Итоги столичной недели: Время затягивать пояса – и проводить аудиты

Итак, совсем недавно в Астане прошло расширенное заседание правительства с участием президента страны Касым-Жомарта Токаева, которое, как и ожидалось, не принесло смену караула в исполнительной ветви власти. Зато стало последним китайским предупреждением не только для министров и руководителей прочих государственных ведомств, но и для частного сектора: фраза Касым-Жомарта Кемелевича про необходимость потуже затянуть пояса и жить по средствам полностью соответствует общемировой повестке. Дональд Фредович со своей заморозкой финансовых вливаний Соединенных Штатов во всю, какую не попадя, демократию соврать не даст.

Почему правительство обречено на тотальный аудит бюджета

Разбирать сказанное Токаевым на расширенном заседании правительства детально смысла нет – за прошедшие дни это было сделано многими и неоднократно, правильнее будет остановиться на ключевой фразе Токаева. В нашей интерпретации ключевой фразой расширенного заседания является следующая: "Правительство должно обеспечить тотальную экономию средств и их расходование только на решение самых насущных задач. Пришло время затянуть пояса и жить по средствам". Оно понятно, что дальше последовал разговор и про необходимость приведения тарифов в соответствие с реалиями, и про поиск площадки под вторую АЭС, и про развитие экономики. Но суть-то в том, что если наши исполнительные власти не научатся рационально использовать имеющиеся у них ресурсы, то ни одна из этих задач выполнена не будет. А правительству, подчеркнул Токаев, предстоит принять сложные решения и, самое главное, претворить их в жизнь, чтобы предотвратить стагнацию экономики и обеспечить ее устойчивое развитие.

"Данная задача по силам госслужащим, обладающим высокой квалификацией и готовым брать на себя ответственность. Мировой опыт показывает, что эффективность госаппарата во многом проявляется именно в таких трудных ситуациях, - отметил президент Казахстана. - Ранее я давал поручение обеспечить более справедливое финансирование государственных социальных программ. Правительство начало эту работу. Только в прошлом году в сфере здравоохранения выявлены и оптимизированы неэффективные затраты на сумму более чем 140 миллиардов тенге. Следовательно, при ответственном подходе всегда можно найти резервы", - считает он. И тут на место здравоохранения можно поставить любую другую сферу – образования, социального обеспечения, государственной поддержки бизнеса и прочая, и прочая, нужное подчеркнуть: при тщательном аудите всегда можно найти "излишек", который тратится непонятно на что и непонятно зачем.

Почему в качестве примера в президентской речи выступила именно многострадальная система здравоохранения, объясним чуть ниже: за день до расширенного заседания правительства наш минздрав узнал о своей системе много нового, интересного в парламенте. И не исключено, что часть своих доводов парламентарии довели так или иначе до Ак Орды и Администрации Президента. Но здравоохранение – не единственное направление в стране, финансирование которого нуждается в переосмыслении и в перенастройке, а потому правительству, скорее всего, сейчас нужно будет устраивать аудит по всем расходам бюджета. В качестве слабого утешения для получателей бюджетных вливаний, которым могут прикрутить краник, можно констатировать, что поголовным аудитом занят не только Казахстан, это сейчас быстро станет общемировой тенденции с легкой руки принесшего присягу Дональда Трампа. Который первым делом велел заморозить кормежку демократий по всему миру за счет печатного станка ФРС – и провести проверку по всем расходным статьям и выделяемых грантов с позиции: "А оно нам надо?!".

Учитывая общие изоляционистские настроения команды Дональда Фредовича, по большей части статей будет получен отрицательный ответ, после чего большая масса грантополучателей по всему миру превратится в ронинов – самураев, потерявших хозяина. Оно понятно, что свято место пусто не бывает, и кто-нибудь часть этих бесхозных команд рано или поздно подберет, но именно, что часть, а остальным придется переквалифицироваться в управдомы, по рецепту незабвенного Остапа Ибрагимовича Бендера. Совершенно очевидно, что аналогичные процессы будут происходить в Казахстане: правительству, если оно хочет прожить в нынешнем своем виде хотя бы еще полгода, необходимы финансовые ресурсы для решения задач насущных, а для этого ему нужно освободиться от всякого рода затрат, мягко говоря, сомнительного свойства. И вот тут система здравоохранения действительно предоставляет широкое поле деятельности, тем более, что парламент поддержит обеими руками жесткий аудит этой сферы.

