрев автомобилей зимой. Министр экологии и природных ресурсов Казахстана Ерлан Нысанбаев на личном примере на прошлой неделе показал соотечественникам, как можно избежать штрафа, прогрев мотор своего авто за пять минут, которые отводятся автолюбителям соответствующим нормативно-правовым актом. Ролик с удачным экспериментом выложили в аккаунте министерства в социальной сети: на кадрах видно, как Нысанбаев включил таймер и ровно через пять минут остановил отчет, сообщив. что начинает движение. Министр отметил, что температура на улице на тот момент составляла минус 17 градусов, так что (с его точки зрения) противники нормы о запрете стоянки механических транспортных средств с работающим двигателем в населенных пунктах, если это создает неудобства жителям, были посрамлены.
Напомним, что это нарушение карается штрафом в размере пяти расчетных месячных показателей (МРП) - 19 тысяч 660 тенге, в 2024 году за длительный прогрев двигателя авто к административной ответственности были привлечены 47 граждан, а в этом году первой "жертвой" нормы стал житель Петропавловска, которому в середине января выписали штраф после того, как на его работающий автомобиль пожаловались соседи. Казалось, что экологи могут кричать "ура" – и в воздух чепчики бросать, но история имела продолжение: прокуратура Северо-Казахстанской области отменила этот штраф из-за грубых нарушений при оформлении правонарушения. "По протесту прокурора Петропавловска действия органов полиции признаны незаконными, производство по делу об административном правонарушении по статье 597 части 1 Кодекса прекращено за отсутствием состава правонарушения", – говорится в релизе надзорного органа. Там же уточняется, что сотрудник полиции составил протокол об административном правонарушении по статье 597 части 1 КоАП по факту нарушения правил стоянки, которое выразилось в прогреве автомобиля свыше пяти минут, но не предоставил доказательства вины водителя, в связи с чем производство было прекращено.
Тут дело не в том, кто прав, кто виноват в ситуации, когда у нас машины с утра начинают чадить во дворах и мешать дышать спокойно пешеходам с нижних этажей, здесь большие вопросы вызывает само государственное нормотворчество. Потому что, если вдуматься, то статья 597 ч. 1 КоАП, которая гласит, что нарушение правил остановки и стоянки, в том числе в местах, оборудованных электрозарядными станциями, вообще неосуществима в части вынесения наказания и взимания штрафа. Собирать доказательства того, что автомобиль гипотетического нарушителя чадит во дворе 5 минут и 1 секунду, что достаточно для штрафа, а не 4 минуты и 59 секунд, что для штрафа недостаточно, весьма проблематично. Чтобы это доказать, надо вести непрерывную видеосъемку, на которой будет точно отражено время запуска двигателя автомобиля для прогрева двигателя – и время его отключения, либо начала движения этой машины. То есть, чтобы протоколы не опротестовывались и не отменялись потом прокуратурой, сотрудникам полиции надо с камерой стоять во дворах и фиксировать все на видео.
Тут возникает целый ряд затруднений: если предположить, что полицейские эту видеосъемку будут осуществлять, стоя на морозе на своих двоих, то у нас в правоохранительных органах скоро начнется повальная эпидемия ОРВИ, потому как чем более лютый на улице мороз, тем дольше люди прогревают машины. Если же предположить, что сотрудники полиции такую видеосъемку будут осуществлять из салона своей служебной машины, то они сами поневоле станут нарушителями, потому как вряд ли их служебное авто будет все эти пять минут стоять на месте с выключенным двигателем. Потому что, если они будут делать это с выключенным двигателем (и, соответственно, с выключенной печкой) – читай выше про эпидемию ОРВИ в ДВД и прочих региональных структурных подразделениях МВД. Но если патрульная машина стоит у вас под окном и чадит ради составления протокола на нарушителей, то вам, жителю нижнего этажа, какая разница, кто именно вам воздух портит и по какой причине? Это не говоря уже о том, что, если у нас патрульно-постовая служба сосредоточится на прогреваемых машинах, то ей прочими безобразиями заниматься банально некогда будет – и мы получим всплеск криминала.
