
Вы здесь
Главная ›Но вопросы остались...
Многие обратили внимание на крайне скупое освещение обсуждения отчетов ВАП и правительства по бюджету 2024 года. То есть, достижения правительства тиражировались из всех утюгов, а проблемные вопросы бюджета оказались совершенно в тени.
По сравнению с прошлогодним "расстрелом" картина получилась совершенно иной.
Впрочем, в прошлом году глава ВАП Смаилов разбирал проблемы бюджета, который реализовывал сам как премьер и воспользовался этой ситуацией, чтобы продемонстрировать свою объективность в новом амплуа.
В этом году ситуация была уже иной. Некоторые околоправительственные источники попытались обвинить Смаилова в том, что он, мол, создал те проблемы, которые кабинет Бектенова героически пытается решить, но потом до них дошло, что не стоит давать ВАПу повод оторваться потом на правительстве.
К тому же было принято решение накачивать экономику "позитивом" и не акцентироваться на проблемных зонах.
В итоге обсуждение прошло очень "конструктивно".
Но вопросы остались.
Изучая отчет об исполнении бюджета прошлого года мы видим все то же бестолковое планирование, бестолковую и бессистемную реализацию бюджетных программ, причем в ряде случаев госаудит еще и указывает на неэффективность не то что отдельных программ, но и проводимой в этих сферах госполитики (на примере Минпроса, Миннауки, Минздрава, Минтруда и других).
Традиционно упоминаются махинации со статистикой и отчетностью, отсутствие системы качественных показателей в бюджетном процессе. Ключевым моментом является "отсутствие взаимосвязи между выделенными средствами и показателями результатов".
Отчет недвусмысленно указывает, что если экономический рост не приводит к росту доходов бюджета, то возможно роста, может быть, на самом деле и нету. То же касается и некоторых видов продукции, показавших рекордный объем производства и тут же рекордный скачок цен, что говорит о том, что объем тоже может быть бумажным.
Серьезные вопросы есть к политике содействия занятости и развития МСБ, модернизации инфраструктуры, строительству автомобильных дорог.
Материалы отчета указывают на большой объем теневой экономики, контрабанды и контрафакта, по которым не просто не принимаются, но и не планируется никакие меры.
Серьезной проблемой является, с одной стороны, наличие практики постоянной корректировки целевых показателей, а с другой - несоответствие периодов формирования отчетности (аудит не может оценить эффективность программ, так как их отчетность сделается после презентации и даже принятия годовых отчетов ВАП).
Следствием бестолкового планирования и бесконтрольной реализации экономической политики является постоянное влезание в закрома Нацфонда, а также рост заимствований на внешнем и внутреннем финансовых рынках, что ведет к дополнительным расходам на обслуживание долга. При этом ВАП откровенно указывает на коррупционные риски и риски привлечение займов на невыгодных условиях. Квазигос, по данным аудита, большую займов берет не на инвестиционные цели, а на рефинансирование или обслуживание ранее полученных кредитов. Особой эффективности, транспарентности и ориентированности на результат наш квазигос вообще не демонстрирует.
Общие оценки экономического развития, по мнению ВАП, оптимизмом не блещут:
- "Реальное увеличение покупательской способности и физических объемов производства, отраженное в реальном росте ВВП (4,8%), было нивелировано инфляцией".
- "Растущая зависимость инвестиций от бюджетных вливаний, подверженных влиянию волатильности цен на сырье и состояния государственного бюджета, создает определенные риски для устойчивости инвестиционной деятельности в долгосрочной перспективе по сравнению с финансированием за счет частных средств".
- "Структура экономики Казахстана в 2024 году продолжала характеризоваться преобладанием сферы услуг (58,4% ВВП). Как показывает анализ, доминирующие в секторе услуг виды деятельности (оптовая/розничная торговля, операции с недвижимостью) ориентированы преимущественно на внутренний рынок и не отличаются высокой сложностью, что подтверждается низким значением Индекса экономической сложности".
- "Структура экспорта, по-прежнему, сильно зависит от сырьевых товаров, что делает экономику уязвимой к колебаниям мировых цен".
- "Экономический рост ценен тогда, когда он устойчив и основан на реальном повышении эффективности, производительности и доступности товаров. Рост, сопровождающийся ценовым шоком для населения или рыночными дисбалансами (логистика, хранение), может не отражать реального улучшения в экономике".