Это стало ясно на правительственном часе в мажилисе в прошлый понедельник, где депутаты выслушали доклад министра здравоохранения Акмарал Альназаровой - и остались им крайне недовольны. Причем не просто недовольны, а недовольны конструктивно в лучшем смысле этого словам, на живых примерах указуя главе минздрава, где у нас деньги расходуются непонятно на что без всякой пользы для здоровья трудящихся. По словам министра здравоохранения Акмарал Альназаровой, с момента внедрения системы обязательного медицинского страхования (ОСМС) в стране улучшились медико-демографические показатели, с 2019 года по настоящее время финансирование сельского здравоохранения увеличилось втрое, а финансирование высокотехнологичной медицинской помощи — в 2,7 раза. "Снизилась общая смертность на 8%, в том числе младенческая и материнская смертность, а показатель ожидаемой продолжительности жизни увеличился до 75 лет", — заявила министр. Однако депутатов данные выкладки не впечатлили – депутат Дания Еспаева заявила, что оценивать успехи любой деятельности в рынке надо по степени удовлетворенности клиентов, а у нас удовлетворены качеством медуслуг менее половины пациентов.

Она также засомневалась в качестве статистики, представленной Минздравом: по словвам Еспаевой, министерство регулярно отчитывается о стабильном росте объемов диагностических услуг, но неясно, что это дает в итоге с точки зрения здоровья людей. "По данным Минздрава, количество консультативно-диагностических услуг, а также услуг компьютерной и магнитно-резонансной томографии увеличилось в семь раз. Однако расширение диагностических услуг не оказало никакого влияния на раннее выявление заболевания. В некоторых случаях эти услуги даже назначались, несмотря на отсутствие необходимости", - заявила депутат. Иными словами, чтобы было понятнее любителям спорта: от того, что некоей футбольной команде подогнали форму, в которой играли Месси и Роналду, мячи, которыми играли Месси и Роналду, и даже кормить стали той пищей, которую ежедневно вкушают Месси и Роналду, мало кто в этой команде заиграл на уровне Месси и Роналду. Так и у нас: на томографию шлют всех подряд, но что делать потом с полученными результатами, мало кто в поликлиниках знает, утверждают мажилисмены.

Так, депутат Асхат Аймагамбетов напомнил, что в дремучие советские времена и даже еще в лихие 90-е казахстанские медики умудрялись выявлять у пациентов остеохондроз (заболевание позвоночника) без рентгена, позже для этих целей начали использовать рентген, а теперь для выявления остеохондроза одному больному назначают рентген, затем компьютерную томографию, магнитно-резонансную томографию и иные дополнительные обследования, которые наращивают объем денег, идущий из бюджета и из карманов граждан через Фонд социального медицинского страхования в наши клиники. Но когда одного и того же пациента гоняют между рентгеновской установкой и аппаратом МРТ, это еще не самый вопиющий случай выкачивания средств из бюджета: Аймагамбетов углубился в отчеты поликлиник по стоматологическим услугам – и обнаружил чудеса. Пятимесячному ребенку, у которого во рту еще нет коренных зубов, наи стоматологии умудрились пролечить кариес. А другому пациенту наша чудесная медицина пролечила сразу 82 зуба – почему этот уникум до сих пор не внесен в книгу рекордов Гиннесса, непонятно: его можно показывать иностранным туристам за деньги как первого в мире человека-акулу.

