Вы здесь
Главная ›Выступление Премьер-Министра на встрече с парламентской фракцией партии «Нур Отан»
20.10.2009
Рубрика:
Бір жыл б?рын ?кіметті? ке?ейтілген отырысында Елбасымыз ?лемдік да?дарыс салдарын е?серуді ?кіметті? 2009 – 2010 жылдар?а арнал?ан негізгі к?н т?ртібі етіп белгіледі.
Біз макроэкономикалы? т?ра?тылы?ты ?амтамасыз етуге, экономиканы модернизациялауды жал?астыру?а, ?аза?станды?тарды? ?леуметтік тынышты?ын са?тау?а тиісті болды?.
Экономиканы ж?не ?аржы ж?йесін т?ра?тандыру ба?дарламасын іске асыру?а Мемлекет басшысыны? шешімімен ?лтты? ?ордан 10 млрд. А?Ш доллары б?лінді.
Экономиканы?, ?аржы ж?йесіні? ж?не ?леуметтік саланы? жай-к?йіне дербес жауапкершілік ?кімет пен ?лтты? Банк басшылы?ына ж?ктелген болатын.
По истечении года я со всей ответственностью заявляю: поручения Главы государства выполнены, и выполнены они при активной поддержке партии и парламентской фракции «Нур Отан». То, о чем я буду говорить дальше – это наш общий результат. Мы с вами проделали титаническую работу, возводя антикризисную защиту под руководством нашего Президента.
Кому-то наша работа может показаться неэффективной, и всегда найдутся желающие покритиковать, пообсуждать альтернативные варианты кризисного поведения. Но это будут лишь слова и предположения, которым мы с вами противопоставили энергичные действия и результаты развития.
И мы сохранили макроэкономическую стабильность.
Была обеспечена устойчивость финансовой системы, не потеряно доверие населения к банкам. За 9 месяцев 2009 года прирост депозитов в банковской системе составил практически 20%. Замедлился рост потребительских цен - инфляция за 9 месяцев т.г. составила 4,7%.
Валовые международные резервы и активы Национального фонда находятся на стабильном уровне - порядка 40 млрд. долл. США.
«Ручное» управление экономикой и разумная политика бюджетных расходов сохранили объемы кредитования экономики и малого бизнеса, поддержали потребление и инвестиции.
По итогам года мы прогнозируем положительный прирост экономики.
Мы сохранили социальное спокойствие.
Реальные денежные доходы населения за 8 месяцев текущего года в среднем по стране увеличились почти на 3,5 процента.
В 2009 году на 25 процентов повысились размеры пенсий, стипендий, зарплат работников бюджетной сферы. Социальные пособия в среднем увеличились на 9 процентов.
Уровень безработицы в сентябре составил 6,3 процента. Это – результат. Лучший, чем в годы экономического роста. И это – наш вызов кризису.
В текущем году увеличен государственный образовательный заказ на 3,2 млрд. тенге для студентов-отличников платной формы обучения.
С учетом высказанных вами весной этого года предложений мы приняли решение о расширении возможностей в получении льготных кредитов. Теперь ими могут воспользоваться хорошо успевающие студенты, начиная с 1 курса, и магистранты, без ограничений по специальности. Срок погашения кредита будет увеличен с 15 до 17 лет, а льготный период – с 6 месяцев до года. При этом если залоговое имущество отсутствует, залогом будет выступать гарантия АО «Финансовый центр».
Мы, наконец, не просто сохранили, а задали новые параметры процессу модернизации экономики, реализуя задачу нашего Президента – выйти из кризиса с обновленной, более конкурентоспособной экономикой.
Уже в этом году завершена реализация 22 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью более 2,5 млрд. долларов США.
Реализуется еще 69 масштабных проектов, общий объем инвестиций по которым составляет более 32 млрд. долларов США. Паралич международных рынков капитала не стал камнем преткновения для нашего экономического развития.
Строительство Балхашской ТЭС, Экибастузской ГРЭС-2, Мойнакской ГЭС, магистрального газопровода «Бейнеу – Бозой», железнодорожных линий «Хоргос – Жетиген», «Узень – граница с Туркменистаном», реконструкция автодорожного коридора «Западная Европа – Западный Китай», строительство современных цементных заводов, газохимического комплекса, битумного завода, современных производств по выпуску готовой металлургической продукции, реконструкции нефтеперерабатывающих заводов – это реальные проекты, на которых работают сегодня казахстанцы, это – наш реальный вклад в диверсификацию и модернизацию экономики.
