
Вы здесь
Главная ›Итоги столичной недели: Скорректированные лесопосадки и невозмутимый КМГ
На прошлой неделе министерство экологии и природных ресурсов Казахстана признало невозможность выполнения задачи по высадке 2 миллиардов деревьев в стране до 2026 года – и передвинуло выполнение этого плана на 2027-й. Возможно, это не самый большой просчет исполнительных властей, зато он исчерпывающим образом характеризует работу многих представителей исполнительной власти: даже если они понимают, что миссия, спущенная сверху, невыполнима, они сначала берут под козырек. А уж потом, когда не признать невыполнимость миссии уже физически невозможно, рапортуют о переносах исполнения на следующий срок по объективным причинам.
Деревья сажаем строго по Черномырдину
Напомним, что задачу по высадке в стране 2 миллиардов новых деревьев в 2021-м году поставил президент страны Касым-Жомарт Токаев, задача растягивалась на пять лет, но на прошлой неделе минэкологии фактически признало, что фокус не удался – и программу по высадке деревьев и кустарников в лесном фонде Казахстана продлили до 2027 года. "Главой государства дано поручение на территории лесного фонда создать лесные культуры древесно-кустарниковых пород в количестве 2 млрд штук. В 2021-2024 годы всего по республике посажено 1,15 млрд деревьев", - говорится в сообщении Минэкологии. В связи с продлением срока исполнения поручения до конца 2027 года переутверждены Комплексные планы по воспроизводству лесов и лесовосстановлению. Помимо этого, в целях исполнения поручения главы государства по посадке 15 миллионов деревьев на территории населенных пунктов утверждены Региональные планы озеленения и создания зеленых зон населенных пунктов областей и городов Астана, Алматы, Шымкента. Запланировано посадка более 3 миллионов деревьев ежегодно с 2021 по 2025 годы.
И здесь миссия оказалась выполнимой – в рамках озеленения городов с 2021 по 2024 год всего посажено более 14,3 миллиона деревьев. Сейчас речь идет не о том, почему в городах с озеленением все хорошо, а вне городской черты – нет, непонятно, почему минэкологии только в 2025-м году признало невыполнимость задачи. Ведь еще в августе 2022-го, в бытность премьер-министром страны Алихана Смаилова говорилось о том, что финансирования на программу может и не хватить в заявленные сроки. В 2021 году проведена посадка деревьев на площади 66 тысяч га (в количестве 138 миллионов саженцев). "Однако в этом году существует риск недостижения поставленного показателя из-за слабого финансирования на местном уровне в ряде регионов", - отметил тогда Смаилов. В этой связи он поручил акиматам Актюбинской и Западно-Казахстанской областей совместно с министерством финансов проработать вопрос финансирования запланированного объема посадки деревьев. Проработали они этот вопрос или нет, науке неизвестно, но факт остается фактом – программа продлена. И возникает вопрос – а когда именно к властям пришло понимание ее невыполнимости?
Тут ведь в октябре 2023 года сенатор Нурлан Бекенов поднимал вопрос о том, что каждый третий новый саженец в стране гибнет из-за отсутствия ухода после посадки, в результате поручение президента посадить в Казахстане два миллиарда деревьев может остаться только на бумаге, считает парламентарий. И государство просто потеряет деньги и не получит "зеленых поясов" вокруг городов: чтобы этого не произошло, Бекенов предлагал обязать подрядные организации следить за приживаемостью и ростом саженцев. "Считаю необходимым пересмотреть подходы по выращиванию растений и деревьев, а также их последующему обслуживанию. Закрепить за подрядными организациями, обеспечивающими высадку саженцев, обязательное дальнейшее обслуживание и мониторинг состояния деревьев", - заявил он. При этом организации должны предоставлять отчеты о проделанной работе, причем все эти действия следует прописать в договоре на оказание услуг, с пометкой об ответственности за их неисполнение, подчеркнул парламентарий.
Озабоченность сенатора понять несложно: если у местных бюджетов не хватает денег на саму посадку саженцев, то уж на ухаживание за ними денег у них точно нет. Само по себя отсутствие денег на посадку и уход за деревьями – не преступление, но вот стоическое молчание по этому поводу уже тянет как минимум на халатность. Оно и понятно: какой аким вслух скажет, что поручение ноль первого невыполнимо в силу отсутствия денег? Хотя, по совести, нормальный руководитель об этом бы сказал вслух, и не через минэкологии весной 2025-го, когда деваться уже некуда, а в 2021-м, максимум, в 2022-м – да, это был бы поступок камикадзе с точки зрения карьерных перспектив, но это был бы поступок руководителя, а не руками водителя, как говорится, почувствуйте разницу. И ладно бы у нас акимы были бы такими молчаливыми только в том случае, когда это касается деревьев – но они же многие поставленные задачи именно так и решают: берут под козырек – и ждут, когда всем станет ясно, что опыт не удался. Хотя деньги на высадку новых деревьев можно было бы изыскать внутри местных бюджетов без трансфертов из центра.
