
Вы здесь
Главная ›«Невидимые» исполнители
«Хотим, чтобы к нам относились как к людям, а не к иконке в приложении»
Службы доставки стали неотъемлемой частью повседневной жизни, они значительно экономят время. За этим удобством стоят курьеры – те, кто каждый день выходит на маршрут независимо от погоды и времени суток.
По данным Бюро национальной статистики Республики Казахстан, объем услуг в сфере почтовой и курьерской деятельности в 2024 году составил 79,5 млрд тенге, показав рост на 7,5% по сравнению с 2023 годом. Алматы удерживает уверенное лидерство среди всех регионов страны:
• 56,6% всех курьерских и почтовых услуг было оказано именно в Алматы;
• общий объем услуг в городе составил 45 млрд тенге;
• для сравнения: в Астане объем составил 9,2 млрд тенге, в Шымкенте 2,6 млрд.
Такое распределение объясняется высокой плотностью населения, активным развитием электронной торговли и сервисов доставки.
Лицо профессий
Корреспондент «Вечернего Алматы» побеседовала с Иваном Третьяковым – курьером, который знает все подводные камни профессии. С легкой улыбкой и уверенной походкой он за день проходит десятки километров по улицам мегаполиса.
– Я выбрал эту профессию, потому что она доступна каждому. Не нужен диплом, не важен возраст, опыт тоже не требуется. Все, что тебе необходимо – это желание работать. Все было просто: зарегистрировался, вышел на линию – и уже в процессе. Сколько заказов доставил – столько и заработал, – делится Иван Третьяков.
Он подчеркивает, что для многих курьерство – это не подработка, а полноценная работа, особенно если подходить к ней серьезно: планировать маршруты, уметь общаться с клиентами и грамотно распределять силы.
– Эта деятельность очень живая. Каждый день ты сталкиваешься с чем-то новым, плюс – это движение. Я не могу сидеть в четырех стенах, а тут весь день на ногах, в ритме. Чаще всего прохожу 25–30 километров за смену. Заодно и физическая форма поддерживается. Конечно, ноги болят, но привыкаешь, – рассказывает курьер.
Физическая нагрузка – постоянная, особенно если работаешь пешим курьером. Но, по словам Ивана, самое утомительное – это не ходьба, а мелкие сбои в системе.
– Часто заказы тормозятся не по вине доставщиков: то адрес неправильно указали, то ресторан не подготовил вовремя заказ, то клиент не берет трубку. Пока ты стоишь на одном заказе, другие уходят. Особенно обидно, когда ты выкладываешься, а теряешь деньги из-за чьей-то невнимательности. Скорость выполнения напрямую влияет на заработок. Чем больше заказов – тем выше доход. Задержка даже на 10 минут может повлиять на весь график дня, – продолжает свой рассказ курьер. – У нас все построено на количестве. Простои – это убытки, а таких простоев хватает. Никто тебе не компенсирует ожидание. Даже если ты час провел возле ресторана – это твоя проблема.
Погода в Алматы сейчас непредсказуема, один день – солнце, на следующий – дождь, но курьеры работают при любой погоде.
– Если ливень стеной или сильный холод, могу не выйти на работу, но это редкость. Я снаряжаюсь, как в поход: термобелье, несколько слоев одежды, непромокаемая обувь. Рюкзак большой – в него надо аккуратно укладывать еду, чтобы не пролилось, не рассыпалось. И, конечно, перчатки. Без них вообще никак. Телефон все время в руках – навигатор, звонки, подтверждение доставки. Пальцы мерзнут за минуту, – делится алматинец.
Построение маршрутов
Немало зависит и от знания города. По словам Ивана Третьякова, опытные курьеры ориентируются не по карте, а по памяти.
– Иногда один правильный поворот экономит десять минут. Это мелочи, но они ускоряют процесс. Новичкам тяжело – они идут по навигатору, а он не всегда знает, где короткий путь, – говорит доставщик.
На эту тему свое мнение высказала и логист Айгерим Сарманова. По ее словам, большинство курьеров в Алматы используют два основных приложения – 2ГИС и Яндекс.Карты.