При этом по итогам 9 месяцев 2009 года инвестиции в основной капитал не просто сохранились на прежнем уровне, а увеличились на 2,2 процента, на 5 процентов возрос объем инвестиций из республиканского бюджета.
Приток прямых иностранных инвестиций в первом полугодии составил около 8 млрд. долларов США, торговых кредитов – 20,3 млрд. долларов США.
Достигнуты договоренности с нашими иностранными партнерами по привлечению дополнительных инвестиций для реализации совместных проектов в объемах: 13 млрд. долларов США из Китая, 5 млрд. долларов из Кореи, 3 млрд. долларов из России, более 2 млрд. долларов США из Франции. Это – не абстрактные инвестиции. За ними стоят вполне конкретные и тщательно проработанные проекты.
Беспрецедентная по масштабам государственная поддержка оказана агропромышленному комплексу. Объем инвестиций на селе в текущем году увеличился более чем в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом.
По предварительным данным, валовый сбор зерновых культур в Казахстане в этом году составил около 22 млн. тонн.
Реализуемые по поручению Главы государства антикризисные меры показали свою эффективность и доказали свою состоятельность.
Всего за период реализации антикризисных мер с осени 2007 года экономика страны получила дополнительно почти 3 триллиона тенге (порядка 20 млрд. долл. США).
550 млрд. тенге было направлено на фондирование и дополнительную капитализацию 4-х системобразующих банков.
С 700 тысяч до 5 млн. тенге были повышены гарантии сохранности вкладов населения. Эта норма действует до 1 января 2012 года.
Хочу прокомментировать ситуацию с Альянс банком и БТА Банком.
По Альянс банку. План реструктуризации долга банка получил поддержку кредиторов две недели назад. В результате внешний долг банка сократится до 1 млрд. долл. США, т.е. уменьшится в 4,3 раза.
Данная реструктуризация проходит без представления правительственной гарантии.
По БТА Банку. Агентство по финансовому надзору одобрило 26 сентября т.г. план реструктуризации заимствований банка. До 7 декабря т.г. должны быть приняты решения по долгам БТА Банка со всеми его кредиторами.
Иными словами, удержав банковскую систему от краха, мы, тем самым, устранили потенциальные катастрофические риски для социально-экономического развития.
То же самое в полной мере касается и рынка недвижимости, на поддержку которого с 2007 года направлено более 564 млрд. тенге.
450 недостроенных жилых комплексов с остановившимися кранами и 62 тысячи жертв, готовых в любую минуту к социальному протесту – это был очень жесткий вызов кризиса. Но мы его выдержали.
Мы уже завершили строительство 217 объектов. До конца года еще планируется обеспечить жильем более 16 тысяч дольщиков, в 2010-2011 годах – более 18 тысяч дольщиков.
Фонд недвижимости «Самрук-Казына» через выкуп готового жилья в городах Астаны и Алматы, Акмолинской и Алматинской областях планирует завершить строительство 86 объектов.
Успешно реализуется программа рефинансирования ранее выданных гражданам ипотечных кредитов. Более 32 тысяч ипотечников смогли улучшить условия выданных банковских займов.
Таким образом, ресурсы, выделенные государством для преодоления жилищного кризиса, и взвешенные меры, которые мы с вами вырабатывали и принимали все это время, сыграли свою позитивную роль – рынок недвижимости избежал коллапса, избавив экономику страны от деструктивных потрясений.
Значительные финансовые потоки – почти 195 млрд. тенге – были дополнительно направлены на развитие агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности.
В конце 2007 года на фоне финансовой нестабильности в мире произошел рост цен на продовольствие. Мы приняли ряд оперативных и превентивных мер таможенно-тарифного регулирования.
Во всех регионах республики создавались стабилизационные фонды по основным продуктам питания - зерно, мясо, сухое молоко, растительное масло, сахар и рис. Обеспечивались гарантированные поставки социально-значимых продуктов питания на внутренние рынки по фиксированным ценам путем заключения соответствующих меморандумов с производителями.
С целью расширения посевных площадей приоритетных культур, по которым республика не удовлетворяет свои потребности, были значительно увеличены размеры субсидий. Дополнительные ресурсы были выделены на создание продовольственного пояса вокруг Астаны и холдингу «КазАгро» для реализации инвестиционных проектов.
Разрастающаяся сеть тепличных хозяйств, овощехранилищ, птицефабрик, молочно-товарных ферм, высокотехнологичные комплексы по откорму крупного рогатого скота с производством мяса мирового стандарта, современные мясоперерабатывающие комплексы, производство плодоовощных культур с применением технологии капельного орошения, сборка сельхозтехники – это будущее казахстанского агропрома, способного успешно конкурировать на внешних рынках. А основу этого будущего мы смогли заложить и обеспечить развитие именно в трудные кризисные годы.