Самый же распространенный случай медицинского очковтирательства в этих отчетах – это когда одному и тому же человеку за сутки, якобы, оказывают несколько десятков медуслуг. Рекордсмен тут – получивший 32 медуслуги за день, включая несколько операций, некий казахстанец, которого тоже можно показывать иностранцам за деньги вместе с упомянутым выше "зубастиком": не всякая иностранная немощь и на одну операцию решится, а тут явлен практически суворовский чудо-богатырь, пару-тройку раз за день способный лечь хирургам под нож. Сдается мне, последний пример иностранцев проймет даже больше, чем человек-акула, но, в любом случае, народное медицинское творчество в Казахстане уже может стать основой для былин, сказок и легенд, триллеров, блокбастеров и прочего современного экшна. Главное – направить эту творческую энергию в нужное стране мирное русло вместо нынешнего ее использования в качестве пылесоса бюджета и карманов граждан. Но для этого надо перестроить систему, убеждены депутаты: "Сама система финансирования ОСМС подталкивает к переустройству и списанию, потому что средства выплачиваются не за вылеченного пациента, а за каждую оказанную ему услугу", - констатирует Аймагамбетов.

И тут у нашего правительства есть два выхода: либо зазвать в гости Илона Маска, который сейчас от имени новой администрации США гастролирует по Европе, исполняя на "бис" и "браво" для местных элит стихотворение В.В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" как руководство к ежедневной деятельности. Либо самим браться за эти авгиевы конюшни финансирования медицины – и отсекать от этого финансирования всех фантазеров от медицины. Разница между двумя этими путями та же, что между грызуном белочкой и грызуном крысой: у белочки пиар лучше, но проблема в том, что правительству сейчас не до пиара – не сможет найти и пресечь неоправданные расходы из бюджета, значит, не будет иметь ресурсов для нормального развития экономики. А это приведет к замене правительства, причем достаточно быстрому: в конце концов, Олжаса Бектенова как человека с опытом работы в антикоррупционных структурах, именно с этой целью (оптимизировать бюджетные расходы) в качестве одной из главных в премьер-министры и производили около года назад. Видимо, до медицины у него руки пока не дошли, раз, по утверждению все того же депутата Аймагамбетова, государство проверяет достоверность всего одного процента отчетов, направляемых клиниками в ФСМС для получения денег… 

"Надо честно признать, что существующие сегодня проблемы не появились в один год и имеют затяжной и системный характер. И это не только ответственность одного министерства здравоохранения, это не только ответственность министра Акмарал Альназаровой и ее новой команды. Эти системные вопросы надо решать так же системно", - констатировал в понедельник на правчасе мажилисмен Аймагамбетов. И это действительно так, только с одной ремаркой: надо честно признать, что аналогичные "потемкинские деревни" у нас существуют не только в здравоохранении, так что систему надо ломать не только в этой отрасли потребления бюджетных средств. Иначе затянуть пояса и жить по средствам, как требует Токаев, не получится: пояс просто спадет сам собой с обескровленного "фантазерами" бюджета. Который просто не жилец в том случае, если его и дальше будут столь же "эффективно осваивать". И не случайно президент на расширенном заседании правительства отдельно помянул систему обязательного социального медицинского страхования, потребовав ее реформы и законодательного обеспечения этой реформы до конца текущей сессии парламента, то есть до конца июня.

Почему Токаев вынужден временами цитировать Назарбаева

Еще одна ключевая цитата из выступления Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании правительства: "Главная задача госаппарата – решение насущных проблем граждан, что невозможно без постоянной коммуникации с ними. Поэтому особое внимание следует обратить на обращения населения. Только в Администрацию Президента в прошлом году поступило свыше 50 тысяч обращений, а во все государственные органы страны – почти четыре миллиона. Данный показатель увеличивается из года в год", - отметил президент. По его мнению, это, с одной стороны, говорит о том, что люди поверили в концепцию "слышащего государства". Но, с другой, очевидно, что их вопросы не находят своего решения в ходе повседневной работы государственных органов. "Поэтому требуется провести основательную работу над ошибками. Как правило, за обращениями стоят судьбы людей, поэтому нужна полная вовлеченность всех уполномоченных структур. Многие проблемы, в том числе вызвавшие общественный резонанс, при своевременной и качественной информационной работе могли быть сняты в превентивном порядке. Поэтому необходима продуманная коммуникационная стратегия", - заявил лидер Казахстана.