В общем, норму у нас ввели (вернее, ее активизировали, потому что она была всегда), а как ее исполнять на практике, правоохранителям сказать забыли. Масла в огонь подлила сенатор Снежанна Имашева, которая написала в Facebook, что прогревать автомобиль можно дольше пяти минут, так как на это нет запрета в законе "О дорожном движении в РК" и правилах дорожного движения: она отметила, что, если работающий двигатель не мешает жителям и не дымит, прогревать машину можно. Однако если работающий двигатель нарушает покой в жилой зоне, то люди могут пожаловаться - и тогда водителя оштрафуют на 5 МРП: но случай в Петропавловске уже наглядно показал, что жалоба жильцов еще не есть основание для накладывания штрафа. И это действительно так, потому что завтра отдельные личности, поссорившись с соседом, могут заявить, будто он машину по полчаса каждое утро прогревает, а заодно и что именно он президента Кеннеди завалил из снайперской винтовки – и что ж, его сразу в США как подозреваемого депортировать, что ли? Особенно если этому соседу – лет сорок от роду, и в тот злосчастный день, когда Кеннеди застрелили, еще даже появление этого подозреваемого на Свет Божий не планировалось.
Так что по вопросам о штрафах за прогрев – тут проблема даже не в том, кто прав, сторонники или противники этих штрафов, здесь непонятно, как эту норму в принципе администрировать, то есть следить за ее исполнением. Потому что четко расписанной правоприменительной практики по этой норме нет, и министерству экологии лучше было бы озаботиться вот этим аспектом, а не ставить рекорды по прогреву авто зимой. Есть подозрение, что на расширенном заседании эта щекотливая тема будет также затронута, потому как у нас законодательные нормы, которые непонятно как применять на практике, случаются регулярно не только в сфере экологии и дорожного движения.
Тарифы будут расти и дальше, но правительство обещает растянуть этот рост
Отметим, что вице-премьер Казахстана Канат Бозумбаев на прошлой неделе отметился большой откровенностью с журналистами, подтвердив дальнейший рост тарифов на коммунальные услуги в стране. "Да, тарифы будут расти, но в разумном коридоре и при этом мы должны будем защитить те слои населения, для которых это будет тяжело, - сказал он на брифинге. - Законодательство нам позволяет субсидировать население через систему жилищных пособий, если доля коммунальных услуг в совокупном доходе семьи будет превышать в некоторых регионах 5%, в некоторых регионах – 10%", - уточнил он. В свою очередь председатель комитета регулирования естественных монополий министерства национальной экономики Асан Дарбаев сообщил, что модернизация инфраструктуры будет осуществляться в приоритетном порядке по 87 субъектам естественных монополий с высоким уровнем износа и по 52 субъектам со средним уровнем износа, что потребует повышения тарифов на их услуги, чтобы привлечь инвестиции. По его же словам, в рамках необходимости финансирования этих проектов правительство рассматривает возможность вхождения в капитал частных энергокомпаний-монополистов.
Речь идет о тех предприятиях, где износ уже критический, заметил в свою очередь вице-министр национальной экономики Арман Касенов: по его сведениям, износ казахстанских объектов электроснабжения достигает 97%, водоснабжения и водоотведения – 100%. Такая ситуация повышает риск аварий, приводит к большим потерям при передаче ресурсов, а также угрожает стабильности снабжения и безопасности граждан. Через строительство новых энергогенерирующих мощностей и обновление существующих сетей планируется сократить износ в электроснабжении до 45%, в теплоснабжении – до 40%, в водоснабжении – до 34% и в водоотведении – до 40%. Часть денег из 11,8 триллионов тенге, необходимых на модернизацию теплоэлектроцентралей, энергостанций и электрических сетей Казахстана в рамках нацпроекта "Модернизация энергетического и коммунального секторов" возьмут из Национального фонда и Единого накопительного пенсионного фонда. Финансовый оператор нацпроекта, госхолдинг "Байтерек", будет предоставлять деньги через свою "дочку", Банк развития Казахстана. Все кредиты будут предоставляться в тенге, однако в отдельных случаях предусматривается возможность выдачи займов в другой валюте. Максимальный срок займов составит 20 лет, по ходу модернизации государство будет решать вопрос о вхождении в капитал частных компаний-монополистов в сфере энергетики.