В этот период не остался без внимания малый и средний бизнес, более 8 700 проектов которого профинансированы в 2007-2009 годах на сумму 262 млрд. тенге. Государственные закупки, в том числе в нацкомпаниях и холдингах, переориентированы на казахстанских поставщиков.
Тем самым поддержана деловая активность в стране, сохранены рабочие места и созданы новые. И это в условиях кризиса.Еще об одном уникальном антикризисном проекте по занятости населения – о Дорожной карте. По поручению Президента на ее реализацию было направлено 191 млрд. тенге.
Уже более 80% из выделенных средств освоены. Завершены работы на более чем 3600 объектах. Совокупный социальный эффект от реализации Дорожной карты – это более 400 тысяч рабочих мест.
Дорожная карта будет реализовываться и в следующем году. На эти цели мы запланировали 100 млрд. тенге. Местные бюджеты также будут софинансировать проекты Дорожной карты. На 1 тенге из местного бюджета будет выделяться 2 тенге из республиканского.
Есть еще одно важное решение, которое мы приняли буквально на днях – поддержать экономику за счет средств Фонда стрессовых активов.
Средства фонда будут направлены на кредитование предпринимателей, занятых в сфере обрабатывающей промышленности, и поддержку участников долевого строительства.
20 млрд. тенге средств фонда и софинансирование со стороны банков в объеме 8,5 млрд. тенге будут направлены на рефинансирование стандартных кредитов в обрабатывающей промышленности по ставке 8% годовых. Эта ставка почти в 2 раза ниже рыночной. Такая ставка займа в условиях кризиса является самой низкой в СНГ.
На финансирование лизинговых сделок в обрабатывающей промышленности будет направлено 2 млрд. тенге. Ставка для заемщиков также установлена на уровне 8%.
Средства фонда в сумме 20 млрд. тенге предоставлены Банку развития Казахстана, который обеспечит финансирование долгосрочных проектов в обрабатывающей промышленности уже на сумму 50 млрд. тенге также под 8% годовых.
Такие меры для обрабатывающей промышленности являются беспрецедентными в экономической истории страны.
А еще 30 млрд. тенге фондом направлены на завершение строительства проблемных объектов в городах Алматы и Астаны, что решит судьбы более 2500 дольщиков.
Завершая разговор о действиях Правительства в 2007 – 2009 годах, замечу, что испытание кризисом мы – первое Правительство партийного большинства – выдержали. Это было время трудных решений, это было время энергичных действий, это было время, когда режим выживания мы превратили в стратегию преумножения, благодаря выверенным и смелым решениям Главы государства, благодаря мощной и постоянной поддержке со стороны депутатов и партии.
Теперь – о перспективах.
Последние прогнозы развития мировой экономики в 2009-2010 годах внушают хоть и осторожный, но оптимизм.
Однако все международные эксперты сходятся во мнении, что восстановление будет медленным, а меры, принятые для борьбы с мировым кризисом, должны быть прекращены лишь тогда, когда экономический подъем станет более прочным. Докризисные показатели роста глобальной экономики вряд ли будут достигнуты в среднесрочной перспективе.
На этом фоне проект республиканского бюджета на 2010 год является продолжением антикризисных мер.
Правительство прогнозирует, что прирост экономики Казахстана в 2010 году составит 2,4%. В основу прогнозов заложена средняя мировая цена на нефть (Brent) в 2010 году 50 долл. США, в 2011-2014 годах – 60 долл. США.
Как и в текущем году, мы предусматриваем продолжение финансирования начатых инвестиционных проектов социальной сферы и других важнейших проектов.
Финансирование неприоритетных проектов мы передвинули на более поздние сроки.
Мы еще раз пересмотрели текущие расходы государственных органов на 2010-2012 годы и сократили неприоритетные затраты.
На сегодня из 223 школ и 130 объектов здравоохранения, запланированных к реализации в 2007-2011 годах, уже сдано 112 школ и 11 объектов здравоохранения.
В текущем году ведется строительство 111 школ и 80 объектов здравоохранения, в том числе 60 школ и 63 объекта здравоохранения в рамках программы «100 школ, 100 больниц». Из них 63 школы и 23 медицинских объекта будут сданы к концу текущего года.
В проекте республиканского бюджета на следующий год предусмотрены дополнительные средства в сумме 4,8 млрд. тенге на выплату единовременной материальной помощи и льготный проезд участникам и инвалидам войны в связи с празднованием 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне. На реализацию законопроекта «О ветеранах» также запланирован почти 1 млрд. тенге.