Иными словами, глава государства в свойственной ему дипломатичной манере дал понять акимам и министрам, что, если граждане ищут правды в АП, значит, на местах ее явно не обеспечивают. Тут прямо ощущение дежа вю возникло, потому что в менее политкорректной и дипломатичной форме схожее по смыслу высказывание уже произносилось в Казахстане с высокой трибуны. Интернет реально помнит все: "В прямом эфире мне задали 40 тысяч вопросов. Сейчас я анализирую их до сих пор, сколько же людей получили ответы? Мне еще окончательных результатов не дали. Спрашивается, почему человек мне задал вопрос? Он прошел все инстанции, обратился к акимам аула, района, области, милиционеру местному обратился, к судье. У него ничего не осталось, как обратиться ко мне. А тогда на хрена вы все сидите там, я спрашиваю?", — задал в 2010 году первый президент страны Нурсултан Назарбаев обобщенный вопрос всем ветвям исполнительной власти и силовых органов на расширенном заседании бюро политсовета партии "Нур Отан". Между этими высказываниями – 15 лет, однако многие проблемы на местах зачастую продолжаются решаться только после нагоняя сверху.

В принципе, этим страдает не только Казахстан: недавние лесные пожары в Калифорнии наглядно показали, что по раздолбайству заокеанские местоблюстители сто очков вперед дадут нашим местным представительствам исполнительной власти. Но мы-то живем не в Юнайтед Стэйтс оф таки Америка, так что с их пожарной охраной, сформированной по гендерно-разнообразному принципу, а не на основании умения обращаться с багром и с шлангом, пусть тамошние налогоплательщики разбираются. Поэтому Токаев и заговорил о необходимости умения местных властей работать с гражданами, при необходимости, однако, не забывая и про кнут. Поскольку весь мировой опыт показывает, что без мер принуждения добиться порядка невозможно, и поэтому общественное согласие должно устанавливаться через диалог. "Отдельные граждане превращают нашу страну в объект насмешек. В то время как многие иностранцы восхищаются нашими достижениями и успехами, рассказывают о них всему миру, кое-кто из наших соотечественников, в том числе представители шоу-бизнеса, молодые люди, именующие себя "общественными активистами", даже депутаты, чернят репутацию Казахстана. Это совершенно не поддается пониманию", - заметил президент страны. В общем, акиматам посоветовали не то, что ходить в народ (походы акимов на базары с целью лично проинспектировать цены на продукты с армией охранников уже стали притчей во языцех), а прислушиваться к тому, что им говорят снизу. И учитывать услышанное при принятии решений – как сказал бы российский коллега наших градоначальников, а по совместительству сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, "Просвещение внедрять умеренно, по возможности избегая кровопролития".

Ну, и о конкретных задачах, поставленных президентом и требующих тех самых ресурсов, для извлечения которых нужен нещадный аудит бюджетных расходов: в первую очередь это диверсификация экономики. Понятно, что это словосочетание всем уже давно знакомо и оскомину набило, но от того, что у нас эта задача не реализуется должным образом, она своей актуальности не теряет, а ровным счетом наоборот. По сведениям Токаева, в прошлом году в обрабатывающей промышленности было реализовано 180 инвестиционных проектов на общую сумму 1,3 триллиона тенге, в результате рост сектора составил почти 6%, что стало самым высоким показателем за последние 10 лет, однако всех проблем по импортозамещению Казахстан этим не решил. А значит, надо продолжать наращивать производство, причем отдавая предпочтение тем проектам, которые позволят замещать импорт по наиболее востребованным в стране товарам. Другой критически важный вопрос – привлечение в экономику инвестиций. "В процессе проработки инвестпроектов по-прежнему много времени уходит на межведомственную координацию. Правительство должно работать более оперативно, избавиться от излишней бюрократии. Долгие процедуры согласования и принятия решений связаны с нежеланием и боязнью госслужащих брать на себя ответственность. Об этом надо прямо говорить", - подчеркнул Токаев.