За счет чего? За счет, прости Господи, "благоустройства" зеленых насаждений внутри городской местности. Оное благоустройство сводится к тому, что бензопилами режутся уже выросшие деревья, а трава газонокосилками в городах выбривается до состояния прически призывника, то есть под ноль. Дело, конечно, нужное, если лето дождливое – а если лето засушливое, и трава не растет ввиду отсутствия живительной влаги? Тогда все равно молодцов с косилками выгоняют в чисто поле, чтобы они ими землю вспахивали, потому как бюджеты на это уже выделены и их надо осваивать по назначению. Выглядит это все эффектно, прямо как в ролике с Мишей Галустяном, который из окна второго этажа кричит вычерпывающим воду со двора в момент наводнения по всей улице: "Пиривет, придурки!". Хотя зачем мы так злобно отзываемся об умственных способностях осваивателей бюджетных средств? Они свое дело знают отменно – тут, скорее, вопрос к акимам: когда у нас озеленительный круговорот бюджетных средств в природе, наконец, закончится? Может, попробовать не тратиться на подстрижку деревьев и газонов одно лето, а сэкономленные деньги пустить на высадку новых саженцев?
А то есть подозрение, что означенные 2 миллиарда не будут высажены и к 2027-му году – одновременно в городах поспиливают все, что можно, и все, что нельзя. Не то, чтобы мне "зеленые" лавры Греты Тунберг покоя не давали – мне за державу обидно: мы в каком-то месте экономим каждый тиын, одновременно раскидывая в других направлениях миллионы и миллиарды тенге, хотя вот там-то можно было бы нехило сэкономить. В общем, как говорил Вовочка, "Где логика, где разум?!" у тех людей, которые бюджетное сальдо ежегодно подбивают и на центральном, и на региональных уровнях. И пока нет ответа на данный вопрос, бюджетные проблемы у нас были, есть и будут. И это, не говоря о том, что поручения президента остаются неисполненными (последний довод для наших чиновников пострашнее любых бюджетных проблем). Да, и вот еще занимательная математика для читателя – в 2021-м, когда о 2 миллиардах саженцах только заговорили, на программу выделялось 82 миллиарда тенге. То есть на один саженец по смете закладывался 41 тенге при тогдашней себестоимости посевного материала от 50 тенге за сеянец до 30 тысяч тенге за полноценное молодое деревце. А ведь это затраты только на посевной материал, без учета стоимости ГСМ за то, чтобы саженцы вывезти к месту их загородней дислокации, зарплаты сеятелям и прочих накладных расходов.
И это цены 2021-го года, за прошедшие четыре года все подорожало, включая овес (на тот случай, если акиматы для экономии средств саженцы за город вывозили гужевым, а не автомобильным транспортом). В общем, калькулятор не нужен был, чтобы понять – программа изначально обречена была пройти под двумя незабываемыми девизами Виктора Степановича Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда" и "Никогда такого не было – и вот опять!". Что тут скажешь: любят наши чиновники покойного ныне российского экс-премьера и свято чтят его заветы…
"КазМунайГаз" всегда и ко всему готов
Люди старшего поколения, безусловно, помнят, что за праздник в СССР приходился на 19 мая – День Пионерии, у нас пионерские лозунги тоже не забывают, особенно главный из них: пионер всегда готов, как к труду, так и к обороне. Приятно, что этот лозунг не чужд нашим нефтяникам из национальной компании "КазМунайГаз", Заместитель председателя правления которой, Асет Магауов, на прошлой неделе заявил, что не видит рисков для нацкомпании от снижения цен на нефть. Напомним, что 5 мая цены на нефть рухнули из-за планов "восьмерки" ОПЕК+ ускорить добычу сырья, снизившись более чем на два доллара за баррель. Фьючерсы на нефть марки Brent снизились на 2,21 доллара - до 59,08 долларов за баррель. Американская нефть марки WTI стоила 56 долларов за баррель, что на 2,29 доллара меньше, чем ранее. Оба контракта достигли самого низкого уровня с 9 апреля на открытии торгов в понедельник. А следом британский финансовый холдинг Barclays несколько дней назад понизил прогноз по нефти марки Brent на 2025 год на $4, до $70, за баррель и установил оценку на 2026 год на уровне $62 за баррель, сославшись на «непростой фундаментальный путь» на фоне эскалации торговой напряженности между странами и изменения производственной стратегии ОПЕК+.
