Но вопросы остались...

Многие обратили внимание на крайне скупое освещение обсуждения отчетов ВАП и правительства по бюджету 2024 года. То есть, достижения правительства тиражировались из всех утюгов, а проблемные вопросы бюджета оказались совершенно в тени.

По сравнению с прошлогодним "расстрелом" картина получилась совершенно иной.

Впрочем, в прошлом году глава ВАП Смаилов разбирал проблемы бюджета, который реализовывал сам как премьер и воспользовался этой ситуацией, чтобы продемонстрировать свою объективность в новом амплуа.

В этом году ситуация была уже иной. Некоторые околоправительственные источники попытались обвинить Смаилова в том, что он, мол, создал те проблемы, которые кабинет Бектенова героически пытается решить, но потом до них дошло, что не стоит давать ВАПу повод оторваться потом на правительстве.

К тому же было принято решение накачивать экономику "позитивом" и не акцентироваться на проблемных зонах.

В итоге обсуждение прошло очень "конструктивно".

Но вопросы остались.

Изучая отчет об исполнении бюджета прошлого года мы видим все то же бестолковое планирование, бестолковую и бессистемную реализацию бюджетных программ, причем в ряде случаев госаудит еще и указывает на неэффективность не то что отдельных программ, но и проводимой в этих сферах госполитики (на примере Минпроса, Миннауки, Минздрава, Минтруда и других).

Традиционно упоминаются махинации со статистикой и отчетностью, отсутствие системы качественных показателей в бюджетном процессе. Ключевым моментом является "отсутствие взаимосвязи между выделенными средствами и показателями результатов".

Отчет недвусмысленно указывает, что если экономический рост не приводит к росту доходов бюджета, то возможно роста, может быть, на самом деле и нету. То же касается и некоторых видов продукции, показавших рекордный объем производства и тут же рекордный скачок цен, что говорит о том, что объем тоже может быть бумажным.

Серьезные вопросы есть к политике содействия занятости и развития МСБ, модернизации инфраструктуры, строительству автомобильных дорог.

Материалы отчета указывают на большой объем теневой экономики, контрабанды и контрафакта, по которым не просто не принимаются, но и не планируется никакие меры.

Серьезной проблемой является, с одной стороны, наличие практики постоянной корректировки целевых показателей, а с другой - несоответствие периодов формирования отчетности (аудит не может оценить эффективность программ, так как их отчетность сделается после презентации и даже принятия годовых отчетов ВАП).

Следствием бестолкового планирования и бесконтрольной реализации экономической политики является постоянное влезание в закрома Нацфонда, а также рост заимствований на внешнем и внутреннем финансовых рынках, что ведет к дополнительным расходам на обслуживание долга. При этом ВАП откровенно указывает на коррупционные риски и риски привлечение займов на невыгодных условиях. Квазигос, по данным аудита, большую займов берет не на инвестиционные цели, а на рефинансирование или обслуживание ранее полученных кредитов. Особой эффективности, транспарентности и ориентированности на результат наш квазигос вообще не демонстрирует.

Общие оценки экономического развития, по мнению ВАП, оптимизмом не блещут:

- "Реальное увеличение покупательской способности и физических объемов производства, отраженное в реальном росте ВВП (4,8%), было нивелировано инфляцией".

- "Растущая зависимость инвестиций от бюджетных вливаний, подверженных влиянию волатильности цен на сырье и состояния государственного бюджета, создает определенные риски для устойчивости инвестиционной деятельности в долгосрочной перспективе по сравнению с финансированием за счет частных средств".

- "Структура экономики Казахстана в 2024 году продолжала характеризоваться преобладанием сферы услуг (58,4% ВВП). Как показывает анализ, доминирующие в секторе услуг виды деятельности (оптовая/розничная торговля, операции с недвижимостью) ориентированы преимущественно на внутренний рынок и не отличаются высокой сложностью, что подтверждается низким значением Индекса экономической сложности".

- "Структура экспорта, по-прежнему, сильно зависит от сырьевых товаров, что делает экономику уязвимой к колебаниям мировых цен".

- "Экономический рост ценен тогда, когда он устойчив и основан на реальном повышении эффективности, производительности и доступности товаров. Рост, сопровождающийся ценовым шоком для населения или рыночными дисбалансами (логистика, хранение), может не отражать реального улучшения в экономике".

- "Формальный рост ВВП сопровождался высокой инфляцией, тревожными сигналами в инвестиционной сфере, противоречиями в отраслевой статистике и сохранением глубоких структурных проблем".

Здесь мы на самом деле новизны в оценках не видим, как, впрочем, и в ситуации с качеством бюджетного процесса.

Эти проблемы ставятся и госаудитом, и экспертами не первый год, но качественного сдвига в экономической и бюджетной политике не происходит. Это не отменяет как несомненных экономических достижений, так и расширения практики внедрения части рекомендаций ВАП в практику правительства и госорганов.

К сожалению, приходится констатировать, что вопросы эффективности и системности до сих пор остаются для государственных экономистов недоступными к пониманию.

В связи с этим возникает вопрос имеет ли смысл повышение фискальной нагрузки на экономику и население, иниицированное не с целью ее стимулирования, а лишь для расширения доходной части бюджета, если операторы бюджетных программ так и не освоили навыки эффективного планирования и управления расходной частью бюджета?

Не забудем и о том, что правительство провоцирует мощное инфляционное давление на экономику, причем цены уже сильно превысили ту индексацию социальных программ, которая была заложена в бюджет нынешнего года. Уже осенью бюджет придется секвестировать или опять залезать в Нацфонд или в долги....

 

Данияр АШИМБАЕВ

Nomad.su