Хочу подчеркнуть, что в целом расходы республиканского бюджета в 2010 году на социальную сферу увеличиваются в проекте на 0,8 % к ВВП - до 9,1%. Рост – более чем 250 млрд. тенге. Этот бюджет как никогда является социально ориентированным. Думаю, что в условиях ограниченных доходных источников, это несомненное достижение.
Несмотря на трудности мировой экономики, когда многие страны сокращают социальные расходы, в Казахстане с 1 января 2010 года будет осуществлен рост пенсий и стипендий на 25 процентов, социальных пособий – в среднем на 9 процентов. А с 1 июля 2010 года - повышена заработная плата работникам бюджетной сферы на 25 процентов.
В целях поддержания макроэкономической стабильности в следующем году Правительство установило ряд фискальных ограничений.
Принято решение об отказе от целевого трансферта из Национального фонда со следующего года. А это порядка 300 млрд. тенге. Только гарантированный трансферт в размере более 1 трлн. тенге будет поступать в бюджет.
Чтобы восстановить баланс доходов бюджета Правительство предлагает сохранить ставку корпоративного подоходного налога в 2010-2012 годах на уровне текущего года, то есть в 20%.
Правительство предлагает увеличить по сравнению с текущим годом размер планового дефицита бюджета до 4,1%. В абсолютном выражении это составляет порядка 150 млрд. тенге.
С учетом предложений депутатов считаю возможным поддержать дополнительные расходы на строительство и реконструкцию объектов питьевого водоснабжения в размере 10 млрд. тенге и строительство и реконструкцию дорог местного значения в размере 5 млрд. тенге.
Для исполнения поручения Главы государства считаю необходимым также выделить дополнительные средства на защиту Астаны от затопления паводковыми водами.
Помимо этого, с учетом складывающейся макроэкономической ситуации Правительство на этой неделе внесет в Парламент проект уточненного республиканского бюджета на 2009 год. В целом мы планируем сократить расходы на 40 млрд. тенге и перераспределить ряд расходов с учетом текущей ситуации.
В завершение темы бюджета я хочу остановиться на вопросе всеобщего декларирования доходов и имущества граждан.
Последние налоговые реформы, направленные на снижение общей налоговой нагрузки и приближение нашей налоговой системы к международным стандартам, дают нам возможность усилить налоговую конкуренцию за привлечение инвестиций в республику.
Межстрановое сравнение ставок налогов сегодня в пользу Казахстана, наличие Налогового кодекса как «закона максимально прямого действия», значительное упрощение налогового администрирования дает налогоплательщикам возможность повысить свою конкурентоспособность.
В тоже время уровень «теневых» доходов, не охваченных налогообложением, по экспертной оценке, ежегодно превышает 1 триллион тенге. И это при том, что ставка индивидуального подоходного налога в Казахстане является одной из самых низких в мире - 10 %.
Поэтому следующим шагом налоговой реформы станет поэтапное введение всеобщего декларирования доходов и имущества граждан. Это позволит осуществлять анализ задекларированных доходов с расходами налогоплательщиков, что существенно снизит коррупцию и повысит доходы бюджета.
В настоящее время Правительство завершает разработку Плана поэтапного перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества физических лиц. В ближайшее время План будет представлен Главе государства на рассмотрение.
«События 2007-2009 годов» обострили зависимость экономики страны от добывающих секторов и мировых цен на сырьевые товары. Если мы хотим обеспечить устойчивое развитие Казахстана в долгосрочном периоде, необходимо переломить текущую ситуацию.
Прошли те времена, когда в условиях беспрецедентного уровня цен на сырьевые товары, можно было лишь говорить про необходимость диверсификации. Настала пора решительных действий.
Одна из основных задач Правительства на ближайшие годы – форсированная диверсификация экономики, развитие несырьевого сектора, ориентированного на экспорт.
Глава государства в своем выступлении на XII внеочередном съезде партии «Hyp Отан» обозначил четкие приоритеты в этом направлении.
В настоящее время Правительство активно работает над выполнением поставленных задач.
В ноябре текущего года будет завершена разработка карты индустриализации и отраслевых мастер-планов.
Они лягут в основу пятилетней программы форсированного индустриально-инновационного развития.
До конца года мы придем к вам, и Министр индустрии и торговли Исекешев А.О. доложит об этой программе.
Я хочу остановиться на еще одном, не менее важном аспекте – инвестиционном климате.