"Очевиден факт, что стране нужны качественные инвестиции. Проекты, основанные на передовых технологиях и ориентированные на внешние рынки, как правило, предлагают иностранные инвесторы. За девять месяцев прошлого года объем прямых иностранных инвестиций составил 12,7 миллиарда долларов, что на 36% меньше вложений за аналогичный период 2023 года, - продолжил президент. - В условиях дефицита бюджетных средств следует предусмотреть дополнительный набор преференций для добросовестных инвесторов, предлагающих качественные инвестиции. Такая политика соответствует моей стратегии, направленной на либерализацию экономики. Правительству нужно создать целостную экосистему, которая усилит поиск, поддержку и защиту инвесторов на всех уровнях – за рубежом, в регионах, в центре. Эта политика касается как иностранных, так и отечественных инвесторов", - подчеркнул он. А для ускорения запуска крупных промышленных проектов можно было бы использовать активы, которые были незаконно вывезены из страны и позже возвращены в казну, считает Токаев. Завершая выступление, президент отметил, что экономика Казахстана растет, но темпы роста недостаточны. Задачи масштабные, они рассчитаны на ближайшее пятилетие. Для их выполнения нужны квалифицированные и патриотично настроенные кадры - нужно находить их и выдвигать на руководящие должности, заметил глава государства.

Тут, правда, после этого елея нашему правительству подлил Международный Валютный Фонд (МВФ), который в своем отчете по итогам миссии в Казахстан отметил устойчивость экономики страны, снижение уровня инфляции, благоприятную макроэкономическую ситуацию и политическую стабильность. А также спрогнозировал в текущем году ускорение экономического роста в Казахстане до 5%, но, опять же, на фоне бюджетных расходов на поддержание экономики и расширения нефтяного месторождения Тенгиз. К тому же не надо забывать и о факторах риска, которые в этом отчете также имеются: возможное замедление роста в экономиках стран-торговых партнеров, потенциальное обострение региональных конфликтов, вторичные санкции, а также повышение волатильности цен на сырьевые товары или перебои в работе экспортных трубопроводов. Собственно, предупредительный выстрел в воздух относительно хрупкости экспортно-импортных маршрутов за пределами Казахстана был сделан еще в пору пандемии коронавируса в 2020-м, когда наши автосборочные предприятия испытывали дефицит машинокомплектов, так что пора переходить на максимальное самообеспечение, не дожидаясь, пока какой-нибудь новый глобальный гром грянет.

Банки – не враги, но за помощь надо платить

Наконец, еще один президентский тезис, который можно отнести к ключевым на этом заседании кабмина: банкам в ситуации с дефицитом бюджета стоит не ждать сигналов от государства, а самим вливаться стройными рядами в финансирование экономики. Токаев отметил, что ресурсы банков второго уровня можно и нужно задействовать для реализации программ правительства по строительству и модернизации крупных инфраструктурных проектов, о чем говорилось и ранее, но все сделали вид, что этого не слышали. "Надо поэтапно переориентировать выделяемые государством средства на субсидирование ставок по кредитам. Это позволит в несколько раз увеличить охват финансированием и с пользой вовлечь ликвидность банков в экономический оборот. Напомню, что с 2017 по 2020 год ряду крупных банков на условиях солидарной ответственности их акционеров была оказана государственная поддержка, в том числе за счет Нацфонда, сроком на 15 лет", - напомнил глава государства, что за нашими финансовыми организациями имеется должок государству.

Отдельные банки уже покрыли все убытки, но продолжают удерживать принадлежащие государству средства, причем имеют гарантированную прибыль, вкладывая их под высокие проценты в безрисковые государственные инструменты, заметил он. И потребовал от правительства и Национального Банка принятие кардинального решения по судьбе этих бюджетных по сути своей средств, продолжающих "работать" только на банки. "Хочу подчеркнуть по этому вопросу: банки ни в коем случае не враги правительства и, тем более, народа, но должно быть справедливое партнерство на основе диалога. Когда-то вам помогли, теперь и вы отвечайте взаимностью", - сказал Токаев. Кроме того, он поручил создать гарантийный фонд, который поможет решить застарелую проблему, когда бизнес не может активно брать кредиты из-за отсутствия залогового обеспечения. А средства из этого гарантийного фонда позволят увеличить число кредитуемых предприятий – и увеличить, в конечном счете, то самое импортозамещение, о котором мы говорим уже лет десять.