"Для их финансирования предусмотрено семь механизмов. Основной – это прямое финансирование, в котором будет задействована ликвидность финансовых организаций, как отечественных, так и зарубежных. Синдицированное и софинансирование, выпуск облигаций, бюджетное кредитование, облигаций частных субъектов, вхождение в капитал частных монополистов в случае наличия необходимости", – сказал Асан Дарбаев. Для каждого предприятия будет подбираться индивидуальная модель финансирования, основными преимуществами льготного кредитования, по его словам, являются значительные инвестиции в реальный сектор, что позволит провести достаточно масштабные ремонтные работы, которые дадут возможность оперативного устранения аварийных ситуаций, снижение импортозависимости и усиление производственного потенциала страны. "Ремонтные работы сегодня – это возможность сэкономить на удорожании материалов и оборудования в будущем", – подчеркнул он. В отдельных случаях будет применяться механизм льготного бюджетного кредитования, что позволит снизить нагрузку как на предприятие, так и на потребителей за счет снижения себестоимости коммунальных услуг. А Арман Касенов заверил, что рост тарифов, за счет которого будут покрываться займы, будет минимальным и не окажет существенного влияния на инфляцию.
"Будет минимальный рост тарифов в разумных пределах. Инвестиционную программу мы выполним, но ее реализация растянется на 20 лет. Все расчеты уже сделаны. Это не прогнозы, а выводы анализа. Рост будет минимальным, - заявил Касенов. - Мы учитываем структуру инфляционной корзины, которая включает сотни товаров. Влияние каждого элемента минимально. Кроме того, у нас есть лимит: если влияние превышает допустимый уровень, мы ограничиваем рост тарифов", - уточнил он. Таким образом, рост тарифов неизбежен, но правительство намеревается смягчить последствия этого повышения за счет растягивания его на длительные промежутки времени. Схожим образом, считает Бозумбаев, надо действовать и на рынке ГСМ, поэтапно повышая там стоимость и избегая ценовых скачков. "Я был министром энергетики и в 2017-м году госрегулирование цен на бензин и дизтопливо отменил, регулирование вернулось в 2022-м опять, но тогда существенного роста не произошло, потому что основные игроки были понятны – 3-4 компании, и сейчас в основном такая же ситуация: в основном это "КазМунайГаз", CNPC и еще, может быть, один-два крупных игрока, а остальные погоды не делают. Поэтому здесь вопрос госполитики – как вести себя с оптовыми поставщиками. Поэтому я бы рекомендовал коллегам, мое личное мнение, поэтапную либерализацию", – сказал он.
Вице-премьер отметил, что потребление нефтепродуктов в стране постоянно растет, поэтому мощности существующих НПЗ надо перманентно наращивать, а для этого нужны инвестиции. Которые можно привлечь только в том случае, если потенциальный инвестор будет видеть возможность получения достаточного уровня доходов, которые в условиях госрегулирования цен на ГСМ обеспечить нельзя. Отметим, что министерство энергетики Казахстана заверяло, что не допустит резкого роста цен на бензин и дизтопливо в стране, при этом советник председателя правления Halyk Finance Мурат Темирханов выступал за то, чтобы отменить госрегулирование цен на нефтепродукты одномоментно, чтобы привлечь больше частных инвестиций в отрасль. По данным Минэнерго, в Казахстане максимальная розничная цена литра бензина Аи-92 составляет 205 тенге, в то время как в Российской Федерации – 288 тенге, в Кыргызстане – 385 тенге, в Узбекистане – 489 тенге. Кроме того, литр дизтоплива в Казахстане стоит 295 тенге, а в Российской Федерации – 355 тенге, в Кыргызстане – 427 тенге, в Узбекистане – 528 тенге. Таким образом, разница в ценах на бензин Аи-92 достигает от 40% до 138%, на дизтопливо – от 20% до 79%, что провоцирует дефицит в Казахстане за счет перетоков на соседние рынки, а также перманентное отсутствие средств у основных игроков для наращивания производства.