Правительство отчетливо понимает, что благоприятный деловой и инвестиционный климат закладывает прочную основу конкурентоспособности нашей страны. Это будет являться ключевым фактором, определяющим успех наших планов по диверсификации экономики.
Правительство продолжит проведение радикальных мер по улучшению инвестиционного климата. Наша цель - создать наилучшие в регионе условия по ведению бизнеса.
Уже в самое ближайшее время вашему вниманию будет предложен пакет первоочередных мер.
В частности, для субъектов малого бизнеса будет предложено полностью устранить требование о минимальном уставном капитале, сделать необязательным наличие печати, устранить требования по нотариальному заверению свидетельства о регистрации и других пост-регистрационных документов.
В области защиты инвесторов предлагается дальнейшее совершенствование Закона об акционерных обществах в части защиты миноритарных акционеров и прозрачности деятельности обществ.
Это лишь некоторые оперативные меры. Помимо этого будут реализовываться системные меры как по улучшению бизнес-климата, так и по формированию системы его поддержки.
На открытии III сессии Парламента четвертого созыва Глава государства поручил Правительству до конца текущего года завершить разработку Стратегического плана развития страны на следующее десятилетие.
Президентом страны определены пять главных векторов развития страны до 2020 года. Это:
- ускоренная подготовка к восстановлению экономики;
- форсированная диверсификация в рамках новой программы индустриализации страны;
- инвестиции в будущее;
- предоставление качественных услуг для граждан;
- укрепление межнационального согласия и обеспечение стабильности внешних связей.
Эти ключевые направления определяют контуры развития Казахстана на следующее десятилетие, задают видение нового Казахстана с диверсифицированной экономикой и с высоким уровнем жизни его граждан.
По каждому из этих направлений мы практически уже завершаем проработку и выстраиваем цельную, логически взаимоувязанную систему оперативных и долгосрочных мер, которые обеспечат успешную реализацию поручений Главы государства по стратегическому развитию страны в ближайшие десять лет.
Предлагаю в декабре встретиться в этом составе еще раз, чтобы всесторонне, детально и беспристрастно обсудить проект Стратегического плана до 2020 года, а затем наша единая позиция будет представлена на рассмотрение Президента.
- 13138 просмотров
Поиск
Опрос
Рубрики
Регион
- #Караганда#КызылОрда#Павлодар
- USA
- «aralmigrant»
- Абайская область
- Азербайджан
- Акмолинская обалсть
- Актау
- Актауская область - Жанаозен
- Актобе
- Актюбинская область
- Алма-Ата - Швейцария - тюрьма
- Алма-Ата
- Алматинская агломерация
- Алматинская обалсть и Щучинско-Боровская курортная зона
- Алматинская область
- Алматинская область и Щучинско-Боровская курортная зона
- Алматы - город республиканского значения
- Алматы
- Алматы и Алматинская обалсть
- Алматы-Атырау
- Арал
- Аркалык
- Астана - Актобе
- Астана
- Астана окраинная
- Астана праздничная
- Атырау
- Афганистан
- Байконыр
- Балтийские страны
- Бишкек
- Ближний Восток
- Бурятия
- Восточный Казахстан
- Газа
- Дальний Восток
- Джетысу
- Евразия
- Европа и Азия
- Жамбыл Улытау Павлодар
- Жамбылская область
- Жезказган
- Жетысуская область
- ЗКО
- Западно-Казахстанская область
- Западный Казахстан
- Казахстан
- Караганда
- Карагандинская область
- Каспий
- Каспийское море
- Китай
- Конаев
- Костанай
- Кызыл - Орда
- Кызыл-Орда
- Кызыл-Ординская область
- Кыргызстан
- Кыргызстан. Бишкек
- Мангистау
- Мангыстау
- Манистау
- Меркенский район
- Монголия
- Москва
- Москва-Европа-США
- Нур-Султан
- Павлодар
- Петропавловск
- Постсовок
- Пятая республика Париж
- РФ
- РФ Санкт-Петербург
- Республика Узбекистан
- Россия
- Россия. Индия.
- СКО
- СУАР
- США
- Санкт-Петербург
- Северная Америка
- Северо-Казахстанская область
- Семей
- Синьцзянь
- Соединённое Королевство
- Талдыкорган
- Тараз
- Театр СВО и Европа с США
- Узбекистан
- Украина
- Улытауская область
- Центральная Азия
- Шымкент Кызыл-Орда
- Шымкент
- ЮКО
- Япония
- вынужденная миграция
- город Талдыкорган область Жетісу
- город республиканского значения Алматы
- город республиканского значения Шымкент
- планета
- экологические беженцы
- экологические мигранты
- южная столица
Комментарии