Тут радует то, что со стороны правительства пошла обратная связь, правда, не по всем обозначенным президентом проблемам. Так, министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев на подкасте Taldau Talks на YouTube, ведущим которого выступает спикер сената Маулен Ашимбаев, объяснил, почему Казахстану необходимо сосредоточиться на развитии определенных отраслей, а не пытаться развивать все подряд. "Здесь очень важно понимать, что некоторые вещи мы сделать не сможем: пройти путь по проводникам в электрическом машиностроении для Казахстана сейчас — очень сложная задача. А вот дойти до 100%-ной локализации в железнодорожном машиностроении – вполне осуществимая реальная цель. Есть миф, что с деньгами можно сделать все. Нет. Выигрывают не только деньги, а наличие компетенции", – заявил Шарлапаев. Он напомнил, что Казахстан сейчас производит и электрические, и дизельные локомотивы, причем степень их локализации составляет по деталям до 70%. В 2024 году предприятия произвели рекордное число локомотивов – 87, стоимость каждого варьируется от 4 до 6 миллионов долларов, и эта продукция также экспортируется за рубеж - в Таджикистан.

Развить отрасль получилось за счет сотрудничества с известными мировыми компаниями (например, американской Wabtec, которой принадлежит завод по сбору локомотивов в Астане), а также наличию компетенций в металлургии и машиностроении (опытных инженеров). По словам Шарлапаева, рост машиностроения (9,6%) сейчас опережает рост металлургии (7%) – основной отрасли обрабатывающей промышленности Казахстана. "Именно такими точечными очагами роста нужно решать проблему повышения доли более сложных продуктов", – считает министр. Но с ним не согласен глава Союза обрабатывающей промышленности и владелец Алматинского вентиляторного завода Марат Баккулов: он считает, что стране нужно массово диверсифицировать производство, а не надеяться только на одну или две отрасли. Причем поддержка государства должна быть не в отношении только крупных предприятий, но и для малого и среднего бизнеса. "У нас всегда идет внимание на крупные проекты. Я, как бизнесмен, рассуждаю так: я сам произвожу вентиляторы, но, например, покупаю оборудование, которое можно перевести на производство другой продукции, потому что вдруг спрос на вентиляторы упадет. Этим локомотивам государство уделяет очень много внимания, а если завтра на них снизится спрос? Как может государство делать ставки на определенные технологии и определенные компании? Если завтра изменится спрос, изменится ситуация, то что произойдет с этими проектами?", – задал Баккулов риторический вопрос.

Он отметил, что в 2024 году число предприятий легкой промышленности в Казахстане уменьшилось с 18 до 11, между тем, прогресс в обрабатывающей промышленности, по его мнению, нужно считать не по крупным предприятиям, а по развитию МСБ. "У нас один завод представляет целую отрасль. У нас электротехническое и трансформаторное производство представляет собой семь заводов группы Alageum. Это один завод. Если Сайдулла Кожабаев (владелец Alageum Group) перестанет заниматься трансформаторами, у нас трансформаторное производство упадет. Что нужно сделать, чтобы мелкие предприятия стали средними, а средние – крупными? В этом направлении должен быть акцент", – сказал Баккулов. В общем, к согласию спикеры так и не пришли, но, по крайней мере, услышали друг друга, а заодно далии пищу для размышлений всему правительству. Которое в ближайшее время рискует настолько увлечься фискальными проблемами по сбору денег, что может упустить те направления, в которые эти деньги необходимо вкладывать.