Наконец, Бозумбаев высказался о возможном повышении НДС до 20% - сейчас он составляет 12%, повышение рассматривается в рамках разработки нового Налогового Кодекса, который должен вступить в силу в следующем году. Вице-премьер считает, что для этого сначала нужно наладить систему администрирования, поскольку нынешняя система взимания НДС работает с искажениями. Он пояснил, что часть экономики применяет специальные налоговые режимы, которые освобождают компании от уплаты НДС, из-за этого они не могут зачитывать входящий НДС при уплате налога в бюджет и вынуждены платить всю сумму, исходя из стоимости своих товаров и услуг. Бозумбаев, напомнил, что это косвенный налог, суть которого заключается в получении части средств с добавленной стоимости в бюджет. "А фактически у нас НДС превращается в большой налог с продаж: компании платят налог, но не могут получить вычет из-за ограничений в системе. Если вернуть НДС к его естественной системе, ставка перестанет играть ключевую роль. Если мы охватим всю экономику, за исключением микробизнеса, тогда ставка в 12%, 15% или 20% не вызовет серьезного беспокойства у бизнеса. Но при текущих условиях любое повышение может сказаться на отдельных сегментах бизнеса", — пояснил Бозумбаев, добавив, что обсуждение реформы продолжится, включая консультации с экспертами и представителями бизнеса. В свою очередь, вице-министр национальной экономики Арман Касенов уверен, что повышение НДС может снизить зависимость бюджета от трансфертов из Национального фонда и способствовать экономическому росту. Он добавил, что пока инициатива только обсуждается, и любые изменения в налоговой системе будут тщательно анализироваться, чтобы учесть интересы всех сторон.
Разговоры о повышении НДС начались в 2023 году вместе с разработкой нового Налогового кодекса: изначально планировалось повысить НДС с 12 до 20%, но затем решили увеличить показатель до 16%. Специалисты неоднократно критиковали идею повышения ставки НДС из-за неизбежного влияния на конечную цену товаров и услуг, в начале 2024-го, после назначения на пост премьер-министра, Олжас Бектенов заверил, что НДС повышать не будут, поручив Минфину и Минэкономики более качественно планировать расходную и доходную части бюджета. Тогда же президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что повышение НДС не станет панацеей для наполнения бюджета – и подчеркнул, что в реформировании нуждается сам механизм НДС. Так вот, судя по этой пресс-конференции и изложению взглядов на ключевые проблемы страны, Бозумбаева вполне можно рассматривать в качестве следующего премьер-министра Казахстана – вряд ли прямо сейчас, после расширенного заседания правительства, но к осени точно.
Какое наследство может достаться новому премьер-министру?
Обойма проблем, которая достанется новому премьеру, достаточно широка – если новый Налоговый Кодекс вступит в действие только с 2026 года, то чтобы там кабмин не решил по увеличению или оставлению НДС в его нынешних пропорциях, на бюджете это будет сказываться только года через полтора, а то и два, когда новый механизм не только запустится, но и даст первые плоды. Между тем, дыры в бюджете таковы, что они начинают сказываться на приоритетных проектах: так, на прошлой неделе сенатор Суюндик Алдашев констатировал, что, верстая бюджет, казахстанские власти забыли предусмотреть финансирование дноуглубительных работ в акватории порта Актау, что ставит под сомнение дальнейшее развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута.
Сенатор напомнил, что Казахстан, в рамках взятых на себя международных обязательств, в 2025 году должен был предоставить проект дноуглубительных работ морского дна на акватории порта Актау: соответствующая проектно-сметная документация разработана и включена в Комплексный план развития Казахстана на 2024-2028 годы, согласно ей, дноуглубительные работы заявлены как часть строительства морской инфраструктуры Республики Казахстан. Определена стоимость этих работ - 42 миллиарда тенге, получено положительное заключение экспертизы, реализация первого этапа стоимостью 20 миллиардов тенге должна была начаться в 2025 году. "Однако на сегодняшний день в данном направлении не предусмотрен источник средств на выполнение работ, что в свою очередь негативно сказывается на несвоевременной реализации проекта и стабильном функционировании Транскаспийского международного транспортного маршрута в целом", - отметил сенатор в своем официальном запросе к правительству Казахстана.