Однако КМГ излучает спокойствие, как Карлсон у Астрид Линдгрен: Магауов напомнил, что 70% своей нефти нацкомпания поставляет на внутренний рынок, где цена на углеводороды и так меньше меньшей цены на мировых. "Аналитики говорят, что в этом году цена сохранится в пределах $65 за баррель. Но никто не может точно предсказать эти значения. В целом мы не видим рисков для компании. Подготовлены альтернативные сценарии на случай резкого падения цен, определены меры по возможной оптимизации. В принципе, мы готовы к любым колебаниям цен на нефть", – сказал он журналистам. Вместе с тем, по его словам, нацкомпания готова оптимизировать часть расходов в случае резкого падения цен на нефть. И добавил, что компания рассматривает возможность сотрудничества по развитию Атырауского НПЗ с российской «Татнефтью». По его словам, с компанией «Татнефть» у «КазМунайГаза» «очень плотные отношения» по разным проектам в Казахстане. Но при этом есть и другие претенденты на вхождение в состав акционеров Атырауского нефтезавода – например, китайская компания Sinopec, которая также консультирует КМГ по вопросам модернизации этого производства. В общем, КМГ готов к любой цене на нефть, а вот готов ли к этому наш бюджет?
На нефтяном мировом рынке и без решений ОПЕК+ есть кому раскачивать лодку: тут тебе и замедление роста спроса на нефть в Китае в связи с его переходом на альтернативные источники энергии, а также ожидаемый рост добычи нефти в странах, не входящих в ОПЕК+. Политика президента США Дональда Трампа может привести к увеличению добычи сланцевой нефти в этой стране, что также окажет дополнительное давление на мировые цены. Вице-премьер, министр национальной экономики Серик Жумангарин в апреле заявлял, что правительство Казахстана готовит сценарии оптимизации бюджета при снижении цен на нефть до $55 и $50 за баррель при том, что в одобренном правительством проекте социально-экономического развития на 2025-2027 годы в базовом сценарии цена на нефть планировалась в $75 за баррель. При этом при формировании бюджета на 2024–2026 годы правительство исходило из цены в $80 за баррель: в общем, нас, похоже, ждет новая перекройка бюджета страны, в рамках которой 2 миллиарда новых деревьев – не самая большая потеря. На фоне этой информационной волны министерство энергетики республики сделало заявление в ответ на публикации в СМИ о якобы имеющемся давлении на Казахстан со стороны ОПЕК+.
"Министерство считает необходимым прокомментировать появившиеся в СМИ сообщения, интерпретирующие возможную корректировку уровня добычи нефти в стране как результат внешнего давления. Министерство категорически опровергает подобные заявления", – прокомментировали в ведомстве. Отмечается, что Казахстан подтверждает свою приверженность соглашению ОПЕК+ и будет продолжать выполнять все принятые обязательства, внося свой вклад в стабильность глобального энергетического рынка. В Минэнерго также подчеркивают, что Казахстан не планирует снижение объемов добычи нефти, о чем неоднократно информировались партнеры по ОПЕК+. Ранее агентство Bloomberg утверждало, что новое существенное увеличение добычи нефти в июне со стороны ОПЕК+ является, якобы, наказанием стран, превышающих квоты по добыче в рамках альянса, в число которых входит и Казахстан. Как сообщает Bloomberg со ссылкой на делегатов, знакомых с обсуждением, ключевые страны во главе с Саудовской Аравией и Россией 3 мая договорились увеличить добычу в следующем месяце на 411 тысяч баррелей в сутки. Это увеличение повторяет аналогичный шаг, объявленный месяцем ранее, когда ОПЕК+ неожиданно решила увеличить майскую добычу втрое по сравнению с изначально запланированным объемом.
Это породило вопросы о будущем альянса и вызвало спекуляции о возможной ценовой войне, отмечает Bloomberg. По словам делегатов ОПЕК+, изменение стратегии было вызвано тем, что Эр-Рияд устал от постоянного превышения квот со стороны таких стран, как Казахстан и Ирак. Теперь Саудовская Аравия решила наказывать их через финансовое "изматывание" в условиях падения цен. "ОПЕК+ только что взорвала нефтяной рынок, — заявил 3 мая аналитик Rystad Energy Хорхе Леон, ранее работавший в секретариате ОПЕК. — Этим шагом Саудовская Аравия стремится наказать, прежде всего, Казахстан за несоблюдение договоренностей, а заодно и угодить президенту Трампу, который требует снижения цен на нефть". По его словам, Эр-Рияд рассчитывает укрепить связи с президентом США Дональдом Трампом, который в мае посетит Ближний Восток и призывает страны ОПЕК снизить цены на топливо. Даже до начала наращивания добычи рынки уже сталкивались с профицитом на 2025 год на фоне замедления спроса со стороны Китая и избытка американских поставок. Падение цен угрожает нефтяным компаниям, включая американских производителей сланцевой нефти, которые предупреждают, что не смогут выполнить призыв Трампа «бурить, как никогда» в стремлении к энергетическому доминированию США. Это также наносит удар и по странам ОПЕК+, включая саму Саудовскую Аравию.