НДС раздора и снижение порога по контролю за мобильными переводами

Налог на добавленную стоимость, похоже, станет фискальной темой №1 в 2025 году в Казахстане: уже упомянутый Международный валютный фонд выступает за постепенное повышение ставки НДС в Казахстане. "Приоритетами деятельности правительства являются улучшение макрофискальных прогнозов и бюджетного планирования, а также введение новых налогового и бюджетного кодексов для повышения мобилизации ненефтяных доходов, в том числе за счет постепенного повышения ставок НДС, и эффективности расходов", – говорится в отчете МВФ. В правительстве тоже подумывают об изменениях ставки НДС, но, по признанию министра национальной экономики Серика Жумангарина, продолжают просчитывать разные варианты: "С 1995 по 2009 год в стране была снижена ставка НДС с 20 до 12%, а также КПН - с 30 до 20%. Цель была благая - планировалось, что снижение ставки повлечет за собой оздоровление климата, прежде всего налогового и инвестиционного, увеличится количество предприятий и инвестиций в страну. Одновременно дали огромное количество льгот и либерализовали в целом налоговую систему. При этом ослабили налоговое администрирование. В результате собираемость упала", - напомнил Жумангарин историю вопроса на заседании правительства с участием президента.

Помимо этого, в законодательном поле появились легальные лазейки для оптимизации налогообложения, бизнес начал дробиться, из-за этого НДС фактически превратился в розничный налог со ставкой 12%. Сегодня, из более 2 миллионов 300 тысяч зарегистрированных налогоплательщиков, плательщиками НДС являются только 137,7 тысячи субъектов бизнеса или 6% от всего количества налогоплательщиков. Из них фактически оплачивают НДС лишь 88 тысяч или 4% налогоплательщиков. Одна из причин – высокий порог для постановки на учет по НДС – 78 миллионов тенге (150,9 тысяч долларов). "Поэтому первым делом мы предлагаем снизить порог по НДС до 15 миллионов тенге: в этих пределах на сегодня работает 80% МСБ, поэтому серьезного влияния это на большинство предпринимателей не окажет. В странах ОЭСР порог еще ниже, а в некоторых ведущих экономиках он и вовсе нулевой", - подчеркнул министр. Еще одно важное изменение — это специальный налоговый режим на основе розничного налога. При этом Жумангарин заверил, что сам режим удобен бизнесу, и никаких изменений не претерпит. Но ставку по НДС, похоже, придется поднять, компенсировав это послаблениями в других сферах.

"Мы провели расчеты на макроэкономических моделях Национального банка. Уже есть конкретное видение. Будем обсуждать с экспертами. Подчеркиваем, речь не идет только о механическом повышении ставки НДС, а о комплексе мер по оздоровлению налогово-бюджетной системы. Естественно, было бы ошибкой решить проблемы государства только за счет поднятия налогов. В связи с повышением ставки НДС у бизнеса, естественно, появятся дополнительные издержки, государство готово их компенсировать, - сказал Жумангарин. - Нагрузка на фонд оплаты труда, которую платит бизнес, составляет порядка 40%. А это себестоимость товара. К чему это приводит? Это приводит к тому, что себестоимость продукции становится высокой, а сама продукция неконкурентоспособной. В этой связи, в случае увеличения ставки НДС до планируемого уровня, мы готовы значительно снизить нагрузку на фонд оплаты труда в среднем на 10% до 30%, за счет упразднения социального налога и обязательных пенсионных взносов работодателя. Эти расходы бюджет сможет взять на себя", - добавил он. Цена вопроса - 5-7 триллионов тенге дополнительных поступлений в бюджет, пока это только расчеты, но споры по ним уже кипят.

Депутат мажилиса Бакытжан Базарбек, к примеру, напомнил, что решение по нормам Налогового кодекса принимает парламент, а не правительство. "В рамках налогового кодекса мы будем обсуждать этот вопрос, то есть снижение порогового уровня НДС с 70 до 15 миллионов и увеличение НДС с 12 до 20%. Конечно же, любое увеличение налогов - это крайняя мера, она может повлиять на инвестиционный климат страны. Тем более инвесторы всегда смотря на налоговую систему, налогообложение, на жесткость налоговых режимов. И мы в первую очередь будем думать. Что-либо говорить не можем, мы еще не видим этой поправки правительства, - сказал Базарбек. - Лично моя позиция -это должно быть обсуждено с бизнес-сообществом, предпринимательским и гражданским сообществом. Если бизнес-сообщество четко и ясно заявит, что это категорически недопустимая норма, что нужно оставить прежнюю редакцию, то мы должны прислушаться к нему. Мнение бизнес-сообщества, предпринимательского и гражданского сообщества в первую очередь должно быть учтено в этой ситуации", - подчеркнул он.