Алдашев отметил, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев неоднократно заявлял о приоритетности развития Транскаспийского маршрута, как альтернативы Северному, но на полноценном функционировании данного коридора негативно сказывается снижение уровня Каспийского моря, которое только в период с июня 2023 года по два декабря 2024 года по официальным данным составило пятьдесят сантиметров. "Следует отметить, что снижение уровня в акватории порта Актау еще на десять сантиметров приведет к снижению грузоперевозок сухогрузных судов в среднем на сто тридцать один сто пятьдесят тонн, а танкеров - на двести тонн. А это приведет к снижению рентабельности грузоперевозок. Непрерывная работа портов Каспийского моря играет ключевую роль в нормальном функционировании Транскаспийского международного транспортного маршрута", - заявил сенатор. И попросил премьер-министра Казахстана оказать содействие в выделении средств на финансирование проекта первого этапа дноуглубительных работ акватории порта Актау.
Что, по всей видимости, потребует дополнительного пересмотра бюджета, к которым в прошлом году мы начали потихоньку привыкать. Так что вкупе с лавированием между необходимостью повышать тарифы, но делать это плавно, правительству придется пересматривать свои подходы к формированию бюджета, без пересмотров его по десять раз в год. Это то, что касается внутреннего проблемного наследства, но есть еще и внешние вызовы, которые являются и проблемами, и возможностями одновременно. О них на прошлой неделе в ходе видеомоста Астана-Москва-Ташкент-Душанбе-Баку на площадке Sputnik Казахстан говорили эксперты пяти стран: казахстанский общественный деятель и экономист Петр Своик, в частности, призвал совместно разработать новую евразийскую модель. "Главная задача на нашем пространстве – осознать, что идет самый большой в истории человечества передел мира. Что у нас самые большие не просто возможности, но и ответственность, потому что если мы не выдвинем общие для нас и для всего окружающего пространства видение мироустройства, то больше некому. Америка ушла в себя. Они будут поджимать под себя Канаду, Гренландию, Панамский канал – это их проблемы. Они уже мировой модели для всего мира не предлагают", - отметил эксперт.
При этом, считает Своик, власти зачастую не свободны в своих действиях, а потому инициатива по созданию такой новой модели должна идти снизу, от экспертного сообщества. Пока же ЕАЭС подходит к переходу из торгового формата в следующий – инфраструктурный, но Союза, как такового еще нет, убежден он. "Пошел фактически союзный процесс, потому что, там, где есть общая инфраструктура, там нужны и общие органы управления. Например, в электроэнергетике без общей диспетчеризации и "железной" диспетчерской дисциплины по всей вертикали, просто невозможно. Железная дорога тоже требует очень жесткой диспетчеризации. Газотранспортная тоже самое. То есть общие органы управления есть союзного уровня – союза нет. Это конечно большая проблема, но и большая перспектива здесь", - говорит экономист. Для полноценной интеграции стран, по его словам, необходимо решить финансовую проблему, потому что монетарные и банковские системы стран нельзя назвать независимыми, так как они работают не на свои национальные экономики. С другой стороны, основная доля инвестиций – иностранные, и они идут в закрепление и расширение экспортно-сырьевой зависимости, и этот поток нужно перенаправить в реальный сектор экономики.
С ним согласен и сотрудник ИМЭМО РАН Станислав Притчин, который считает, что в настоящее время ЕАЭС фактически находится на стадии таможенного союза. Он отметил также достаточно низкий уровень инвестиций стран в экономику друг в друга. "Есть исключение: Россия в силу масштабов является важным инвестором для Казахстана, Кыргызстана и Беларуси. Но в обратную сторону пока достаточно скромные объемы инвестиций", - говорит российский эксперт. По его словам, у стран Союза отсутствует и совместное промышленное планирование, поскольку все вопросы в этой сфере страны решают самостоятельно. "В вопросах железнодорожного машиностроения Казахстан развивает ряд программ с западными компаниями. Хотя с точки зрения нашей общей инфраструктуры, было бы логичнее выстраивать это все в единых стандартах, с учетом наработок российских компаний, в первую очередь "Трансмашхолдинга" - одного из ведущих производителей локомотивного парка и пассажирских поездов", - считает он. Ну, а расширение взаимодействия в финансовом секторе, по его мнению, является главной проблемой интеграции в ЕАЭС, хотя как решать эту проблему в условиях западных санкций в отношении России и Белоруссии, не знает никто.