Королевству уже пришлось сократить инвестиции в ключевые проекты наследного принца Мохаммеда ибн Салмана по трансформации экономики, включая футуристический мегаполис Неом. Международный валютный фонд на прошлой неделе понизил прогноз для стран Ближнего Востока, оценив, что Эр-Рияду необходима цена нефти выше $90 за баррель для покрытия госрасходов. Пока стратегия "изматывания" дает мало результатов в отношении дисциплины нарушителей квот в альянсе, отмечает Bloomberg. При этом отмечается, что Казахстан ограничен в возможностях контролировать деятельность международных нефтяных компаний, таких как Chevron Corp. и Eni SpA, которые работают над проектами по расширению добычи нефти на крупных месторождениях в стране. Источники Reuters ранее сообщали, что Астана даже не обращалась к ним с просьбой сократить объемы и, согласно данным ОПЕК+, в марте Казахстан превысил свою квоту на 422 тысячи баррелей в сутки. В общем, давит кто-то на нас или не давит, мы, похоже, прямо или косвенно оказались в эпицентре "нефтяной" битвы, последствия которой, впрочем, к 9 мая ослабли: нефть вновь подорожала на фоне торговых переговоров Штатов и Китая, а также снижения пошлин в рамках сделки Великобритании и США. Нефть марки Brent подорожала на $1,19, или 1,89%, до $64,03 за баррель, нефть марки West Texas Intermediate (WTI) в США также выросла на $1,19, или 1,99%, до $61,10. За неделю оба вида нефти подорожали примерно на 4%.
Напомним, что министр финансов США Скотт Бессент встретится с главным экономическим чиновником Китая, вице-премьером Хэ Лифэном, в Швейцарии 10 мая, чтобы попытаться урегулировать торговые споры, которые угрожают спросу на нефть. "Если стороны назначат дату начала официальных переговоров и договорятся снизить текущие высокие тарифы друг против друга на время диалога, рынки получат передышку, и нефть может подорожать еще на $2-3 за баррель", — отметила Вандана Хари, основатель компании Vanda Insights, специализирующейся на анализе нефтяного рынка. Также на прошлой неделе стало известно, что президент США Дональд Трамп и премьер-министр Великобритании Кир Стармер объявили о достижении соглашения, по которому Британия согласилась снизить тарифы на американский импорт. Тем временем ужесточение санкций США против Ирана может ограничить предложение и подтолкнуть цены вверх, отмечает Reuters: на прошлой неделе США ввели санкции против третьего китайского НПЗ за покупку иранской нефти. Так что, похоже, министерство энергетики абсолютно право – и на Казахстан никто не давит, просто потому, что наше превышение квот особого давления на колебания мировых цен оказать не может даже при очень богатой фантазии.
Правительство берется за нефтехимию
Пока на нефтяном рынке творится весь этот хаос, наше правительство вынашивает планы по развитию нефтехимической и химическую отрасль – министерство промышленности республики на прошлой неделе заявило о намерении привлечь 4,8 триллиона тенге в них до 2035 года. На заседании правительства глава ведомства Ерсайын Нагаспаев сообщил, что на сегодня в химической отрасли реализуются 49 проектов. "Основные из них направлены на выпуск химических продуктов, используемых в нефтяной и металлургической отраслях. Например, каустическая сода, производимая в стране, в основном используется внутренними переработчиками", — отметил Нагаспаев. По его словам, богатый сырьевой потенциал страны, включая фосфориты, калийные соли, бариты, сера, нефть, газ и многое другое, позволит создать новые производства в химической отрасли. Помимо этого, согласно Дорожной карте по развитию нефтегазохимической промышленности на 2024–2030 годы, планируется реализация шести крупных инвестиционных проектов общей стоимостью около 15 миллиардов долларов. Также в Казахстане создана специальная экономическая зона, территория которой составляет свыше 3,5 тысяч гектаров. Она включает три ключевых площадки – Карабатан, Тенгиз и Технопарк.