Тем временем, независимый эксперт-экономист Айдархан Кусаинов считает, что грядущая налоговая реформа ухудшит конкурентоспособность казахстанских производителей, а конкретно повышение НДС, только по официальным оценкам, приведет к дополнительной инфляции в 4,5-5%. Кусаинов в своем Telegram-канале заметил, что снижение порогов по НДС ухудшит конкурентоспособность внутреннего производителя. "НДС на импорт платится сразу - входная цена всего импорта. Значительная часть малого производства сейчас вне НДС. Понижение порогов заставит его повышать цены, чем ухудшит преимущество против импорта - а значит сократит стимул к развитию", - отмечает исследователь. Проанализировав предлагаемый правительством сценарий, Айдархан Кусаинов отметил, что государственный бюджет дополнительно получит дополучит 2 триллиона тенге, и это даст возможность правительству не прибегать к трансфертам из Национального фонда для покрытия дефицита бюджета, но одновременно это означает, что с валютного рынка Казахстана уйдет значительная сумма – около 4 миллиардов долларов.

Эксперт считает, что в результате этого, помимо роста цен на товары и услуги вырастет давление на курс тенге, поскольку увеличивается выгода от импорта, а предложение валюты на бирже существенно упадет. "Начнутся интервенции, потом девальвация и рост цен уже от девальвации. И это на фоне удушения внутреннего малого производства, падения инвестиций и стагнации зарплат", - предрекает эксперт. И предлагает вместо этого провести плановую девальвацию: "Согласно исследованиям Нацбанка, 10% девальвации приводит к 1,2% добавочной инфляции. А повышение НДС, с точки зрения влияния на конечные цены, эквивалентно 40% девальвации. Посмотрим на последствия контролируемой девальвацииэтого: отпускные цены иностранных производителей на территории Казахстан (входные) вырастут на 40%, в то время как отпускная цена внутреннего производства вырастет не существенно - при 100% локализации она вообще от курса не зависит. Это откроет возможности к расширению бизнеса", - отмечает эксперт. При этом по НДС будет значительный рост поступлений: и от роста входной импортной цены на 40%, и от роста добавленной стоимости внутреннего производства (рост цен производителей увеличит его добавленную стоимость).

"Автоматически сократится давление на курс, а значит можно не только сократить трансферты, но и либерализовать валютный рынок. Использование валюты Нацфонда резко сократится - появится шанс к его накоплению. Конкурентоспособность нашего производства вырастет, появится стимулы к инвестициям, росту заработных плат, расширению найма сотрудников, сократится потребность в субсидировании бизнеса и преференциях для инвесторов, что тоже даст рост налогов и экономики", - уверен экономист. Эксперт отмечает, что с точки зрения инфляции эти сценарии равнозначны, Кусаинов обращает внимание на то, что обе модели разрабатывались в одном месте - исследование о связи инфляции и девальвации проводилось в Национальном Банк Казахстана, и там же была разработана модель последствий "НДС-реформы". "Но девальвация - это мера, которую рассматривать нельзя, даже если все фактические, уже прожитые, исторические данные показывают, что она не так страшна, как ее малюют. Поэтому девальвационная инфляция в 4-5% - это покушение на благосостояние общества, а налоговая инфляция в 4-5% - это забота об обществе, ее можно сделать и общество поймет", - вскрывает противоречивость тезисов правительства Айдархан Кусаинов.

Что ж, основные споры по НДС еще впереди, а вот по мобильным переводам казахстанцам уже дали поблажку: министерство финансов намерено изменить критерий, по которому проверяются мобильные переводы казахстанцев. Подозрительными будут считаться только ежемесячные переводы от 100 разных лиц, общая сумма которых превышает 1 миллион тенге за три месяца вместо 255 тысяч тенге, которые закладывались в эту норму изначально. Соответствующий приказ Минфина в настоящее время находится на рассмотрении Нацбанка – и, похоже, будет в итоге утвержден. Так что определенную гибкость фискалы проявляют, посмотрим, что будет с налоговым законодательством далее.

Андрей ЛОГИНОВ, Астана