- "Формальный рост ВВП сопровождался высокой инфляцией, тревожными сигналами в инвестиционной сфере, противоречиями в отраслевой статистике и сохранением глубоких структурных проблем".
Здесь мы на самом деле новизны в оценках не видим, как, впрочем, и в ситуации с качеством бюджетного процесса.
Эти проблемы ставятся и госаудитом, и экспертами не первый год, но качественного сдвига в экономической и бюджетной политике не происходит. Это не отменяет как несомненных экономических достижений, так и расширения практики внедрения части рекомендаций ВАП в практику правительства и госорганов.
К сожалению, приходится констатировать, что вопросы эффективности и системности до сих пор остаются для государственных экономистов недоступными к пониманию.
В связи с этим возникает вопрос имеет ли смысл повышение фискальной нагрузки на экономику и население, иниицированное не с целью ее стимулирования, а лишь для расширения доходной части бюджета, если операторы бюджетных программ так и не освоили навыки эффективного планирования и управления расходной частью бюджета?
Не забудем и о том, что правительство провоцирует мощное инфляционное давление на экономику, причем цены уже сильно превысили ту индексацию социальных программ, которая была заложена в бюджет нынешнего года. Уже осенью бюджет придется секвестировать или опять залезать в Нацфонд или в долги....
Данияр АШИМБАЕВ
Nomad.su
|
|
- 677 просмотров
Поиск
Опрос
Рубрики
Регион
- #Караганда#КызылОрда#Павлодар
- USA
- «aralmigrant»
- Абайская область
- Азербайджан
- Акмолинская обалсть
- Акмолинская область Кокшетау
- Актау
- Актауская область - Жанаозен
- Актобе
- Актюбинская область
- Алма-Ата - Швейцария - тюрьма
- Алма-Ата
- Алматинская агломерация
- Алматинская обалсть и Щучинско-Боровская курортная зона
- Алматинская область
- Алматинская область и Щучинско-Боровская курортная зона
- Алматы - город республиканского значения СМИ
- Алматы - город республиканского значения
- Алматы
- Алматы город республиканского значения
- Алматы и Алматинская обалсть
- Алматы-Атырау
- Аляска
- Арал
- Аркалык
- Астана - Актобе
- Астана
- Астана окраинная
- Астана праздничная
- Астрахань РФ
- Атырау
- Атырауская область
- Афганистан
- Африка
- Байконыр
- Балтийские страны
- Бишкек
- Ближний Восток
- Бурятия
- ВКО
- Восточный Казахстан
- Газа
- Дальний Восток
- Джетысу
- Евразия
- Европа и Азия
- Жамбыл Улытау Павлодар
- Жамбылская область
- Жезказган
- Жетысуская область
- ЗКО
- Западно-Казахстанская область
- Западный Казахстан
- Казахстан
- Караганда
- Карагандинская область
- Карибский бассейн
- Каспий
- Каспийское море
- Китай
- Конаев
- Костанай
- Костанайская область
- Кызыл - Орда
- Кызыл-Орда
- Кызыл-Ординская область
- Кыргызстан
- Кыргызстан. Бишкек
- Мангистау
- Мангыстау
- Манистау
- Махтаральский район Туркестанской обалсти
- Меркенский район
- Монголия
- Москва
- Москва-Европа-США
- Нур-Султан
- Павлодар
- Павлодарская область
- Пакистан
- Петропавловск
- Постсовок
- Пятая республика Париж
- РФ
- РФ Санкт-Петербург
- Республика Казахстан
- Республика Узбекистан
- Россия
- Россия. Индия.
- СКО
- СУАР
- США
- Санкт-Петербург
- Северная Америка
- Северный Кавказ
- Северо-Казахстанская область
- Семей
- Синьцзянь
- Соединённое Королевство
- Талдыкорган
- Тараз
- Театр СВО и Европа с США
- Темиртау
- Узбекистан
- Украина
- Улытауская область
- Центральная Азия
- Шымкент Кызыл-Орда
- Шымкент
- ЮКО
- Южная Америка
- Япония
- вынужденная миграция
- город Алатау
- город Талдыкорган область Жетісу
- город республиканского значения Алматы
- город республиканского значения Шымкент
- планета
- экологические беженцы
- экологические мигранты
- южная столица