На площадке Карабатан реализуются крупные инфраструктурные проекты, сегодня на ней зарегистрировано 18 предприятий, среди которых производители полипропилена, полиэтилена, синтетического каучука и пластиковых изделий. Площадка Технопарк ориентирована на малый и средний бизнес, здесь выпускается продукция на базе нефтехимического сырья — полиэтилентерефталат и терефталевая кислота. Что касается Тенгиза, эта площадка сосредоточена на газосепарационном комплексе, который обеспечивает сырье для одного из крупнейших проектов — производства полиэтилена с ежегодным объемом этана 1,6 миллиона тонн. А в Атырауской области построят завод по производству бутадиена и его производных совместно с компанией "Татнефть", заявил аким региона Серик Шапкенов. КМГ же сообщило о строительстве завода по производству полиэтилена, в комплексе с ним будут реализованы два инфраструктурных проекта: газосепарационный комплекс и магистральные трубопроводы. Общая стоимость трех проектов составит порядка 11 миллиардов долларов.
"Это прямые инвестиции КМГ и партнеров. На сегодня все инвестиционные решения приняты. Благодаря поддержке Правительства были сняты некоторые избыточные требования строительных норм, в результате чего КМГ и инвесторы проекта "Полиэтилен" своевременно приняли необходимые инвестиционные решения", — сообщил председатель правления АО НК "КазМунайГаз" Асхат Хасенов. Вопрос по финансированию проекта газосепарационного комплекса остается открытым, сейчас рассматриваются приемлемые условия с Банком Развития Казахстана. Также Хасенов сообщил, что Казахстан в девять раз увеличил экспорт полипропилена, по итогам первого квартала 2025 года объем производства полипропилена вырос на 73% по сравнению с тем же периодом 2024-го, составив 126 тысяч тонн. Прогноз до конца года – 486 тысяч тонн. "Цены на полипропилен в стране находятся на самом низком уровне по сравнению с соседними странами. Для стимулирования дальнейших переделов в 2024 года запущена программа "Форсаж". Это позволяет приобретать полипропилен со скидкой, учитывая индивидуальные особенности потребителя", — сказал Асхат Хасенов. В общем, КМГ постепенно налаживает переработку углеводородного сырья внутри страны – и это радует, поскольку вся добавленная стоимость остается в Казахстане.
Причем добавленную стоимость мы собираемся извлекать и из угля: китайская компания China Energy Investment Corporation (CHN Energy) ведет переговоры с угледобывающими компаниями «Шубарколь Комир» и «Шубарколь Премиум» о приобретении доли в каждой из них, сообщило министерство промышленности и строительства. Китайцы планируют организовать в Казахстане переработку угля с месторождения Шубарколь с выпуском аммиака и карбамида. "Как один из перспективных секторов отрасли прорабатывается вопрос развития углехимии. Ввиду значительных угольных запасов страны развитие данного направления позволит отойти от сырьевой экономики и увеличить добавленную стоимость. На сегодня ведется работа с такими крупными компаниями, как CHN Energy и East China Engineering and Technology", – сказал глава Минпрома Нагаспаев на заседании правительства. В частности, CHN Energy готов инвестировать не менее $4 млрд в проекты по производству аммиака и карбамида. Напомним, что China Energy Investment Corporation управляет 97 угольными шахтами с производственной мощностью 650 млн тонн в год и занимает лидирующие позиции на мировом рынке. Активы компании расположены в Китае, ЮАР, Австралии, Индонезии, Греции и Германии.
В свою очередь, East China Engineering and Technology совместно с ТОО «Samal Commodities» прорабатывает проект по производству из угля продуктов органической химии. Samal Commodities с East China Engineering планируют перерабатывать 250 тысяч тонн угля в год, производя 200 тысяч тонн аммиака и 300 тысяч тонн карбамида. Между компаниями подписан контракт на разработку технико-экономического обоснования. Инвестиции в проект составят $300 млн. Кроме того, по словам Нагаспаева, в рамках утвержденной дорожной карты по развитию углехимии отечественные угледобывающие предприятия («Шубарколь Комир», Qarmet, «Гамма Сарыколь») совместно с научными институтами страны проводят работу по всестороннему изучению и внедрению передовых технологий, направленных на получение востребованных химических продукций (удобрения, абсорбенты, наноматериалы, дизтопливо и другие продукты). Министерство промышленности и строительства совместно с министерством иностранных дел, министерством национальной экономики, министерством торговли и интеграции, ассоциациями и угледобывающими компаниями создало рабочую группу по развитию углехимии в Казахстане, а также утвердило дорожную карту развития углехимической отрасли. Ведомство ведет работы по привлечению инвестиций и осуществлению трансферта технологий. Кроме того, в условиях контрактов на недропользование угольных месторождений предусматриваются обязательства по переработке угля с получением продуктов высокого передела – и до этой деятельности никакой ОПЕК+ точно докопаться не сможет.