Впрочем, возможно, что после официального вступления в должность нового президента США появятся и новые возможности в связи с изменением санкционной политики, отметили участники видеомоста. В Казахстане одно последствие смены власти в Белом доме уже наблюдается: стоило Трампу 21 января подписать указ о том, что в Штатах официально признано только два пола — мужской и женский, без всяких подвидом и инклюзивных переходных стадий, как в Казахстане правящая партия "Аманат" вновь подняла флаг борьбы с ЛГБТ. Депутат мажилиса от правящей партии Эдиль Жанбыршин потребовал от правительства вернуться к вопросу о запрете на пропаганду нетрадиционных отношений на основании общественной петиции. "На государственной платформе E-petition.kz была опубликована петиция против пропаганды ЛГБТ. Всего за две недели петиция собрала 50 тысяч подписей", - напомнил депутат, выступая на пленарном заседании палаты с депутатским запросом к премьер-министру Казахстана Олжасу Бектенову и к главе Комитета национальной безопасности республики Ермеку Сагымбаеву. По его словам, требования вышеуказанной петиции подлежат удовлетворению в полном объеме: речь идет о том, что летом 2024 года руководитель Казахстанского союза родителей Багила Балтабаева запустила петицию с требованием защитить детей от пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.
"Люди открыто выступали против ЛГБТ-движения, чуждого нашей национальной идентичности", - заявил Жанбыршын, требуя от властей вернуться к рассмотрению этого вопроса и приводя в пример указ Трампа об утверждении только двух полов. В общем, как сказал бы Остап Ибрагимович Бендер, "лед тронулся, господа присяжные заседатели", и не исключено, что уже в ближайшее время нас ждет много нового и интересного в части взглядов и на западные ценности, и на рыночную экономику, при которой картошка может вырасти в цене вдвое только потому, что овощехранилища слишком долго праздновали Новый год.
Андрей ЛОГИНОВ, Астана
- 2295 просмотров
Поиск
Опрос
Рубрики
Регион
- #Караганда#КызылОрда#Павлодар
- USA
- «aralmigrant»
- Абайская область
- Азербайджан
- Акмолинская обалсть
- Актау
- Актауская область - Жанаозен
- Актобе
- Актюбинская область
- Алма-Ата - Швейцария - тюрьма
- Алма-Ата
- Алматинская обалсть и Щучинско-Боровская курортная зона
- Алматинская область
- Алматинская область и Щучинско-Боровская курортная зона
- Алматы - город республиканского значения
- Алматы
- Алматы и Алматинская обалсть
- Алматы-Атырау
- Арал
- Астана - Актобе
- Астана
- Астана окраинная
- Атырау
- Афганистан
- Байконыр
- Балтийские страны
- Бишкек
- Ближний Восток
- Бурятия
- Восточный Казахстан
- Газа
- Дальний Восток
- Джетысу
- Евразия
- Европа и Азия
- Жамбыл Улытау Павлодар
- Жамбылская область
- Жезказган
- Жетысуская область
- ЗКО
- Западно-Казахстанская область
- Западный Казахстан
- Казахстан
- Караганда
- Карагандинская область
- Каспий
- Каспийское море
- Китай
- Конаев
- Костанай
- Кызыл - Орда
- Кызыл-Орда
- Кызыл-Ординская область
- Кыргызстан
- Кыргызстан. Бишкек
- Мангистау
- Мангыстау
- Манистау
- Монголия
- Москва
- Москва-Европа-США
- Нур-Султан
- Павлодар
- Петропавловск
- Постсовок
- Пятая республика Париж
- РФ
- РФ Санкт-Петербург
- Республика Узбекистан
- Россия
- Россия. Индия.
- СКО
- СУАР
- США
- Санкт-Петербург
- Северная Америка
- Семей
- Синьцзянь
- Соединённое Королевство
- Талдыкорган
- Тараз
- Узбекистан
- Украина
- Улытауская область
- Центральная Азия
- Шымкент Кызыл-Орда
- Шымкент
- ЮКО
- Япония
- вынужденная миграция
- город Талдыкорган область Жетісу
- город республиканского значения Алматы
- город республиканского значения Шымкент
- планета
- экологические беженцы
- экологические мигранты
- южная столица