– 2ГИС более точно в плане подъездов, проходов и дворов, – объясняет она. – Если ты идешь пешком, особенно в жилом секторе, он показывает сквозные дворы, точные номера подъездов, даже калитки. Он хорош для тех, кто ходит, а не едет. Однако некоторые застройщики вообще не передают данные навигационным сервисам. Бывает, что целые подъезды или дворы не обозначены, поэтому курьеры тратят по 15–20 минут просто на поиски нужного входа. Яндекс.Карты выигрывает скорее по работе с трафиком и ситуацией на дорогах. Если ты на машине, самокате или мопеде, то Яндекс подскажет, где пробки, объезд. Он лучше рассчитывает маршруты с учетом реального времени, но с дворами и пешеходными тропами не всегда точен. Бывает, ведет «в стену», если идешь пешком, – говорит логист.
По словам Айгерим Сармановой, навигация, конечно, помогает – без нее сейчас никуда, но рассчитывать на нее на 100% нельзя. Даже самые популярные приложения могут ошибаться.
Маленькие радости
Конечно, помимо многих нюансов случаются и приятные моменты. По мнению курьера, иногда достаточно простой улыбки клиента или фразы «спасибо, что так быстро».
– Я веду блог, и некоторые клиенты говорят: «О, это вы?» Становится так приятно на душе. Общение – важная часть в работе. Порой просто перекидываемся парой слов. Бывает, человек выходит с улыбкой, говорит «спасибо», дает чаевые и это заряжает на весь день. Но случается и наоборот – хамство, игнор. Но на этом стараешься не зацикливаться. Обычно люди не задумываются, что за кнопкой «оформить заказ» стоит человек, который спешит, мерзнет и ждет, – подчеркивает Иван Третьяков.
По словам курьера, заработок неплохой, если брать достаточно заказов, но если учитывать физическую нагрузку, риски, и график – оплата должна быть больше.
– Хотелось бы, чтобы компании, с которыми мы сотрудничаем, больше заботились о курьерах. Основное внимание уделяется заказчикам: нас оценивают, нам ставят баллы, нас могут заблокировать за опоздание. Но если ты травмировался на доставке или у тебя поломался велосипед – это мало кого волнует, – рассказывает доставщик.
Тем не менее Ивану Третьякову нравится свобода, динамика и живое общение. Как он считает, хороший курьер – это не просто человек с сумкой, а тот, кто умеет быстро думать, ориентироваться, общаться и держать себя в руках в любых ситуациях.
– Самое важное – стрессоустойчивость. Бывает, за день столько всего происходит: от сломанного лифта до агрессивного клиента. И ты должен сохранять спокойствие. Оперативность, ответственность, уважение к людям – это основа, и, конечно, порядочность, нужно быть честным и вежливым, – считает алматинец.
Молодой человек надеется, что в скором времени голос курьеров будет услышан. Чтобы они перестали быть «невидимыми» исполнителями и стали полноценной частью городской инфраструктуры со своими правами, условиями и поддержкой.
– Мы не просим многого. Просто хотим, чтобы к нам относились как к людям, а не к иконке в приложении. Мы настоящие. Мы здесь. И без нас – никак! – подчеркивает Иван Третьяков.
Мнение жителей
Однако у каждого горожанина сформировалось свое мнение о работе курьеров. В большинстве своем понимание и уважение – даже если заказ приходится ждать дольше обычного, даже если еда приезжает слегка остывшей. Этому во многом способствовали и популярные ролики в соцсетях. Шуточные и трогательные видео, где курьеры пробираются через лужи, буксуют в снегу или мчатся с рюкзаком под проливным дождем, вызывали сочувствие, смех и волну поддержки.
– Когда заказываю еду, стараюсь не заставлять курьера ждать. Иногда выхожу раньше, если знаю, что подъезд закрыт. И даю чаевые, если есть возможность. Это ведь тяжелый труд, – делится Гульжан Хасенова.
– В дождь особенно неловко: открываешь дверь, а человек стоит весь мокрый, – говорит Махаббат Куканова. – Пока ты в тепле, он идет по лужам. Всегда благодарю и вежливо общаюсь – это ведь не робот, а человек. Тем более курьеры меня всегда выручают: если забыла что-то дома или просто нужно заказать еду или таблетки – привезут.