Самокатчиков ждет новый закон, а Министерство цифрового развития Казахстана – новый скандал
На прошлой неделе также стало известно, что в Казахстане могут разработать и принять новый закон, регулирующий использование электросамокатов, потому что предыдущий нормативный правовой акт не работает, что признал депутат Сената парламента Марат Кожаев. "У нас приняли закон, он уже и подписан, и должен вроде как действовать, но, как обычно, у нас с правоохранительными практиками наблюдаются проблемы в части езды самокатов. У нас сейчас сезон начался, потеплело, и мы опять видим то же самое", – заявил Кожаев. Жители жалуются на самокатчиков, которые гоняют на высокой скорости, ездят по двое и оставляют самокаты где попало. Кожаев считает, что проблема в отсутствии четких правил и инфраструктуры, поскольку электросамокаты — это новый вид транспорта, и закон пока не регулирует их использование полностью. Для мопедов уже ввели регистрацию, номера и водительские права, теперь аналогичные меры хотят ввести в отношении электросамокатов и велосипедов с электродвигателями. Также в Казахстане могут ввести правила для несовершеннолетних, которые ездят на электросамокатах.
Кожаев не исключил, что в новом законе будут введены возрастные ограничения на использование электросамокатов, на какой скорости на них можно ездить и как их использовать. Кожаев отметил, что даже самые хорошие законы не будут работать, если люди не готовы их соблюдать. "Все эти вопросы на сегодняшний день, какие бы красивые законы ни написали, если люди ментально не будут готовы их соблюдать, эти вещи будут нарушаться", — считает сенатор. Он привел в пример Китай, где тысячи мопедов и самокатов стали частью жизни, но при этом не создают хаоса. Депутат надеется, что в Казахстане тоже смогут найти разумное решение, чтобы самокаты были безопасными для всех. Отметим, что сейчас затруднения представляет идентификация электросамоката, который стал участником происшествия, в том числе из-за отсутствия у него госномера, в связи с чем МВД и хочет ввести нумерование этих транспортных средств, а заодно – и велосипедов. "Мы изучали опыт Швейцарии, там не только на самокатах есть госномера, но и на велосипедах. Поэтому, действительно, эта норма и предложение очень актуальны, и у нас сейчас находятся на стадии активной работы. Активная нормотворческая работа в этом направлении идет", - сказал по этому поводу заместитель министра внутренних дел Санжар Адилов.
Все эти меры можно только приветствовать, непонятно только, почему эти нормы МВД и депутаты собираются вводить только сейчас вместо того, чтобы прописать их в первом варианте законодательства, регулирующего эту сферу. Тем временем, депутат мажилиса Мурат Абенов заявил о причастности Министерства цифровизации к масштабной утечке персональных данных граждан Казахстана через мессенджер Telegram. На своей странице в Facebook он сообщил о существовании Telegram-бота, который предоставляет любому пользователю доступ к информации, предположительно полученной из государственных информационных систем. Через Telegram-бот можно получить данные о фамилии – имени – отчестве, ИИН, номерах телефонов, регистрации автомобилей. В открытом доступе — сведения не только о простых казахстанцах, но и о высокопоставленных лицах: министрах, судьях, полицейских. Насколько точны эти данные — установить сложно, судя по системе оплаты, сервис управляется с территории России. Мурат Абенов также выразил обеспокоенность тем, что министр цифровизации Жаслан Мадиев якобы "дружит с создателем Telegram Павлом Дуровым". "В открытом доступе все данные из государственных информационных систем, скорее всего скаченная база e-gov и обновляемые в режиме реального времени : про день рождения , ИИН, адрес проживания, телефоны. И так же про всех членов семьи проживающих вместе. И еще какие квартиры покупал, на каких автомобилях ездил. Самое опасное — это свежесть данных. Обновления идут за декабрь 2024 года. Это значит, что в министерстве до сих пор работают предатели, сливающие личные данные граждан за границу", — считает депутат.
По его мнению, именно благодаря таким утечкам происходят массовые случаи мошенничества: злоумышленники используют персональные данные для телефонных звонков, угроз родственникам, слежки и шантажа. Депутат не стал публиковать ссылку на бот, но выразил готовность передать ее заинтересованным органам. Известно, что в 2021 году Роскомнадзор требовал блокировки аналогичного бота за нарушение законодательства о защите персональных данных, однако сервис продолжает работу под другими названиями. В связи с принятием в России закона об уголовной ответственности за утечку персональных данных сервис ограничил выдачу информации, оставив доступными только базовые данные. Абенов решил для проверки вбить фамилии двух глав минцифры – и, по его словам, бот выдал номера сотовых телефонов зарегистрированных в е-gov и данные на членов семьи. "Не могу утверждать что личные данные двух министров на 100% точные , ведь они сами с трибун заявляют что все защищено, таких баз из государственных информационных систем в открытом доступе не существует. Но если хотят убедиться лично, могут сами скачать и сверить. Те мои знакомые кто проверил себя в этой базе с удивлением узнают, что информация есть на каждого из нас: точные ИИН, самые последние актуальные телефонные номера, домашние адреса , даже на старые, где проживал лет 15-20 назад, про личные авто какими гражданин владел вплоть с начала века. Даже номера телефонов совершеннолетних детей в открытой базе есть", - отметил он.
Министерство цифрового развития Казахстана, в свою очередь, признает существование подобных ботов и проводит работу по выяснению обстоятельств утечек данных, но утверждают, что такие боты используют данные из старых утечек, открытых источников и сторонних сервисов, таких как GetContact. Сейчас доступ к ним на территории страны закрыт, а ссылки на ранее упомянутые ресурсы передали в уполномоченные органы для проверки. Но в любом случае вопросы нашей информационной безопасности остаются острыми – и госорганам надо что-то с системами безопасности делать, поскольку если они не могут защитить даже высокопоставленных лиц от утечек, простым смертным и вовсе рассчитывать на недоступность своих данных для мошенников не приходится.
Банки против списывания кредитов
Финальным аккордом прошлой недели стало выступление председателя cовета Ассоциации финансистов Казахстана Елены Бахмутовой в верхней палате парламента на круглом столе, посвященном банковскому законодательству. Она предложила исключить из проекта нового закона о банках и банковской деятельности все нормы, предусматривающие возможность списания задолженности заемщиков по банковским кредитам: по ее мнению, необходимо вернуть ответственность клиентов за их собственные действия. "Почему-то считается, что люди, подписывая договор о займе, не осознают, что они делают и практически освобождаются от ответственности за исполнение принятых на себя обязательств. Поэтому мы предлагаем еще раз вернуться к этому вопросу и исключить из проекта нового закона любые нормы, которые касаются списания обязательств заемщика перед банком, поскольку это может поставить под угрозу как стабильность финансового системы, так и создать демотивирующий фактор для выполнения обязательств перед банками, в том числе и со стороны добросовестных заемщиков", — сказала Бахмутова. По ее мнению, в последнее время баланс при обсуждении законодательных новелл смещается в сторону защиты потребителей финансовых услуг, но необходимо вернуть ответственность клиентов за собственные действия и осмотрительность.
"Только что заместитель председателя Национального банка Берик Шолпанкулов рассказывал о том, что собираются легализовать рынок необеспеченных, нефинансовых активов, по сути дела, криптообменников. И там совершенно справедливо говорится о том, что это ответственность самих клиентов за свои решения. Это вот справедливо, но как-то мы забываем об этом, когда говорим о клиентах банка и, в частности, о заемщиках", — добавила Бахмутова. По ее словам, в законопроекте, который, как предполагается, может поступить в парламент этой осенью, должны быть отражены следующие принципы: профессиональное и независимое регулирование банковского сектора и смежных финансовых услуг, гарантии невмешательства госорганов в операционную деятельность банков, незыблемые границы банковской тайны, защита прав сторон при взаимодействии банков и их клиентов, отсутствие регуляторного арбитража между различными организациями, предоставляющими одинаковые услуги. Председатель совета АФК отметила, что банковский сектор сталкивается с тем, что требования к банкам могут вводиться даже отраслевыми законодательными актами, иногда без должного согласования и обсуждения как с регуляторами, так и участниками рынка. В этой связи, считает она, нужно обеспечить недопустимость вмешательства в операционную деятельность банков, которые обязаны зарабатывать прибыль для своих акционеров и кредиторов.
По ее словам, нужны границы банковской тайны, которые дадут уверенность гражданам и предпринимателям в сохранности информации об их финансах. Эта уверенность может позволить повысить доверие к банковской системе. "Необходим жесткий пересмотр оснований для раскрытия банковской тайны и усиления положения банковской тайны", — сказала Бахмутова и подчеркнула, что приветствует предложение Национального банка внести такую норму в один из сопутствующих законопроектов. В текущей редакции основного законопроекта, по ее словам, есть целый список исключений из режима банковской тайны, при которых у банков возникает обязанность предоставлять информацию о своих клиентах и их операциях без согласия владельцев счетов. Глава совета считает, что в обществе уже справедливо возникают вопросы об объемах информации, которые банки обязаны передавать налоговым и другим государственным органам, поэтому необходимо еще раз посмотреть основания для раскрытия информации без согласия клиента. И тут горе банкиров лично я разделить готов, но по пунктам: по банковской тайне на фоне утечек сведений из наших госорганов действительно пора ужесточать, но, скорее всего, не саму банковскую тайну, а ответственность за утечки. И не на бумаге ужесточать, а найти и посадить на реальные сроки двух-трех любителей приторговывать чужими персональными данными, чтобы все понимали: за это можно реально загреметь за решетку.