Однако не всегда все заканчивается улыбками, есть и те, кто столкнулся с неприятными ситуациями при доставке.
– К сожалению, мой опыт с доставщиками еды не сложился. Не раз было такое, что еда приходила уже откусанная. Очень неприятно от того, что у кого-то хватает наглости подворовывать пищу. Я был в полном ужасе. Хорошо, что заказывал только для себя, иначе было бы стыдно перед семьей или друзьями. Теперь стараюсь готовить дома сам либо выхожу куда-нибудь перекусить, – рассказывает Никита Цигулев.
Таким образом, курьерская служба – это не просто логистика, а целая система, в которой каждый день пересекаются десятки тысяч маршрутов, эмоций и человеческих историй! За быстрым звонком в дверь – многочасовая ходьба, поиск адреса, пробки и порой непредсказуемые ситуации. Тем не менее профессия курьера остается одной из самых востребованных и незаменимых в ритме большого города. И, возможно, следующее «спасибо» за дверью станет для кого-то тем самым стимулом двигаться дальше.
Vecher.kz
- 3581 просмотр
Поиск
Опрос
Рубрики
Регион
- #Караганда#КызылОрда#Павлодар
- USA
- «aralmigrant»
- Абайская область
- Азербайджан
- Акмолинская обалсть
- Акмолинская область Кокшетау
- Актау
- Актауская область - Жанаозен
- Актобе
- Актюбинская область
- Алма-Ата - Швейцария - тюрьма
- Алма-Ата
- Алматинская агломерация
- Алматинская обалсть и Щучинско-Боровская курортная зона
- Алматинская область
- Алматинская область и Щучинско-Боровская курортная зона
- Алматы - город республиканского значения СМИ
- Алматы - город республиканского значения
- Алматы
- Алматы город республиканского значения
- Алматы и Алматинская обалсть
- Алматы-Атырау
- Аляска
- Арал
- Аркалык
- Астана - Актобе
- Астана
- Астана окраинная
- Астана праздничная
- Астрахань РФ
- Атырау
- Атырауская область
- Афганистан
- Африка
- Байконыр
- Балтийские страны
- Бишкек
- Ближний Восток
- Бурятия
- ВКО
- Восточный Казахстан
- Газа
- Дальний Восток
- Джетысу
- Евразия
- Европа и Азия
- Жамбыл Улытау Павлодар
- Жамбылская область
- Жезказган
- Жетысуская область
- ЗКО
- Западно-Казахстанская область
- Западный Казахстан
- Казахстан
- Караганда
- Карагандинская область
- Карибский бассейн
- Каспий
- Каспийское море
- Китай
- Конаев
- Костанай
- Костанайская область
- Кызыл - Орда
- Кызыл-Орда
- Кызыл-Ординская область
- Кыргызстан
- Кыргызстан. Бишкек
- Мангистау
- Мангыстау
- Манистау
- Махтаральский район Туркестанской обалсти
- Меркенский район
- Монголия
- Москва
- Москва-Европа-США
- Нур-Султан
- Павлодар
- Павлодарская область
- Пакистан
- Петропавловск
- Постсовок
- Пятая республика Париж
- РФ
- РФ Санкт-Петербург
- Республика Казахстан
- Республика Узбекистан
- Россия
- Россия. Индия.
- СКО
- СУАР
- США
- Санкт-Петербург
- Северная Америка
- Северный Кавказ
- Северо-Казахстанская область
- Семей
- Синьцзянь
- Соединённое Королевство
- Талдыкорган
- Тараз
- Театр СВО и Европа с США
- Темиртау
- Узбекистан
- Украина
- Улытауская область
- Центральная Азия
- Шымкент Кызыл-Орда
- Шымкент
- ЮКО
- Южная Америка
- Япония
- вынужденная миграция
- город Алатау
- город Талдыкорган область Жетісу
- город республиканского значения Алматы
- город республиканского значения Шымкент
- планета
- экологические беженцы
- экологические мигранты
- южная столица