Что касается запрета на списывание кредитов, то предложение тоже благое, ибо ничто так не развращает людей, как халява. Причем развращает всех, ибо добросовестный плательщик займов, глядя на соседа, которому все прощают, что он им должен, начинает задаваться вопросом – а отчего бы и ему такой фортель не провернуть? Однако, как говорят в Ростове-папе, есть одно "что": любая палка должна быть о двух концах, и, если мы боремся с иждивенчеством и разгильдяйством клиентов, давайте-ка наши финансовые учреждения тоже возьмут на себя встречные обязательства. Например, введут временной стандарт обслуживания клиентов в своих РКО – оно понятно, что онлайн-банкинг рассчетно-кассовые отделения заметно разгрузил и того количества служащих, что раньше, банкам уже не требуется. Но есть некоторые операции (при покупке недвижимости или авто, к примеру), которые в онлайн-банкинге не осуществишь ввиду значительности суммы – и вот при них как-то не хочется часами сидеть у кассы или у стола менеджеров.
Ну, и прочие "мелочи" сделать прозрачными, вроде комиссии при обналичке, а то как-то смешно получается, когда в банкоматах одного и того же уважаемого банка в Астане я деньги снимаю без комиссии, а в Караганде с меня комиссию за обналичку банкомат сдирает. Вот хотелось бы узнать, как это у нас получается, что страна вроде бы одна, законы и прочие нормативные правовые акты (включая банковские стандарты при обслуживании клиентов) в ней должны быть одни и действовать во всех городах и весях одинаково, а на деле получается, как с теми двумя миллиардами деревьев – чего-то все время малость не хватает. Думается, круглый стол по будущему банковскому законодательству в мае был прелюдией к обсуждению этого закона, может быть, наши банкиры на следующих обсуждениях чего интересного и про себя скажут…
Андрей ЛОГИНОВ, Астана
- 2512 просмотров
Поиск
Опрос
Рубрики
Регион
- #Караганда#КызылОрда#Павлодар
- USA
- «aralmigrant»
- Абайская область
- Азербайджан
- Акмолинская обалсть
- Акмолинская область Кокшетау
- Актау
- Актауская область - Жанаозен
- Актобе
- Актюбинская область
- Алма-Ата - Швейцария - тюрьма
- Алма-Ата
- Алматинская агломерация
- Алматинская обалсть и Щучинско-Боровская курортная зона
- Алматинская область
- Алматинская область и Щучинско-Боровская курортная зона
- Алматы - город республиканского значения СМИ
- Алматы - город республиканского значения
- Алматы
- Алматы город республиканского значения
- Алматы и Алматинская обалсть
- Алматы-Атырау
- Аляска
- Арал
- Аркалык
- Астана - Актобе
- Астана
- Астана окраинная
- Астана праздничная
- Астрахань РФ
- Атырау
- Атырауская область
- Афганистан
- Африка
- Байконыр
- Балтийские страны
- Бишкек
- Ближний Восток
- Бурятия
- ВКО
- Восточный Казахстан
- Газа
- Дальний Восток
- Джетысу
- Евразия
- Европа и Азия
- Жамбыл Улытау Павлодар
- Жамбылская область
- Жезказган
- Жетысуская область
- ЗКО
- Западно-Казахстанская область
- Западный Казахстан
- Казахстан
- Караганда
- Карагандинская область
- Карибский бассейн
- Каспий
- Каспийское море
- Китай
- Конаев
- Костанай
- Костанайская область
- Кызыл - Орда
- Кызыл-Орда
- Кызыл-Ординская область
- Кыргызстан
- Кыргызстан. Бишкек
- Мангистау
- Мангыстау
- Манистау
- Махтаральский район Туркестанской обалсти
- Меркенский район
- Монголия
- Москва
- Москва-Европа-США
- Нур-Султан
- Павлодар
- Павлодарская область
- Пакистан
- Петропавловск
- Постсовок
- Пятая республика Париж
- РФ
- РФ Санкт-Петербург
- Республика Казахстан
- Республика Узбекистан
- Россия
- Россия. Индия.
- СКО
- СУАР
- США
- Санкт-Петербург
- Северная Америка
- Северный Кавказ
- Северо-Казахстанская область
- Семей
- Синьцзянь
- Соединённое Королевство
- Талдыкорган
- Тараз
- Театр СВО и Европа с США
- Темиртау
- Узбекистан
- Украина
- Улытауская область
- Центральная Азия
- Шымкент Кызыл-Орда
- Шымкент
- ЮКО
- Южная Америка
- Япония
- вынужденная миграция
- город Алатау
- город Талдыкорган область Жетісу
- город республиканского значения Алматы
- город республиканского значения Шымкент
- планета
- экологические беженцы
- экологические мигранты
- южная столица
